Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Поставим себя на место ребенка, который впервые переступает порог школьного здания. Что мы знаем про него? Ему предстоит адаптироваться в системе, которая кардинально отличается от всего, с чем он (как дошкольник) имел дело прежде. Ему необходимо научиться строить свое поведение с новой системой социально заданных правил. Он становится учеником. Наконец у него должна сформироваться внутренняя позиция школьника.

Но все это понимаем мы, взрослые, уже пережившие и усвоившие школьный опыт. Ребенок, вероятно, смотрит несколько иными глазами. Он знакомится с детьми и взрослыми, которых как правило, до этого не видел, и должен установить с ними отношения. Он осваивает новый, совершенно незнакомый вид деятельности. Ему надо понять и запомнить новые правила поведения. Теперь результаты его деятельности будет оценивать учитель.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни первоклассника и семьи в целом. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.

Адаптация достаточно важный и переломный момент в жизни как будущего ученика, так и родителей. Для того чтобы период адаптации для ребенка прошел достаточно безболезненно в едином тандеме должны сотрудничать – учитель – ребенок – родители, только в этом случае мы достигнем благоприятных условий для развития учебной деятельности, познавательной деятельности, поможем ребенку развиться гармоничной личностью. Именно в этот момент закладываются основы взаимоотношения ученика и педагогов на долгие годы обучения. Процесс адаптации длится первое полугодие первого года обучения при благоприятно созданных условиях.

Ребенок должен адаптироваться сразу в нескольких направлениях: социальном – происходит интеграция в общество, у ребенка появляются одноклассники, учитель как авторитет; психологическом – принятие роли школьника, школа является качественно новым этапом развития ребенка; физиологическом – перестройка всего организма в изменившихся условиях жизни ребенка.


Безусловно и в детском саду идет подготовка к школе, готовят детей к учебе в школе и родители, но несмотря на это, адаптация к учебному процессу и школе в целом, требует огромных усилий от ребенка. Во время адаптации мы не должны забывать и про развитие эмоционально – волевой сферы ребенка, ведь именно она является основой для развития познавательных процессов, познавательная деятельность тесно связанна с мотивацией.

Мы должны помочь ребенку в этот трудный переходный период становления учеником, обрести самого себя, научить ребенка отвечать за содеянные им поступки. Конечно есть положительные пути адаптации, которые ведут к успешному обучению в школе.

Эту проблему освещали и освещают педагоги, психологи, физиологи, медики. Мы будем опираться на работы Ш.А Амонашвили, В.С Мухина, Л.В.Ковинько, Н. И. Гуткина, Л. С. Выгосткого, М.М. Бузруких.

  Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий и адаптации к школе.

Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в первом классе общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.

В соответствии с выше изложенным были поставлены задачи:

1.Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной литературы.

2.Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.

3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

База исследования – МБОУ Лицей № 1 г. Аксая, Ростовской области.

В ходе исследования были использованы методы: теоретический анализ психолого – педагогической литературы, анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно – содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста факторы влияющие на адаптацию детей в школе.

Во второй главе речь идет об адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик построенных для определения процесса адаптации и интеграции учеников к учебному процессу.

В заключении речь пойдет о выводах, которые основаны на теоретических положениях и проведенного исследования.


В приложении описаны диагностические методики использованные в работе, программа подготовки и организация процесса адаптации первоклассников к обучению в школе «Мамина школа».

Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе

1.1 Сущносто – содержательный анализ ключевых понятий исследования

Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существование организма в постоянно меняющихся условиях среды (6).

С философской точки зрения, адаптация – приспособление. Изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление является непосредственным, если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путем отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление является: функциональным, если изменения жизнедеятельности организма способствуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются к друг другу; пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособления имеет место благодаря деятельности организма; активистским, если среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления (7).

Социальному становлению способствует организованное знакомство с окружающей средой, с жизнью людей, с общепринятыми нормами поведения. Ученик вступает в общение с учителями и товарищами, в процессе которого на него возлагаются определенные обязанности, он начинает согласовывать свои желания и действия с общими интересами, включается в деятельность, направленную на общую пользу, учится думать и заботиться о других. Яркая, насыщенная событиями школьная жизнь с многообразием целенаправленных действий есть та благоприятная среда, в которой каждый маленький ученик находит условия для активного проявления своих возможностей, способностей, для развития своих внутренних сил (1).


Психологическая адаптация - это процесс приближения психической деятельности личности к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности человека. Следовательно, это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни деятельности личности и среды (2).

    1. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей младшего школьного возраста

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологические аспекты. В этой связи включают педагогическую и психологическую готовность к школе.

Что такое готовность к школе? Как проблема, этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сро­ков качала систематического обучения. Предлагается несколько способов определения "школьной зрелости": одни специалисты считают достаточным критерием оп­ределенную ступень морфологического развития (на­пример, смена молочных зубов); другие связывают го­товность с умственным развитием; третьи считают обя­зательным условием готовности определенный уровень личностного развития ребенка.

Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: "...готовность ре­бенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость")— это тот уровень морфологического, функ­ционального и психического развития ребенка, при кото­ром требования систематического обучения не будут чрез­мерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка" (2).

В наших дальнейших рассуждениях внимание бу­дет сосредоточено именно на психологической готов­ности ребенка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпо­сылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к си­стематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многооб­разен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

Под функциональной готовностью понимают "соот­ветствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и за­дачам школьного обучения" (Рабочая книга школьно­го психолога / И.В. Дубровина, M.К. Акимова, В.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М-, 1991. — С. 67). Функциональная готовность ребенка свидетель­ствует об уровне общего развития, его глазомера, про­странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложно координированных движений руки.


Интеллектуальная готовность предполагает приобре­тение ребенком определенного запаса конкретных зна­ний, понимание общих связей, принципов, закономер­ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе­матического мышления, творческого воображения, на­личие основных представлений о природе и социаль­ных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллекту­ального развития — наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляет­ся на "запихивание" в ребенка всевозможной инфор­мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, по­нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан­ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы­ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин­терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас­пект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб­ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де­ятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понима­ние (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условно­сти учебного общения.

К 7 годам происходит постепенное оформление ос­новных элементов волевого действия: ребенок спо­собен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен­ное усилие для преодоления препятствия.

Но все эти компоненты еще недостаточно развиты: волевое пове­дение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ре­бенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у де­тей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя­зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме­нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис­пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни­мание на определенной деятельности в течение дли­тельного времени.

Волевая готовность к школе позволит первокласс­нику включиться в общую деятельность, принять си­стему школьных требований, выполнять новые для него правила. Мотивационная готовность к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые зна­ния, желание занять позицию школьника- Интерес де­тей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установ­ление и сохранение положительных взаимоотноше­ний со взрослыми в семье и школе, самолюбие, са­моутверждение — все это возможные варианты мо­тивации учения, порождающие в детях стремление за­ниматься учебным трудом.