Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf
Добавлен: 30.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы. Поставим себя на место ребенка, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться строить свое поведение с новой системой социально заданных правил. Он становится учеником. Наконец у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.
Но все это понимаем мы, взрослые, уже пережившие и усвоившие школьный опыт. Ребенок, вероятно, смотрит несколько иными глазами. Он знакомится с детьми и взрослыми, которых как правило, до этого не видел, и должен установить с ними отношения. Он осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему надо понять и запомнить новые правила поведения. Теперь результаты его деятельности будет оценивать учитель.
Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни первоклассника и семьи в целом. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.
Адаптация достаточно важный и переломный момент в жизни как будущего ученика, так и родителей. Для того чтобы период адаптации для ребенка прошел достаточно безболезненно в едином тандеме должны сотрудничать – учитель – ребенок – родители, только в этом случае мы достигнем благоприятных условий для развития учебной деятельности, познавательной деятельности, поможем ребенку развиться гармоничной личностью. Именно в этот момент закладываются основы взаимоотношения ученика и педагогов на долгие годы обучения. Процесс адаптации длится первое полугодие первого года обучения при благоприятно созданных условиях.
Ребенок должен адаптироваться сразу в нескольких направлениях: социальном – происходит интеграция в общество, у ребенка появляются одноклассники, учитель как авторитет; психологическом – принятие роли школьника, школа является качественно новым этапом развития ребенка; физиологическом – перестройка всего организма в изменившихся условиях жизни ребенка.
Безусловно и в детском саду идет подготовка к школе, готовят детей к учебе в школе и родители, но несмотря на это, адаптация к учебному процессу и школе в целом, требует огромных усилий от ребенка. Во время адаптации мы не должны забывать и про развитие эмоционально – волевой сферы ребенка, ведь именно она является основой для развития познавательных процессов, познавательная деятельность тесно связанна с мотивацией.
Мы должны помочь ребенку в этот трудный переходный период становления учеником, обрести самого себя, научить ребенка отвечать за содеянные им поступки. Конечно есть положительные пути адаптации, которые ведут к успешному обучению в школе.
Эту проблему освещали и освещают педагоги, психологи, физиологи, медики. Мы будем опираться на работы Ш.А Амонашвили, В.С Мухина, Л.В.Ковинько, Н. И. Гуткина, Л. С. Выгосткого, М.М. Бузруких.
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий и адаптации к школе.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
В соответствии с выше изложенным были поставлены задачи:
1.Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной литературы.
2.Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
База исследования – МБОУ Лицей № 1 г. Аксая, Ростовской области.
В ходе исследования были использованы методы: теоретический анализ психолого – педагогической литературы, анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста факторы влияющие на адаптацию детей в школе.
Во второй главе речь идет об адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик построенных для определения процесса адаптации и интеграции учеников к учебному процессу.
В заключении речь пойдет о выводах, которые основаны на теоретических положениях и проведенного исследования.
В приложении описаны диагностические методики использованные в работе, программа подготовки и организация процесса адаптации первоклассников к обучению в школе «Мамина школа».
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1 Сущносто – содержательный анализ ключевых понятий исследования
Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существование организма в постоянно меняющихся условиях среды (6).
С философской точки зрения, адаптация – приспособление. Изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путем отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является: функциональным, если изменения жизнедеятельности организма способствуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются к друг другу; пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособления имеет место благодаря деятельности организма; активистским, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления (7).
Социальному становлению способствует организованное знакомство с окружающей средой, с жизнью людей, с общепринятыми нормами поведения. Ученик вступает в общение с учителями и товарищами, в процессе которого на него возлагаются определенные обязанности, он начинает согласовывать свои желания и действия с общими интересами, включается в деятельность, направленную на общую пользу, учится думать и заботиться о других. Яркая, насыщенная событиями школьная жизнь с многообразием целенаправленных действий есть та благоприятная среда, в которой каждый маленький ученик находит условия для активного проявления своих возможностей, способностей, для развития своих внутренних сил (1).
Психологическая адаптация - это процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека. Следовательно, это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни деятельности личности и среды (2).
-
- Психологическая характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологические аспекты. В этой связи включают педагогическую и психологическую готовность к школе.
Что такое готовность к школе? Как проблема, этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сроков качала систематического обучения. Предлагается несколько способов определения "школьной зрелости": одни специалисты считают достаточным критерием определенную ступень морфологического развития (например, смена молочных зубов); другие связывают готовность с умственным развитием; третьи считают обязательным условием готовности определенный уровень личностного развития ребенка.
Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: "...готовность ребенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость")— это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка" (2).
В наших дальнейших рассуждениях внимание будет сосредоточено именно на психологической готовности ребенка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.
Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.
Под функциональной готовностью понимают "соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения" (Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, M.К. Акимова, В.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М-, 1991. — С. 67). Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно координированных движений руки.
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческого воображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляется на "запихивание" в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.
К 7 годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия.
Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила. Мотивационная готовность к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника- Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение — все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.