Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Теория государства и права - фундаментальная базовая юридическая нау­ка, формирующая свои выводы и рекомендации для всех дисциплин политико-правового профиля, оказывающая значительное влияние на формирование ми­ровоззрения будущих юристов, воспитание у них высокого уровня правовой культуры.

Любое общество представляет собой целостную систему, которая отличается той или иной степенью организованности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого государства характерны определенная система управления и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил.

Тема курсовой работы выбрана не случайно. Нет однозначного мнения что же такое государство и какие характерные признаки, которые присущи каждому государству.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что до сих пор вопросы понятия «государства», его этапов развития и происхождения изучаются столетиями и с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Государство играет главную роль в жизни любого современного общества. Для человечества очень важно, каким должно быть государство, каким образом должна осуществляться государственная власть. Мнения отечественных и зарубежных правоведов расходятся в вопросах раскрытия темы.

В качестве предмета исследования выступают сущность и признаки государства, а также теории происхождения государства.

Целью работы является рассмотрение вопроса о сущности и назначении государства.

Поставленные цели определили постановку и решение следующих задач.

Во-первых, это раскрыть понятие и сущность государства. Во-вторых, рассмотреть основные признаки государства. И в заключение, определить теории происхождения государства. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка библиографических источников. В своей курсовой работы я использовала не только учебные пособия, но и труды отечественных ученых-правоведов.

Глава 1. Понятие государства

В первой главе курсовой работы раскроется понятие «государства», его сущности, а также будут перечислены теории возникновения государства.

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[1].


Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и пред­назначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного госу­дарства.

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть». Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства. Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Л. Гумплович определял государство как естественно выросшую организацию господства, призванную поддерживать правопорядок. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления[2]. В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство". Его определяют и как "общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства" (Н. Коркунов); и как "естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка" (Л. Гумплович); и как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью" (Л. Тихомиров); и как "союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории" (Е. Трубецкой); и как "союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти" (И. Ильин). Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. В принципе это верный подход. Необходимо только помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан.[3] Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства. Поэтому, по нашему мнению, государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство есть продукт возникновения и развития человеческой цивилизации[4]. Процесс становления государства имеет место лишь на определенном этапе развития человеческого общества. В результате эволюционного развития человечество выработало для управления общественными процессами систему определенных правил поведения, устанавливаемых публичной властью. По мере усложнения социальных связей эти социальные нормы и институты политической власти принимают более сложные формы.


Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская)[5]. Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460-370 - гг. до н. э.) считал, что государство - это то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106-43 гг. до н. э.) рассматривал государство, как дело - «достойное народа»[6]. Причем под народом он понимал «не любое соединение 20 людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469- 1527) видел в государстве политическое состояние общества, которое заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными, а проявлялось оно в наличии органов юстиции и законов. «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно».

1.1 Сущность государства

В данном параграфе мы познакомимся с понятием сущности государства с философской точки зрения и правовой. Рассмотрим несколько подходов в изучении сущности государства, а также изучим несколько аспектов в раскрытии понятия сущности.

В философии под сущностью понимается внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений. Это внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-нибудь. «Сущность» как философская категория характеризует то главное в предмете, что определяет его природу. В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление главного и определяющего в процессе как возникновения, так и дальнейшего развития, функционирования государства. Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса. Теологический подход. В соответствии с ним внутренняя основа, смысл государства заключается в том, чтобы оно претворяло в жизнь волю Бога. Поскольку государство имеет божественное происхождение, то оно есть не что иное, как слуга религии, божественного закона.[7]


Сущность государства - это внутреннее содержание ее деятельности, который выражает единство общесоциальных и вузькокласових (групповых) интересов граждан. Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие[8].

Два аспекта сущности государства определились с момента ее возникновения:

• классовый аспект - защита интересов экономически господствующего класса, осуществления организованного принуждения;

• общесоциальный аспект - защита интересов всего общества, обеспечения общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общесоциальных дел. Общесоциальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом (см. § «Гражданское общество и государство»).

Соотношение вузькокласових (групповых) интересов господствующей верхушки (элиты) и интересов всего общества в разных исторических времен не одинаково. Как правило, усиление одной из них приводит к ослаблению другой. До середины XIX в. в большинстве стран преимущество было на стороне организованного принуждения, защиты интересов экономически господствующего класса[9].  Постепенно в ряде цивилизованных государств Запада в связи с развитием гражданского общества все большее значение приобретает общесоциальная сторона государственной деятельности, задача обеспечения общественного блага. В наши дни она играет существенную роль в неокапиталистических и неосоциалистических государствах, в том числе в Украине.

Перевес общесоциальной стороны сущности государства произошел за счет снижения доли его классового содержания как определенного результата развития гражданского общества, утверждения прав и свобод личности. В современных цивилизованных государствах не стало четко выраженных классов, социальные противоречия утратили антагонистический характер, возрос общий жизненный уровень населения.

Советская доктрина в 30—50-х гг. XX в. опиралась на понимание государства как аппарата классового господства и угнетения


​​​​​​​1.2 Теории происхождение государства

В настоящем параграфе мы познакомимся с основными теориями происхождения государства, дадим их краткую характеристику, а также ознакомимся с яркими представителями теорий происхождения государства.

Вопрос о происхождении государства и права свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении государства и права. Мыслители различных времен и народов по- разному объясняли и объясняют, когда и в силу каких причин возникают государство и право.

Одни считают, что государство и право - это вечные спутники человеческого общества, поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор, пока существует общество. По мнению других исследователей (большинство) государство и право возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития.

"Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали"[10]. При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства[11]. Глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани.

Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая теория государства и права, патриархальная теория государства, договорная теория государства, теория насилия, марксистская теория государства и права, теория естественного права, историческая школа права и др.