Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций (Коммуникативное поведение в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Личностный барьер – это коммуникативная помеха, порождаемая эмоциями человека, его системой ценностей или неумением выслушать собеседника. Зачастую они могут возникнуть из-за разницы в образовании, поле, расовой принадлежности, социальном статусе.

Физический барьер – это коммуникативная помеха, возникающая в материальной сфере коммуникаций. Это может быть неожиданно появившийся шум, заглушающий голос собеседника, расстояние между людьми, стена или статическая помеха.

Языковой барьер – коммуникативный барьер, возникающий по причине языковых различий между отправителем и получателем.

Организационный барьер – коммуникационная помеха, обусловленная характеристиками самой организации: количество звеньев, взаимосвязи между ними, распределение обязанностей и прав, ответственности и т.п.

Культурный барьер – коммуникативная помеха, возникающая из-за культурных различий между отправителем и получателем, незнания национальных традиций, обычаев, норм, системы ценностей и т.п.[14]

Стилистический барьер - ему под силу разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению. Так, наукообразный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, или официально деловой стиль речи – в ситуации доверительной беседы.

К психологическим барьерам межличностного общения относятся все осознаваемые и неосознаваемые трудности и препятствия, возникающие между индивидами, которые вступают друг с другом в психологический контакт. В этой ситуации нужно заметить, что эти препятствия и трудности иногда осознаются, а иногда и не осознаются самими участниками коммуникаций. Степень и характер их осознания также бывают разными.

Барьеры отношений являются психологическим феноменом, который появляется между участниками в ходе общения. Это может быть чувство неприязни, недоверия к самому партнеру, которое распространяется и на информацию, которую он передаёт. В случае, когда партнеры настроены по отношению друг к другу доброжелательно и с симпатией, то барьеры отношений не возникают, а непонимание всегда получается преодолеть. Людям свойственно больше доверять информации, которая поступает от приятных им других людей.

Барьер отрицательных эмоций. Эмоции являются субъективной реакцией человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющейся в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса. Не все эмоции являются препятствиями в общении, но существуют такие эмоций, в результате которых получается такой результат. Эмоциональные барьеры появляются в результате устойчивых отрицательных эмоций. К таким эмоциям относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом.


В соответствии с этими эмоциями можно выделить личностные барьеры отрицательных эмоций. К ним относятся следующие барьеры:

Барьер страдания. Этот барьер общения обычно вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

Барьер гнева. Этот барьер особенно сложен в преодолении, поскольку гнев вызывает действия, которые препятствуют нормальному общению, оскорбления и т.д. Гневу под силу удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее пользуется им в словах или агрессивных действиях.

Барьер отвращения и брезгливости. Этот барьер появляется по причине нарушений другими людьми простых норм этики поведения или по причине «гигиенического неприятия» другого человека. Необходимо отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но это не работает по отношению к гигиеническим отклонениям. Именно с этим отклонением они не в состоянии бороться, поэтому надолго запоминает его, что влечёт за собой твёрдый барьер в общении.

Барьер презрения. Он похож на барьер отвращения. Ему свойственно ограничивать контакты с человеком, который вызывает негативные эмоции. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера (трусость, скупость), предательство и т.д.

Барьер страха. Этот барьер можно назвать одним из самых труднопреодолимых барьеров в общении между людьми. С человеком, который выступает в качестве источника страха, ни в коем случае не хочется контактировать: его всячески избегают, пытаются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.

Барьер стыда и вины. Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо и т.д.

В таких ситуациях люди краснеют, у них изменяется голос, они отводят в сторону взгляд от партнера по общению или же опускают их, стараются уйти от контакта.

Барьер плохого настроения. Плохое настроение часто является источником конфликта. Такое эмоциональное состояние оказывает влияние на партнера, препятствует его желанию общаться.


Причинами возникновения служебных конфликтов являются:

-уровень эмоциональной уравновешенности у людей, которые заняты административной работой, намного ниже среднестатистического, а с возрастом уменьшается ещё больше;

-плохое настроение руководителя сильно ухудшает настроение подчиненных.

Эмоциональные барьеры появляются и тогда, когда при получении информации от коммуникатора, человек в большей степени занимается своими чувствами и предположениями, чем реальными фактами[15].

Важным является не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.

Вывод по 2 главе

В случае, когда получатель сообщение получает и пытается провести его декодировку, помешать пониманию могут различные помехи или барьеры, возникающие не только в физическом окружении, но и в эмоциональной сфере. Помеха может сделать коммуникацию невозможной: через нее может «просочиться» лишь часть информации или же получатель неверно интерпретирует суть сообщения.

Коммуникативный барьер – это коммуникативная помеха, препятствие, любое вмешательство в процесс коммуникации различных его участках, искажающих смысл сообщения.

Заключение

Процесс коммуникации предполагает передачу информации с целью взаимодействия между различными субъектами коммуникации по разным каналам связи и при помощи различных коммуникативных средств. Этот процесс реализуется в различных формах в зависимости от числа участников, используемых стратегий, коммуникативных целей и т. д.

Коммуникация, под которой в широком плане понимаются способы общения, позволяющие передавать и принимать разнообразную информацию, является объектом изучения многих наук. В последнее время изучение коммуникаций становится все более актуальной проблемой для различных научных дисциплин.

Барьеры коммуникации или коммуникативные барьеры это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной̆ конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию между индивидами.

Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения. В реальной жизни люди очень редко бывают верно «услышаны» другими. Это связано с тем, что в культурах многих народов прививаются такие, социально одобряемые качества личности как: целеустремленность; настойчивость в достижении своих целей; конкурентоспособность, способность к лидерству. Эти качества мало дополняются развитием других качеств, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми, таких как способность и умение слушать и понимать другого человека. Поэтому в реальной жизни большинство из нас испытывает хронический дефицит искреннего слушания со стороны других людей.


Такие качества человека, как целеустремленность, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, оказании воздействия на людей и достижении своих интересов и целей при взаимодействии с ними принадлежат к числу неотъемлемых социально одобряемых качеств человека в современном мире. Однако форма отстаивания своих интересов очень часто препятствует, а не способствует их реализации и приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтов и других отрицательных последствий. И происходит это потому, что, исходя из конкретных условий своей жизни, многие люди быстрее приобретают навыки и привычки защитно-агрессивного поведения, как неэффективного заместителя директивного общения. Закрепляясь, они становятся достаточно устойчивыми чертами личности человека и типичными особенностями его коммуникативных качеств.

Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

В заключение хотелось бы сказать еще об одном важном правиле коммуникации, способствующем преодолению барьеров общения, – «Думайте о взаимной выгоде!» Взаимодействие будет наиболее эффективным, если оба партнера по коммуникации получат выигрыш от общения.

Список литературы

1.Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2018. - 368 с.

2.Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., Питер, 2017. — 320 с.

3.Гавра Д. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Д. Гавра. – СПб.: Питер, 2017. – 288с.

4.Голубкова О. А. Организационное поведение: теория и практика / О. А. Голубкова, С. В. Сатикова. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2017. – 224 с.

5.Гутник Е.П., Шереметьева Е.В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 774-778.

6.Ковальчук Р.И. Культурные барьеры в процессе коммуникации и пути их преодаления. - ЮрГТУ, Новочеркасск, 2017. - 129 с.

7.Новоселов И.Л. Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров среди военнослужащих // Молодой ученый. — 2017. — № 48. — С. 158-161.


8.Трунова А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации // Молодой ученый. — 2018. — № 30. — С. 76-79.

9.Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 209-213.

10.Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб.: «Авалон», 2017. - 240с.

  1. Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 209.

  2. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб.: «Авалон», 2017. – С.26.

  3. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., Питер, 2017. — С.59.

  4. Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 211.

  5. Гутник Е.П., Шереметьева Е.В. Современные теоретические представления о коммуникативных компетенциях // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 774.

  6. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб.: «Авалон», 2017. – С.46.

  7. Гавра Д. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Д. Гавра. – СПб.: Питер, 2017. – С.70.

  8. Трунова А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации // Молодой ученый. — 2018. — № 30. — С. 78.

  9. Халина К.Д., Капустина Т.В. Коммуникативные способности как фактор успешного общения // Молодой ученый. — 2017. — № 6. — С. 212.

  10. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб.: «Авалон», 2017. – С.78.

  11. Трунова А. Р. Научно-теоретические подходы к определению навыков коммуникации // Молодой ученый. — 2018. — № 30. — С. 79.

  12. Новоселов И.Л. Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров среди военнослужащих // Молодой ученый. — 2017. — № 48. — С. 158.

  13. Новоселов И.Л. Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров среди военнослужащих // Молодой ученый. — 2017. — № 48. — С. 160.

  14. Ковальчук Р.И. Культурные барьеры в процессе коммуникации и пути их преодаления. - ЮрГТУ, Новочеркасск, 2017. – С.39.

  15. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., Питер, 2017. — С.126.