ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
5.2. Техническое обслуживание
Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, имеющим целью предупреждение и отдаление момента достижения автомобилем и его элементами предельного состояния, т.е. отказов и неисправностей.
Основные задачи ТО:
предупреждение (профилактика) отказов и неисправностей (метод: возвращение системы в начальное или близкое к нему техническое состояние Yi→ YН(Y’Н));
отдаление момента достижения системой предельного состояния YП т.е. увеличение ресурса (метод: сокращение интенсивности изменения параметров технического состояния изделия - применение более качественных материалов, соблюдение правил эксплуатации, качественное обслуживание и др.);
поддержание санитарно-гигиенического состояния и удовлетворительного внешнего вида автомобиля, а также создание условий для эффективного проведения работ ТО и Р (метод: уборка, мойка, санитарная обработка, очистка, окраска).
Характерные работы ТО: контрольно-диагностические, заправочные, крепежные, смазочные, регулировочные, моечные, уборочные и др.
Особенность работ ТО:
поддержание технического состояния в заданных пределах YН≤Yi≤YПД;
регулярность и плановость – выполнение с определенной, заранее заданной наработкой, называемой периодичностью ТО – lТО;
значительное влияние на безотказность, долговечность, экономичность и экологичность;
выполнение, как правило, без разборки или с минимальной разборкой;
сравнительно малая трудоемкость и продолжительность операций ТО;
сравнительно малая наработка (периодичность lТО = 3…25 тыс. км);
выполнение операций, как правило, группами, называемыми видами (ступенями) ТО. Например, в России: ежедневное обслуживание (ЕО); ТО-1, ТО-2 и другие – периодическое обслуживание; сезонное обслуживание (СО) и др. В зарубежной практике виды ТО: А, В, С, D и др.
ТО, как правило, выполняется владельцами транспортных средств своими силами или на специализированных предприятиях: станциях технического обслуживания, в мастерских и др.
5.3. Ремонт
Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособности изделия и его элементов, а также устранения отказов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.
Характерные ремонтные работы: контрольно-диагностические и дефектовочные, разборочные, сборочные, слесарные, механические, сварочные, кузовные, малярные и др.
Особенности ремонтных работ:
выполняются, как правило, по достижении предельного состояния, т.е. по потребности;
наработка до ремонта обычно превышает периодичность ТО;
необходима частичная или полная разборка агрегата, автомобиля;
имеют значительную трудоемкость и стоимость;
необходимо применение достаточно сложного специального и универсального оборудования (станочное, сварочное, окрасочное и др.);
объектом ремонта может быть весь автомобиль, агрегат, сборочная единица или деталь.
Различают следующие виды ремонта.
Текущий ремонт (ТР) предназначен для устранения возникающих в процессе эксплуатации автомобилей отказов и неисправностей, а также для обеспечения установленных нормативов ресурса автомобилей и агрегатов до капитального ремонта или списания. ТР, как правило, выполняется на автотранспортных предприятиях между или одновременно с ТО, в специализированных ремонтных мастерских и на СТО.
Капитальный ремонт (КР) автомобиля или агрегата. Целью капитального ремонта является регламентирование восстановление работоспособности изделия до нормативного уровня, близкого к новому изделию (ресурс 80 % и более). КР выполняется, как правило, на специализированных авторемонтных предприятиях.
Восстановительный ремонт деталей (ВРД) имеет целью восстановление номинального уровня работоспособности, соответствующего показателям новых деталей. Проводится на специализированных предприятиях, а в ряде стран - заводами-изготовителями или их дочерними компаниями. В зарубежной практике это называется ремонтом, выполняемым в соответствии со спецификациями изготовителей.
5.4. Восстанавливаемые и ремонтируемые изделия
Если при достижении предельного состояния изделие конструктивно может быть восстановлено, то оно называется восстанавливаемым. Примеры: автомобиль, агрегат, система, ряд деталей. У восстанавливаемого изделия полный ресурс значительно превосходит наработки на отказы.
Если изделие конструктивно не допускает восстановления (лампы, ремни, прокладки, накладки, провода, свечи и др.), то оно называется невосстанавливаемым. Наработка до отказа и полный ресурс таких изделий совпадают.
Если в конкретных экономических и технических условиях (ресурсы, цены новых и отремонтированных изделий и др.) ремонт изделия является целесообразным, то оно называется ремонтируемым. В противном случае – неремонтируемым.
Проводя профилактику, нельзя полностью исключить возникновение отказов и неисправностей, так как они возникают под действием многочисленных, иногда неизвестных факторов, а наработка на отказ или неисправность является случайной величиной, нижнее значение которой практически приближается к нулю.
Поэтому на практике реальной принимается III стратегия, являющаяся комбинацией I стратегии поддержания (ТО) и II стратегии восстановления (Р) работоспособности.
Эта комбинация составляет основу системы технического обслуживания и ремонта. Причем техническое обслуживание и ремонт выступают в виде «сообщающихся сосудов». Чем эффективнее обслуживание (оптимальные периодичность и состав профилактических работ), тем реже возникают отказы и неисправности и меньше затраты на ремонт.
Поэтому одним из показателей эффективности технической эксплуатации, ее целевой функцией U являются суммарные затраты на ТО (С1) и ремонт (СII), которые при удовлетворении прочих условий должны быть минимизированы
. (5.3)
Оптимальное значение целевой функции U0Σ = (СΣ)min.
Соотношение объемов профилактических и ремонтных работ, выполняемых по стратегии III, зависит от качества изготовления, конструкции и технического состояния подвижного состава, организации технологического процесса и состояния производственной базы, условий эксплуатации, установленной периодичности и объемов обслуживания.
Выбор стратегии технических воздействий имеет существенное влияние на величину затрат и эффективность работы системы по поддержанию подвижного состава в технически исправном состоянии. Неправильный выбор стратегии может сопровождаться, с одной стороны, большими простоями и объемами работ по устранению отказов (стратегия по потребности), а с другой – чрезмерно большим объемом профилактических работ для автомобилей и их агрегатов (плановая стратегия при недостаточно развитом диагностировании). При выборе наиболее выгодной стратегии технических воздействий используются как экономические, так и технические критерии. Отсюда можно сделать ряд практических выводов.
Во-первых, изменяя содержание технического обслуживания (состав работ, периодичность), можно влиять на одну из целевых функций технической эксплуатации UΣ, т.е. управлять ею.
Во-вторых, очевидно прямое влияние технического обслуживания на ремонт. В-третьих, частота, содержание и объемы ремонтных работ при прочих равных условиях (конструкция автомобиля, условия эксплуатации и др.) являются одним из показателей качества технического обслуживания.
5.5 Тактики обеспечения и поддержания работоспособности
При обслуживании автомобилей, как и многих других изделий, применяются две тактики проведения профилактических работ, т.е. доведения автомобиля, агрегата, системы до нормативного технического состояния: по наработке (I-1) и по техническому состоянию (I-2).
5.5.1. Техническое обслуживание по наработке
При обслуживании по наработке (I-1) всем изделиям при достижении назначенной наработки lТО (периодичность ТО) выполняется установленный (регламентный) объем профилактических работ (смена масла, регулирование тормозных механизмов и др.), а параметры технического состояния или качества материалов доводятся до номинального или близкого к нему значения. Эта тактика проста в применении, однако у нее есть существенный недостаток, который состоит в том, что в условиях неизбежной вариации показателей технического состояния значительная часть изделий имеет потенциальную наработку до отказа (запас ресурса), существенно превосходящую установленную периодичность ТО х > lТО и для этих изделий (или случаев) техническое обслуживание с периодичностью lТО является как бы преждевременным и вызывает дополнительные затраты.
5.5.2. Техническое обслуживание по состоянию
Многие изделия с учетом состояния по экономическим соображениям было бы целесообразно обслуживать реже, например через одно ТО (2lТО). Но для этого необходимо при каждом ТО проконтролировать техническое состояние всех изделий (обслуживание по состоянию I-2) и разделить их на две группы. Первая группа имеет потенциальную наработку на отказ, приходящуюся на очередной межосмотровой промежуток (от lТО до 2lТО): 2lТО >х≥ lТО. Эти изделия требуют не только контроля (контрольная часть профилактической операции), но и выполнения работ (крепежных, регулировочных, смазочных и др.), обеспечивающих восстановление номинального или близкого к нему значения параметров технического состояния – исполнительская часть профилактической операции. Если такая работа не будет выполнена, то эта группа изделий откажет в интервале наработки lТО …2lТО.
Вторая группа изделий имеет потенциальную наработку на отказ х>2lТО, т.е. они могут безотказно проработать до очередного ТО. Поэтому для них достаточно ограничиться контролем (диагностикой) технического состояния, а исполнительскую часть отложить до следующего обслуживания (2lТО)