Файл: Средства разработки клиентских программ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ КЛИЕНТСКИХ ПРОГРАММ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

2.1 Функциональные требования к проектируемой системе

Проектируемая информационная система предполагает её использование четырьмя типами пользователей, каждый из которых имеет собственные потребности: пользователь услуг ЖКХ, юрист, администратор и системный администратор.

Важно отметить, что система проектируется, в первую очередь, для удовлетворения потребностей пользователей услуг ЖКХ, все остальные роли в системе носят обслуживающий характер.

Бизнес-роли лиц, работающих в информационной системе, раскрыты в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Роли лиц, использующих информационную систему

Бизнес-роль

Функции

Системный администратор

Имеет доступ ко всем компонентам системы и отвечает за её работоспособность.

Администратор

Обрабатывает заявки, отвечает на запросы пользователей, а также верифицирует действия юристов.

Юрист

Обрабатывает заявки и отправляет ответы на них администратору на верификацию.

Пользователь услуг ЖКХ

Создаёт заявки и получает по ним верифицированную администратором информацию от юристов.

Каждый пользователь информационной системы, за исключением системного администратора, отвечающего за работоспособность системы в целом, в зависимости от его бизнес-роли, имеет собственные задачи, решаемые с использованием системы. При этом, присутствую задачи, общие для каждой бизнес-роли, как, например, возможность входа в систему, так и специфические. Последние зависят от того, с какой «стороны» от заявки находится пользователь системы: подаёт ли он её, или принимает и обрабатывает.

В таблице 2.2. сгруппированы функциональные требования, предъявляемые всеми ролями пользователей к проектируемой информационной системе, в зависимости от их потребностей с указанием цели наличия той или иной функции.


Таблица 2.2. Функциональные требования

№ п/п

Бизнес-роль

Потребность

Цель

1

Пользователь услуг ЖКХ, юрист и администратор

Входить в систему

Пользоваться функционалом системы

2

Пользователь услуг ЖКХ

Регистрироваться в системе

Иметь возможность начать пользоваться системой

3

Пользователь услуг ЖКХ

Создавать заявки

Получить достойный уровень доставки услуг ЖКХ

4

Пользователь услуг ЖКХ

Просматривать свои заявки

Быть в курсе происходящих с ними процессов

5

Пользователь услуг ЖКХ

Вносить изменения в свои заявки при необходимости

Предоставить более развёрнутую и достоверную информацию для обработки заявки

6

Пользователь услуг ЖКХ

Принимать присланное соглашение

Запустить процесс передачи судебного дела юристам сервиса

7

Пользователь услуг ЖКХ

Получать сообщения от администратора

Иметь более точное представление о том, что от меня требуется

8

Пользователь услуг ЖКХ

Получать судебные документы в электронном виде (PDF-файл)

Иметь подтверждение об успешном (или нет) завершении судебного процесса по заявке

9

Пользователь услуг ЖКХ

Иметь возможность восстановить пароль

Возобновить работу с системой в случае его утери

10

Пользователь услуг ЖКХ

Иметь возможность отправить заявку без регистрации

Упростить начало работы с системой

11

Юрист, администратор

Просматривать

Обрабатывать

пользовательские заявки

12

Юрист

Менять статус заявки, прикреплять судебные документы и писать пользователю сообщения (через верификацию администратора)

Уведомлять пользователя о прогрессе по заявке

13

Администратор

Менять статус заявки, прикреплять судебные документы и писать пользователю сообщения

Уведомлять пользователя о прогрессе по заявке

14

Администратор

Верифицировать изменения юриста по заявке

Не допустить нарушений в бизнес-процессах системы


Ключевым элементом всех процессов, происходящих с использованием проектируемой информационной системы, является заявка пользователя услуг ЖКХ, и в отношении которой может произойти ряд изменений:

Заявка может быть создана;

В отношении заявки может быть направлен запрос о предоставлении дополнительных сведений – при получении этих сведений заявка считается созданной заново;

По заявке может быть направлено и принято соглашение о начале судебной работы;

У заявки может быть изменён статус в зависимости от стадии её обработки;

К заявке могут быть приложены документы, полученные из суда;

В удовлетворении заявки может быть отказано по причине отсутствия нарушений.

Ниже на рисунке 2.1. представлена диаграмма прецедентов use-case о возможны действиях пользователей системы с заявками.

Рисунок 2.1. Диаграмма прецедентов use-case

На расположенном далее рисунке 2.2. изображена диаграмма активности пользователей, иллюстрирующая процесс и обработки заявок, поступающих в проектируемую информационную систему.

Рисунок 2.2. Диаграмма активности пользователей проектируемой системы

2.2 Архитектура проектируемой системы

Архитектура проектируемой информационная системы отличается большой простотой, что позволит в кратчайшие сроки решить задачи по её реализации.

Архитектура системы включает в себя четырёх основных компонента:

База данных;

Серверная часть

Десктопное клиентское приложение для юристов и администраторов заявок;

Мобильное клиентское приложения для пользователей жилищно-коммунальных услуг.

И клиентское приложение, и приложение юристов и администратора взаимодействуют с сервером, направляя ему запросы по защищённому протоколу HTTPS. Выбор протокола продиктован требованиями к безопасности передачи персональных данных потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Серверная часть представляет собой обменный буфер между базой данных и пользовательскими приложениями, предоставляющая пользователям REST API также с использованием протокола HTTPS.

Общая архитектура проектируемой системы изображена на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3. Общая архитектура проектируемой системы


2.3 База данных системы

Обе основных роли пользователей системы (потребители услуг ЖКХ и юристы), используя разные приложения, обращаются к одной базе данных, содержащей в себе всю информацию о поданных пользователями заявках.

База данных информационной системы включает в себя 5 таблиц.

Пользователи;

Адреса;

Заявки;

Аудентификационные токены;

Документы к заявкам.

Содержание таблиц и их перечень продиктованы потребностями юристов в информации, необходимой для оценки наличия или отсутствия нарушений, о которых сообщает потребитель услуг ЖКХ, а также требованиями к удобству представления информации такими потребителями.

Наиболее значимой таблицей является таблица заявок (Requests), поскольку вся система проектируется с целью их приёма и обработки.

Необходимость выделения отдельной таблицы адресов (Adresses) вызвана целью экономии места на диске, поскольку один и тот же адрес с высокой вероятностью будет использоваться пользователем, как в качестве контактного адреса, так и при заполнении анкеты заявки в качестве адреса, по которому со стороны управляющей организации произошли возможные нарушения.

Аутентификационные токены (AuthTokens) выдаются при входе пользователя в систему и используются для его идентификации.

Документами к заявкам (RequestsDocuments) являются фотографии нарушений, а также судебные документы в формате PDF. Хранятся они в базе данных в бинарном виде. Каждый документ ассоциирован со стадией заявки, поскольку подать фотографии можно только в стадии заполнения, черновика и дозаполнения, а судебные документы прикрепляются только на финальной стадии обработки заявки. Таким образом, стадия используется в качестве идентификации типа документа.

Уникальный индекс есть только в одном поле – email из таблицы пользователи услуг ЖКХ (Users), поскольку электронный адрес используется для входа в систему, а посему должен быть уникален.

Поскольку поиск в данной БД используется в основном по первичному ключу, то необходимость в индексировании возникла лишь в таблице адресов, где индекс наложен на три поля: регион, город и улица.

Описанная схема базы данных изображена ниже на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4. Схема базы данных проектируемой системы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе выполнено проектирование информационной системы для подачи заявок о проблемах в сфере ЖКХ.

Для достижения указанной цели был проведён анализ имеющихся у потребителей жилищно-коммунальных услуг возможностей на подачу жалоб о проблемах в сфере ЖКХ и борьбы с выявленными нарушениями по инициативе потребителей таких услуг. В качестве наиболее перспективного пути решения проблем в сфере ЖКХ было выбрано направление по судебной работе с такими заявками.

Также были проанализированы информационные системы, существующие в России и созданные для поддержки решения проблем потребителей жилищно-коммунальных услуг. В результате анализа были сделаны выводы об отсутствии в их работе следующих функциональных решений, носящих прогрессивный характер:

Возможность направить свою заявку по судебному пути решения проблем ЖКХ;

Возможность для пользователя отслеживания юридической «судьбы» поданной заявки.

Решение задачи по извлечению информационной системой прибыли.

Наличие дополнительной финансовой мотивации пользователя системы за каждую реально существующую проблему, о которой он заявит.

Спроектированная информационная система включает в себя указанные нереализованные ранее функциональные решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ.
  2. Архипова Т.И. Проблемы тарифного регулирования в жилищно-коммунальной сфере // Экономика и предпринимательство. 2013 № 10 (39), С. 438-440.
  3. Афанасьева А.Н. Правовые проблемы в сфере жилищно-коммунальных услуг // ВЭПС. 2015. № 3. С. 118-120
  4. Бобровская Н.И. Российская государственная политика в области жилищно-коммунального хозяйства: теоретические аспекты проблемы // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 31-40 
  5. Бублик Н. Д., Шарипова Л. К., Чувилин Д. В. Проблемы и пути развития ЖКХ региона // ПСЭ. 2012. № 4. С. 295-298
  6. Ващишин Д. С. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: современное состояние, проблемы и перспективы // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2009. № 3. С. 50-55
  7. ГИС ЖКХ: новый сомнительный мегапроект? // [Электронный ресурс]. URL: http://alfakontakt.ru/gis-zhkh-novyiy-somnitelnyiy-megaproekt/ (дата обращения 29.06.2018).
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ.
  9. Информационные технологии ЖКХ: госпроекты или гражданские стартапы? [Электронный ресурс]. URL: http://rln.fm/arhiv/high-tech/462-informacionnye-tehnologii-v-zhkh-gosproekty-ili-gradanskie-startapy.html (дата обращения 01.06.2018).
  10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
  11. Путин: в сфере ЖКХ проблем больше, чем решений // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4812438 (дата обращения 29.05.2018).
  12. Системный сбой ЖКХ // Газета.Ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/realty/2016/09/28_a_10219079.shtml#page1. (дата обращения 29.0.2018).
  13. Чистова М.В., Концевич Г.Е., Демина Н.В. Возможности внедрения информационных технологий для реформирования жилищно-коммунального хозяйства РФ // Гуманизация образования. 2014. № 6. С. 95-101.