ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.09.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIV - XV веков консолидировались вокруг Москвы. Южные и западные русские земли стали составной частью Великого княжества Литовского.
2) Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России.
Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган. В 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Екатерина II считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она назначила на Украину генерал - прокурора П.А. Румянцева. В самом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось. В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.
Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.
Екатерина II провела ряд реформ, в том числе губернскую реформу, судебную реформу, дала «Жалованную грамоту дворянству», «Жалованную грамоту городам», пыталась проводить реформу и в области образования. Оценки ее правления (См. в хрестоматии статью «Историческое значение деятельности Екатерины II. Различные оценки историков.») в исторической науке не однозначны.
3) Политика нэпа могла стабилизировать положение в экономике, создать устойчивый, постепенный рост. Но она не могла вывести страну на качественно новый виток развития, обеспечить индустриальную и военную мощь на уровне передовых государств. К тому же нэп предусматривал рыночную составляющую и наличие «эксплуататоров» в городе и деревне, что расходилось с идеалами коммунизма.
Партия начала политику индустриализации, курс на которую был принят XIV съездом партии (декабрь 1925 г.). Единственным серьезным источником инвестиций для развернувшегося массового строительства промышленных предприятий была деревня. Коллективизация означала фактически возвращение к внеэкономическим методам принуждения крестьян к труду. За счет этого, невзирая на общее сокращение сельскохозяйственного производства, государство стало получать огромные дополнительные доходы. Помогла и Великая депрессия на Западе (1929—1933). Кризис сбыта требовал поиска новых рынков, западные страны в этот период были плохими покупателями, а Советский Союз демонстрировал поистине безграничные финансовые возможности. Принципиально новой была технология реализации индустриализации. В ее основе лежали пятилетние планы развития народного хозяйства СССР. Первый пятилетний план был прият в мае 1929 г. V съездом Советов. До войны успели принять три пятилетних плана. И хотя по факту пятилетки выполнялись далеко не полностью, они создавали большие стратегические преимущества в развитии народного хозяйства. В итоге к концу 1930-х гг. СССР превратился в мощную, индустриально развитую державу, вполне конкурентоспособную по сравнению с ведущими странами Запада. Следует отметить и другие позитивные последствия индустриализации. Была ликвидирована безработица, создан слой высококвалифицированных рабочих. В массовом порядке необходимо было готовить инженерные кадры, что привело к ускорению развития высшего образования. Одновременное появление большого числа строящихся и вводимых в строй объектов в самых разных отраслях народного хозяйства расширяло социальные горизонты для миллионов советских людей, давало им возможность в короткие сроки получить образование и сделать карьеру.
Однако за все успехи пришлось расплачиваться деревне. Идея коллективизации заключалась в ликвидации индивидуального крестьянского хозяйства и создании на основе обобществления средств производства нового типа общественного хозяйства. Такое хозяйство уже не могло свободно распоряжаться произведенной продукцией. Большая часть продукции сдавалась государству, оставшегося едва хватало на пропитание, и то не всегда.
Решение о начале коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 г. Массовая коллективизация разворачивается с 1929 г. Только за октябрь—декабрь 1929 г. в колхозы вступило 2,4 млн. хозяйств, вдвое больше, чем за предшествующие 12 лет. Такая политика вызвала ожесточенное сопротивление деревни. С целью укрепить органы Советской власти партия посылает в деревню отряд «двадцатипятитысячников» (реально их было больше) — прокоммунистически настроенных рабочих и партийных активистов. С помощью карательных органов они должны были помочь в создании колхозов и борьбе с кулаками. На местах руководители нередко стремились превзойти и эти сверхфорсированные сроки. Массовое сопротивление вызвало ужесточение репрессивных мер. Когда в 1932 г. в стране ввели паспортную систему, ее не распространили на крестьян. Без паспорта крестьянин не мог свободно передвигаться и фактически оказался прикрепленным к земле.
Для крестьянства последствия коллективизации были очень тяжелыми. Резкое сокращение сельскохозяйственного производства изъятие основной массы произведенной продукции государством, привели к уменьшению личного потребления. В 1932 г. начался массовый голод. Он охватил Дон, Кубань, Нижнюю и Среднюю Волгу, часть Центрально-Черноземной полосы, Южный Урал, юг Сибири, Казахстан и всю Украину. При этом государство не прекратило экспорт хлеба, выручая валюту для нужд индустриализации. Коллективизация надолго отбросила сельское хозяйство назад. Лишь к концу 1930-х гг. сельскохозяйственному производству удалось достичь уровня конца 1920-х.
Билет 7
1) Татаро-монгольское нашествие и установление ига 2) Внешняя политика Екатерины II 3) «Культурна революция»
-
К началу монголо-татарского нашествия Русь уже более ста лет находилась в условиях феодальной раздробленности. Это ослабило Русь как в политическом, так и в военном отношении. Первое поражение от монголо-татар русские понесли в 1223 г. во время столкновения у реки Калки. Поражение на Калке вошло в историю как одно из самых сильных и тяжелых. Монголы к началу нашествия на Русь обладали огромной территорией, сильным, организованным войско, централизованной властью. Нашествие татаро-монгол на Русь началось в 1237 г. под руководством хана Батыя. Первой пала Рязань. Батый не дошел 100 верст до Новгорода и повернул назад. На следующий год основной удар монголо-татарской экспансии пришелся на юг. Были захвачены Киев, Чернигов и многие другие города. Последними были разгромлены города Галицко-Волынской земли. Монгольские правители разжигали вражду между русскими князьями, не допуская централизации русских земель.
По возвращении из европейского похода хан Батый и окружавшая его знать обосновались на Нижней Волге, где в 1243 г. возникло государство монголов — Золотая Орда (улус Джучидов, или Кыпчакское ханство, со столицей в Сарае). Некоторое время государство это находилось в номинальном подчинении у монгольского великого хана, пребывавшего в Каракоруме. Александр Невский, ставший великим князем (1252—1263), проводил осторожную политику. Эта политика заключалась в том, чтобы, поддерживая мирные отношения с ханами Золотой Орды (для решительной борьбы с ней разорённая Русь ещё не имела необходимых сил) и в то же время объединяя постепенно русские земли, оказывать решительный вооруженный отпор крестоносным захватчикам на северо-западе.
Золотоордынские ханы требовали явки всех русских князей в Орду за ярлыками (грамотами), утверждавшими их право на княжение. Ханы широко применяли систему заложничества, подкупы, убийства и обман, стремясь использовать отсутствие политического единства иа Руси. Татаро-монгольское нашествие, подорвав экономику страны, усилило феодальные распри на Руси.
2) Сразу же после восшествия на престол Екатерина расторгла военный союз с Пруссией, заключенный Петром III. При Екатерине сформировался новый внешнеполитический курс России, который заключался в том, чтобы действовать в соответствии с собственными интересами,не находясь в постоянной зависимости от других государств.
Екатерине пришлось решать три проблемы, оставшиеся ей в наследство:
-
Возврат белорусских и украинских земель, остававшихся в составе Польши;
-
Обеспечение безопасности южных окраин России и выход к Черному морю;
-
Упрочение России на берегах Балтийского моря.
В конце 1768 г. Турция объявила войну России. Военные действия развернулись на трех фронтах: в Крыму, на Дунае и в Закавказье, куда русские войска вошли по просьбе Грузии. Война с Турцией закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.), по которому к России отошли значительные территории. Но в 1787 г. началась вторая русско-турецкая война. В ней проявил свои полководческие таланты А.В. Суворов. Война закончилась победой России в 1791 г.
3) Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества[1][2], в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции[3].
Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»[4]: «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток[5]. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг.[6][7]. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией[8]. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе[9][10]. К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства[3]. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров[8] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды[2][12].