ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.2. Техническое обслуживание

Техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, имеющим целью предупреждение и отдаление момента достижения автомобилем и его элементами предельного состояния, т.е. отказов и неисправностей.

Основные задачи ТО:

  1. предупреждение (профилактика) отказов и неисправностей (метод: возвра­щение системы в начальное или близкое к нему техническое состояние Yi YН(YН));

  2. отдаление момента достижения системой предельного состояния YП т.е. увеличение ресурса (метод: сокращение интенсивности изменения параметров технического состояния изделия - применение более качественных материалов, соблюдение правил эксплуатации, качественное обслуживание и др.);

  3. поддержание санитарно-гигиенического состояния и удовлетворительного внешнего вида автомобиля, а также создание условий для эффективного проведе­ния работ ТО и Р (метод: уборка, мойка, санитарная обработка, очистка, окраска).

Характерные работы ТО: контрольно-диагностические, заправочные, крепежные, смазочные, регулировочные, моечные, уборочные и др.

Особенность работ ТО:

  1. поддержание технического состояния в заданных пределах YНYiYПД;

  2. регулярность и плановость – выполнение с определенной, заранее заданной наработкой, называемой периодичностью ТО – lТО;

  3. значительное влияние на безотказность, долговечность, экономичность и экологичность;

  4. выполнение, как правило, без разборки или с минимальной разборкой;

  5. сравнительно малая трудоемкость и продолжительность операций ТО;

  6. сравнительно малая наработка (периодичность lТО = 3…25 тыс. км);

  7. выполнение операций, как правило, группами, называемыми видами (ступе­нями) ТО. Например, в России: ежедневное обслуживание (ЕО); ТО-1, ТО-2 и другие – периодическое обслуживание; сезонное обслуживание (СО) и др. В зарубежной практике виды ТО: А, В, С, D и др.

ТО, как правило, выполняется владельцами транспортных средств своими силами или на спе­циализированных предприятиях: станциях технического обслуживания, в мастер­ских и др.

5.3. Ремонт

Ремонт предназначен для восстановления и поддержания работоспособ­ности изделия и его элементов, а также устранения отказов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.


Характерные ремонтные работы: контрольно-диагностические и дефектовочные, разборочные, сборочные, слесарные, механические, сварочные, кузовные, малярные и др.

Особенности ремонтных работ:

  • выполняются, как правило, по достижении предельного состояния, т.е. по потребности;

  • наработка до ремонта обычно превышает периодичность ТО;

  • необходима частичная или полная разборка агрегата, автомобиля;

  • имеют значительную трудоемкость и стоимость;

  • необходимо применение достаточно сложного специального и универсаль­ного оборудования (станочное, сварочное, окрасочное и др.);

  • объектом ремонта может быть весь автомобиль, агрегат, сборочная единица или деталь.

Различают следующие виды ремонта.

Текущий ремонт (ТР) предназначен для устранения возникающих в процессе эксплуатации автомобилей отказов и неисправностей, а также для обеспечения установленных нормативов ресурса автомобилей и агрегатов до капитального ремонта или списания. ТР, как правило, выполняется на автотранспортных пред­приятиях между или одновременно с ТО, в специализированных ремонтных мастерских и на СТО.

Капитальный ремонт (КР) автомобиля или агрегата. Целью капитального ремонта является регламентирование восстановление работоспособности изделия до нормативного уровня, близкого к новому изделию (ресурс 80 % и более). КР выполняется, как правило, на специализированных авторемонтных предприятиях.

Восстановительный ремонт деталей (ВРД) имеет целью восстановление номинального уровня работоспособности, соответствующего показателям новых деталей. Проводится на специализированных предприятиях, а в ряде стран - заво­дами-изготовителями или их дочерними компаниями. В зарубежной практике это называется ремонтом, выполняемым в соответствии со спецификациями изгото­вителей.


5.4. Восстанавливаемые и ремонтируемые изделия

Если при достижении предельного состояния изделие конструктивно может быть восстановлено, то оно называется восстанавливаемым. Примеры: автомо­биль, агрегат, система, ряд деталей. У восстанавливаемого изделия полный ресурс значительно превосходит наработки на отказы.

Если изделие конструктивно не допускает восстановления (лампы, ремни, прокладки, накладки, провода, свечи и др.), то оно называется невосстанавли­ваемым. Наработка до отказа и полный ресурс таких изделий совпадают.

Если в конкретных экономических и технических условиях (ресурсы, цены новых и отремонтированных изделий и др.) ремонт изделия является целе­сообразным, то оно называется ремонтируемым. В противном случае – неремонти­руемым.

Проводя профилактику, нельзя полностью исключить возникновение отказов и неисправностей, так как они возникают под действием многочисленных, иногда неизвестных факторов, а наработка на отказ или неисправность является случай­ной величиной, нижнее значение которой практически приближается к нулю.

Поэтому на практике реальной принимается III стратегия, являющаяся комбинацией I стратегии поддержания (ТО) и II стратегии восстановления (Р) работоспособности.

Эта комбинация составляет основу системы технического обслуживания и ремонта. Причем техническое обслужи­вание и ремонт выступают в виде «сообщающихся сосудов». Чем эффективнее обслуживание (оптимальные периодичность и состав профилактических работ), тем реже возникают отказы и неисправности и меньше затраты на ремонт.

Поэтому одним из показателей эффективности технической эксплуатации, ее целевой функцией U являются суммарные затраты на ТО (С1) и ремонт (СII), которые при удовлетворении прочих условий должны быть минимизированы

. (5.3)

Оптимальное значение целевой функции U0Σ = (СΣ)min.

Соотношение объемов профилактических и ремонтных работ, выполняемых по стратегии III, зависит от качества изготовления, конструкции и технического состояния подвижного состава, орга­низации технологического процесса и состояния производствен­ной базы, условий эксплуатации, установленной периодичности и объемов обслуживания.


Выбор стратегии технических воздействий имеет существенное влияние на величину затрат и эффективность работы системы по поддержанию подвижного состава в технически исправном со­стоянии. Неправильный выбор стратегии может сопровождаться, с одной стороны, большими простоями и объемами работ по уст­ранению отказов (стратегия по потребности), а с другой – чрезмерно большим объемом профилактических работ для автомоби­лей и их агрегатов (плановая стратегия при недостаточно разви­том диагностировании). При выборе наиболее выгодной страте­гии технических воздействий используются как экономические, так и технические критерии. Отсюда можно сделать ряд практических выводов.

Во-первых, изменяя содержание технического обслуживания (состав работ, периодичность), можно влиять на одну из целевых функций технической эксплуатации UΣ, т.е. управлять ею.

Во-вторых, очевидно прямое влияние технического обслуживания на ремонт. В-третьих, частота, содержание и объемы ремонтных работ при прочих равных условиях (конструкция автомобиля, условия эксплуатации и др.) являются одним из показателей качества технического обслуживания.


5.5 Тактики обеспечения и поддержания работоспособности

При обслуживании автомобилей, как и многих других изделий, применяются две тактики проведения профилактических работ, т.е. доведения автомобиля, агрегата, системы до нормативного технического состояния: по наработке (I-1) и по техническому состоянию (I-2).

5.5.1. Техническое обслуживание по наработке

При обслуживании по наработке (I-1) всем изделиям при достижении назна­ченной наработки lТО (периодичность ТО) выполняется установленный (регла­ментный) объем профилактических работ (смена масла, регулирование тормозных механизмов и др.), а параметры технического состояния или качества материалов доводятся до номинального или близкого к нему значения. Эта тактика проста в применении, однако у нее есть существенный недостаток, который состоит в том, что в условиях неизбежной вариации показателей технического состояния значительная часть изделий имеет потенциальную наработку до отказа (запас ресурса), существенно пре­восходящую установленную периодичность ТО х > lТО и для этих изделий (или случаев) техническое обслуживание с периодичностью lТО является как бы преж­девременным и вызывает дополнительные затраты.

5.5.2. Техническое обслуживание по состоянию

Многие изделия с учетом состояния по экономическим соображениям было бы целесообразно обслуживать реже, например через одно ТО (2lТО). Но для этого необходимо при каждом ТО проконтролировать техническое состояние всех изделий (обслуживание по состоянию I-2) и разделить их на две группы. Первая группа имеет потенциаль­ную наработку на отказ, приходящуюся на очередной межосмотровой проме­жуток (от lТО до 2lТО): 2lТО >х≥ lТО. Эти изделия требуют не только контроля (контрольная часть профилактической операции), но и вы­полнения работ (крепежных, регулиро­вочных, смазочных и др.), обеспечивающих восстановление номинального или близкого к нему значения параметров технического состояния – исполнительская часть профилактической операции. Если такая работа не будет выполнена, то эта группа изделий откажет в интервале нара­ботки lТО …2lТО.

Вторая группа изделий имеет потенциальную наработку на отказ х>2lТО, т.е. они могут безотказно проработать до очередного ТО. Поэтому для них достаточно ограничиться контролем (диагностикой) технического состоя­ния, а исполнительскую часть отложить до следующего обслуживания (2lТО)