Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 4
8. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы. // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. – М., 2003. -Вып. 2.
9. Вербицкий А.А., Н.А. Бакмаева. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии, 2001. - № 4.
10. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
11. Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после 16-ти., 1989.
12. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Уч. пособие для ВУЗов, 2000.
13. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 2004. – 376 с.
14. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1998.
15. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности - М., 1974.
16. Додонов Б.И. Эмоции как ценность - М., 2006.
17. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии, 1999. - № 2.
18. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии, 1998. - № 2.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Уч.пособие. - М., 2004.
20. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. - Грозный, 2014. - С. 5 – 13.
21. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Вопросы психологии. 1995 - № 4.
22. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia, 2007.
23. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. - М., 2009.
24. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. – Л., 1957-1960. – 264 с.
25. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.
26. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. - Л., 1983.
27. Кон И. С. Психология ранней юности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М., 2004.
28. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов]. – М., 1979. – 175 с.
29. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л., 1961.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2012. – 304 с.
31. Леонтьев А.Н. Лекция как общение. - М., 1974. - С.22.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1989. - С.225.
33. Леонтьев А.Н. Психология общения. – Литагент Смысл, 2005. - С.178.
34. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17.
35. Маслоу А. Мотивация и личность. - Питер, 2008.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432 с.
37. Нестерова Н.Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности» - М., 1984
38. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. …д-ра психол. н. - М., 1984.
39. Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глоточкин А. Д., АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1986. – 254 с.
40. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л., 1970.
41. Рамуль К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.
42. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - СПб Питер, 2017.
43. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. - М.: Наука. 2003. – 136 с.
44. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - СПб Питер, 2001.-256 с.
45. Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с.
46. Симонова Н.И. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе: Автореф. …канд. психол. Н. М., 1982.
47. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М., 1986. С.14.
48. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: М.: Смысл, 2003 - 860 с.
49. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981. – 95 с.
50. Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. - М., 1981.
51. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.
52. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.
53. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. - М., 1973. - С.12-13.
54. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969.
55. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
Интернет – ресурсы:
56. http://koi.www.vvsu.ru/niirpo/conf/2001oct16/coll/64.asp
К.Г. Кречетников Учет мотивационных аспектов при проектировании средств информационных технологий обучения.
57. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09.php Бордовская Н., Реан А. Педагогика.
58. http://kemocpom.chat.ru/test/zamfir.html
59. http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm
Каташев В.Г. Исследование мотивации профессионального обучения
60. http://career.vvsu.ru/vuzam/analytics/motivation.asp
Приложения
Методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А.А. Реана)
Бланк ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
в очень незначительной мере |
в достаточно незначительной мере |
в небольшой, но и в немаленькой мере |
в достаточно большой мере |
в очень большой мере |
|
1. Денежный заработок |
|||||
2.Стремление к продвижению по работе |
|||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
|||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
|||||
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
|||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
|||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
Методика определения мотивации учения студентов
Бланк ответов
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
21 |
25 |
29 |
33 |
37 |
41 |
Итого |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
22 |
26 |
30 |
34 |
38 |
42 |
Итого |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
23 |
27 |
31 |
35 |
39 |
43 |
Итого |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
44 |
Итого |
Методика определения мотивации учения студентов
Анкета мотивов
1 вопрос. Что побудило Вас выбрать эту профессию?
Ответы
1. Боюсь остаться в будущем без работы.
2. Стремлюсь найти себя в этом профиле.
3. Интересны некоторые предметы.
4. Здесь интересно учиться.
5. Учу, потому что все требуют.
6. Учу, чтобы не отстать от товарищей.
7. Учу, потому что большинство предметов необходимо для профессии, которую я выбрал.
8. Считаю, что необходимо учить все предметы.
2 вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к работе на занятиях?
Ответы
9. Активно работаю, когда чувствую, что пора отчитываться.
10. Активно работаю, когда понимаю материал.
11. Активно работаю, стараюсь понять, так как это нужные предметы.
12. Активно работаю, так как нравится учиться.
3 вопрос. Как Вы объясняете свое отношение к изучению профильных предметов?
Ответы
13. Если было бы возможно, то пропускал бы ненужные мне занятия.
14. Мне необходимы знания только отдельных предметов или тем, необходимых для будущей профессии.
15. Изучать надо только то, что необходимо для профессии.
16. Изучать надо все, так как хочется познать как можно больше, и это интересно.
4 вопрос. Какая работа на занятиях тебе больше всего нравится?
Ответы
17. Слушать лекции преподавателя.
18. Слушать выступления студентов.
19. Самому анализировать, рассуждать, стараться разрешить проблему.
20. При разрешении проблемы стремлюсь докопаться до ответа сам.
5 вопрос. Как ты относишься к специальным предметам?
Ответы
21. Они трудно поддаются пониманию.
22. Их изучение необходимо для освоения профессии.
23. Изучение специальных предметов сделало учебу интересной.
24. Специальные предметы делают процесс обучения целенаправленным и видно, какие базовые дисциплины нужны.
6. Теперь обо всем!
25. Часто ли бывает на занятии так, что ничего не хочется делать?
26. Если учебный материал сложен, стараешься ли ты понять его до конца?
27. Если в начале занятия ты был активным, то остаешься ли ты таким до конца?
28. Столкнувшись с трудностью при понимании нового материала, приложишь ли ты силы, чтобы понять до конца?
29. Считаешь ли ты, что трудный материал лучше бы не изучать?
30. Считаешь ли ты, что в твоей будущей профессии многое из того, что изучается, не пригодится?
31. Считаешь ли ты, что для жизни надо более или менее учить все?
32. Считаешь ли ты, что надо иметь глубокие знания по специальным дисциплинам, а остальные по возможности?
33. Если ты чувствуешь, что у тебя что-то не получается, то пропадает желание учиться?
34. Как ты считаешь: главное - получить результат, неважно, какими способами?
35. При разрешении проблемы или решении трудной задачи ищешь ли ты наиболее рациональный способ?
36. Пользуешься ли при изучении нового материала дополнительными книгами, справочниками?
37. Трудно ли ты втягиваешься в работу и нужны ли тебе какие-либо толчки?
38. Бывает ли так, что в университете учиться интересно, а дома не хочется?
39. Продолжаешь ли ты обсуждать изучавшееся на занятиях, после лекций, дома?
40. Если ты не решил трудную задачу, а можно пойти в кино или погулять, то станешь ли ты решать задачу?
41. При выполнении домашнего задания ты надеешься на чью-либо помощь и не прочь списать у товарищей?
42. Любишь ли ты решать типовые задачи, которые решаются по образцу?
43. Любишь ли ты задания, которые требуют размышления и к которым ты не знаешь, как подступиться?
44. Нравятся ли тебе задания, где необходимо выдвигать гипотезы, обосновывать их теоретически.
Результаты изучения мотивации профессиональной деятельности студентов (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Соответствие числа опрашиваемых определенному мотивационному комплексу
Таблица 1
М о т и в а ц и о н н ы й к о м п л е к с |
Кол-во студентов |
||
ВМ |
> ВПМ |
> ВОМ |
39,1% (18) |
ВМ |
= ВПМ |
> ВОМ |
8,7% (4) |
ВМ |
< ВПМ |
> ВОМ |
30,5% (14) |
ВМ |
< ВПМ |
< ВОМ |
6,52% (3) |
ВМ |
> ВОМ |
> ВПМ |
4,34% (2) |
ВМ |
= ВПМ |
< ВОМ |
4,34% (2) |
ВМ |
> ВПМ |
= ВОМ |
2,17% (1) |
ВМ |
= ВПМ |
= ВОМ |
2,17% (1) |
ВОМ |
> ВМ |
> ВПМ |
2,17 % (1) |
Выявление преобладающего типа мотивации
Таблица 2
Преобладающий тип мотивации |
Кол – во студентов |
ВМ |
45,6% (21) |
ВПМ |
30,5% (14) |
ВОМ |
13,04% (6) |
ВМ = ВПМ |
8,7% (4) |
ВМ = ВПМ = ВОМ |
2,17% (1) |
Примечание:
ВМ – внутренняя мотивация;
ВПМ – внешняя положительная мотивация;
ВОМ – внешняя отрицательная мотивация;