Файл: История конституционного развития России (РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Зарождение конституции как идеи и осознание ее как необходимости в общественно-политической жизни в России берёт свое начало еще в начале ХIХ века, где либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с догмой самодержавия. Либерально настроенная русская правовая мысль придерживалась того, что конституция – это учредительный закон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны.

Конституция может изменяться исходя из различных факторов – интересов различных социальных групп, преобразования формы правления или государственного устройства, господствующих в общественных кругах официальных взглядов на государство, право и их роль в жизни общества.

Необходимость в новой конституции в каждом государстве возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевания независимости, распада государства, образования нового государственного единства, изменения формы правления и политического режима.

После принятия каждой конституции происходили существенные изменения в жизни общества, подводились итоги предшествующему развитию, как правило, определялся качественно новый этап в истории развития государства, отражались новые концепции или наоборот углублялись и развивались прежние. Все четыре Конституции РСФСР являли собой тип советских социалистических конституций. При этом, несмотря на то, что каждая из них имела свои существенные особенности и отличные черты они развивались в соответствии с принципом преемственности, который отражал сохранение ценностей социализма, утверждение советской власти, они носили классовый характер прежде всего в том, что выступали как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем и его руководящей роли.

Актуальность темы. Роль развития конституционализма на всех промежутках времени развития Российского государства очень велика. Конституция - основной закон государства, который наиболее всего связан с другими правовыми нормами, субъектами и объектами правовой системы. Знания отличительных особенностей Конституций на различных этапах времени необходимы для дальнейшего познания права.

Предметом исследования работы являются основные этапы развития российского конституционализма.

Объектом исследования данной работы является развитие конституционных основ в Российском государстве.

Цель работы – анализ развития российского конституционализма и на основе анализа выявить проблемы правового развития Российской Федерации в современном обществе.


Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • выявить особенности развития конституционализма в дореволюционный период;
  • изучить основные положения конституций советского периода;
  • выполнить тщательный анализ ныне действующей Конституции 1993 года;
  • определить проблемы конституционного строя современной России.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В РОССИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1.1 Истоки российского конституционализма

Как известно, наиболее ранней, но все еще действующей конституцией является Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года, хотя мировой конституционализм знает и более ранние конституционные акты, такие как Статут Великого Княжества Литовского 1529 года или Конституцию Филиппа Орлика 1710 года. Что касается России, то в отношении начала ее конституционного развития ученые расходятся во мнениях.

Первые конституционные идеи и проекты появились в России лишь в ХVIII веке. Некоторые же ученые относят первый опыт российского конституционализма к 1730 году, когда верховниками была предпринята попытка создать cословную конституцию, ограничивающую самодержавную власть посредством представительного органа и дающую дворянству сословные права, в связи с чем императрицей Екатериной II даже была созвана Уложенная комиссия.

Как бы там ни было, наиболее известными первыми конституционными проектами являются работы графа Н.И. Панина, А.Р. Воронцова. Внимание указанным вопросам также уделяли С.Е. Десницкий, Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ф.В. Кречетов. Дворянское сословие в конце ХVIII - начале ХIХ веков все больше начинает склоняться к идеям конституционной монархии, ограниченной парламентом, республиканского обустройства России, отмены крепостного права, развития местного самоуправления и так далее.

Наиболее известным проектом конституционного акта того времени, утверждавшим идею республиканской формы правления на территории России, является «Русская правда» П.И. Пестеля. Кроме того, в этом отношении также примечателен проект Н.М. Муравьева, утверждавший федерацию в качестве формы российского территориального устройства.


Начало ХIХ века ознаменовалось декабристским движением, многие участники которого также активно принимали участие в развитии идей конституционализма и разрабатывали собственные проекты конституционных актов. Эти действий осуществлялись, по большей части, в рамках соответствующих тайных обществ и практически не оказывали реального влияния ни на власть, ни на большую часть народа России. Кроме того, лидеры этого движения, как правило, имели слабое представление о традиционных, глубинных основах российского общества, а в качестве основного способа достижения выработанных ими целей чаще всего видели радикальные революционные преобразования.

Стоит отметить, что поначалу официальная власть также поддерживала идеи конституционного реформирования. Так, Александр I не только даровал конституцию Царству Польскому, но и присягнул ей. Отдельные законодательные акты того времени свидетельствуют о стремлении императора обеспечить неприкосновенность личности и частной собственности, смягчить уголовное законодательство.

Именно в этот период разрабатывались знаменитые конституционные проекты Н.Н. Новосильцева и М.М. Сперанского. При этом проект последнего представляет наибольшее значение. В нем решалось три основные задачи:

  • обоснование необходимости замены самодержавного правления конституционно-правовым государством;
  • введение института разделения властей;
  • определение соотношения прав, свобод и обязанностей личности.

Рассматриваемый важнейший этап конституционного развития России, как ни странно, был прерван именно выступлением декабристов от 14 декабря 1825 года, после которого доверие официальной власти к ним было безвозвратно утеряно, а отдельные инициативы конституционного характера перестали поддерживаться царской властью.

Однако к конституционным проектам все же вернулись в период правления Александра II. Многие авторы отмечают, что именно со второй половины XIX века начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Указанный процесс проходил достаточно медленно и сопровождался нарастанием в стране революционного движения, террористическими актами и ответными репрессиями. Наиболее известным проектом Основного закона того времени является проект М.Т. Лорис-Меликова от 11 апреля 1881 года.

1.2 Конституционное развитие России во второй
половине 19 и начале 20 века

Следует сказать об эпохе «великих реформ», когда вслед за достаточно кардинальным для России того времени решением крестьянского вопроса, разработкой прогрессивных военной, земской и судебной реформ, а затем после польского восстания 1863-1864 гг. в повестку дня вновь был поставлен вопрос о «народном представительстве».


Реформаторские усилия П.Д. Киселева были поддержаны Николаем I, а «великие реформы» 1860-1870-х гг. проходили при непосредственном руководстве и поддержке того же Александра II. Александр III вызвал к жизни реформаторские таланты Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте, а Николай II, как известно, привлек на правительственный Олимп таких ярких деятелей реформаторского толка, как тот же С.Ю. Витте уже в качестве Председателя Совета министров и П.А. Столыпин.

Все политические реформаторские тенденции должны были учитывать два кардинальных обстоятельства российской жизни, которые стали проявляться со второй половины 18 в. и в сильнейшей степени влиять на всю общественную обстановку в стране: проблему крепостного состояния крестьянства и связанную с этим реакцию на эту проблему дворянского сословия и рост радикальных политических настроений в обществе, появление тайных обществ, которые в конце концов привели к восстанию 14 декабря 1825 г. и положили начало мрачной левоэкстремистской эстафете в течение всего 19 в. и, наконец, выродились в формирование мощных подпольных экстремистских организаций уже в начале 20 в.

В начале 20 века произошло оформление российского конституционализма как политического течения. Наиболее прогрессивными и последовательными представителями российского конституционализма были конституционные демократы (кадеты), относившиеся к левому крылу либерализма. Под влиянием государственной школы русской юриспруденции 19 века (А.Д. Градовского, К.Д. Кавелина), а также старых либералов (Б.Н. Чичерина), они восприняли идею о государстве как главном орудии общественного прогресса в России. Именно государство в России должно было обеспечить проведение необходимых конституционных и социальных преобразований в связи с тем, что буржуазия была слабым и зависимым от власти социальным слоем. По своим убеждениям, приемам политической борьбы и содержанию партийной программы кадеты были конституционалистами, выдвигавшими требование установить в России систему парламентаризма, при которой правительство должно было формироваться из членов партии парламентского большинства и нести перед ним политическую ответственность. Идеалом кадетов была парламентарная монархия английского типа с той особенностью, что для них неприемлемой оказывалась консервативная верхняя палата (палата лордов), существовавшая в Великобритании. Поэтому они не приняли установившийся в российских политических реалиях после государственной реформы 1905-1906 годов октроированный Октроированный конституционализм характерен для стран запаздывающей модернизации, в которых отсутствуют некоторые предпосылки (экономические, социальные, культурные, правовые) перехода от традиционного к гражданскому обществу. Так, отсутствие зрелого среднего класса приводит к тому, что реформы может проводить часть либеральной буржуазии в союзе с просвещенной бюрократией и с использованием институтов государства. Догоняющий тип развития таких стран требует интенсификации процесса преобразований, использования авторитарных методов модернизации. Это приводит к постоянным конфликтам между государством и гражданским обществом. монархический конституционализм с преобладающим положением монарха в механизме государственной власти, юридическим основанием которого стали Основные государственные законы 23 апреля 1906 года.


В начале 20 века в России сложилась модель монархического конституционализма. Под монархическим конституционализмом понимается система правления, основанная на дарованной монархом конституции, в которой источником всех властей в государстве признается монарх. При этом он сохраняет преобладающее влияние в системе органов государства, доминируя над парламентом и правительством. Российская форма монархического конституционализма возникла вследствие принятия следующих октроированных правовых актов: Учреждение Государственной думы 20 февраля 1906 года, Учреждение Государственного совета 23 апреля 1906 года, Правила о порядке рассмотрения государственной росписи 8 марта 1906 года, Основные законы 23 апреля 1906 года. Политическим основанием данной формы конституционализма в России стала институционализация политического плюрализма, многообразие политических партий различной социально-политической и социально-экономической ориентации.

В период нарастания революционных событий в 1904-1905 гг. возникли конституционные проекты, вышедшие из недр «Союза освобождения» _ предтечи партии конституционных демократов (кадетов). Проект «Основного закона Российской империи» уже в первой статье декларировал принципы конституционной монархии в России, провозглашал равенство всех русских граждан. Декларировалась неприкосновенность жилища, право для всех «русских граждан», достигших совершеннолетия, свободно избирать и быть избранным, свободно выбирать и менять место жительства, приобретать недвижимое имущество, перемещаться внутри государства и выезжать за его пределы. Цензура отменялась во всех ее видах, объявлялась свобода слова, собраний и съездов, организации различных обществ. Провозглашалась свобода совести. За императором сохранялась высшая исполнительная и законодательная власть, право созывать Государственную Думу, формировать кабинет министров, осуществлять верховное начальствование над армией и флотом, Россия по-прежнему оставалась унитарным государством, как это определяла история. Проект учитывал создание в стране двухпалатной Государственной Думы как высшего законодательного органа, избираемого всеобщим и тайным голосованием гражданами мужского пола. В соответствии с этими принципами предлагалось реформировать и местное самоуправление.

Манифест 17 октября 1905 г., провозгласил наконец-то в России основные буржуазно-демократические свободы. А вскоре создатель Манифеста премьер-министр С.Ю. Витте подал царю докладную записку о необходимости продолжения реформ. Совершенно справедливо С.Ю. Витте писал о том, что корни революционного движения заключаются в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.