Файл: Разработка системы мотивации в государственном учреждении.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Женщины чаще ориентируются на социальный статус при поступлении на работу, а мужчины - на возможность оказать влияние на общественную жизнь. При этом при определении статуса чиновников женщины чаще выбирают ответы «наемные работники» и «субъекты государственного управления», а мужчины - «аппарат управления» и «профессионалы», это может свидетельствовать о более высоком уровне самооценки мужчин-чиновников (рис.).
Анализ распределения мотивационных установок опрошенных по возрастным категориям показывает существенное расхождение поведенческих моделей. Молодые работники чаще оценивают свою деятельность как административную работу и выполнение распоряжений руководства, работники старше пенсионного возраста - как правотворчество и управление подведомственными организациями. Молодые работники реже, чем пожилые, дают крайние оценки напряженности своей работы (рис.).
Рисунок 1- Распределение ответов государственных служащих на вопрос о напряженности труда по возрасту, %
При ответе о мотивации вхождения в систему государственной службы молодые работники чаще указывают эгоистические мотивы - карьеру и высокий доход, а также чаще демонстрируют идеализм. С возрастом акцент смещается на материальные мотивы, а работники пенсионного возраста в большинстве ориентированы на стабильность и социальное обеспечение, которые гарантирует государственная служба.
Оценивая свою мотивацию к работе, все опрошенные указали стабильность трудоустройства и социальные гарантии как основной фактор, обеспечивающий закрепление. Однако молодые работники также мотивированы на карьерные достижения, в то время как с возрастом увеличивается значимость таких факторов, как психологический климат в коллективе и статусные ожидания, то есть более возрастные работники ценят наличие властных полномочий (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов государственных служащих о мотивации продолжения работы
в органах государственной власти в разрезе возрастных групп
Возрастные группы |
|||||
до 30 лет |
от 30 до 39 |
от 40 до |
старше |
||
лет |
пенсионного |
пенсионного |
|||
возраста |
возраста |
||||
мотивация |
трудовой коллектив |
15 |
30 |
18 |
15 |
8,4 % |
12,2 % |
13,3 % |
16,9 % |
||
уровень дохода |
11 |
24 |
13 |
13 |
|
6,2 % |
9,8 % |
9,6 % |
14,6 % |
||
карьерные перспективы |
45 |
47 |
12 |
2 |
|
25,3 % |
19,2 % |
8,9 % |
2,2 % |
||
возможность решить бытовые |
4 |
3 |
0 |
1 |
|
проблемы |
2,2 % |
1,2 % |
1,1 % |
||
возможность участвовать в |
29 |
44 |
18 |
10 |
|
государственном управлении |
16,3 % |
18,0 % |
13,3 % |
11,2 % |
|
статус государственного служащего |
21 |
22 |
25 |
15 |
|
11,8 % |
9,0 % |
18,5 % |
16,9 % |
||
стабильность и гарантии |
52 |
71 |
48 |
33 |
|
29,2 % |
29,0 % |
35,6 % |
37,1 % |
||
другое |
1 |
4 |
1 |
0 |
|
0,6 % |
1,6 % |
0,7 % |
|||
Всего |
178 |
245 |
135 |
89 |
Из числа служащих моложе 30 лет, собирающихся сменить род деятельности в течение ближайших 5 лет, наибольшая доля (50 %) поступила на работу, ориентируясь на саморазвитие (табл. 3). Собирающиеся сменить работу служащие предпенсионного возраста поступили в органы исполнительной власти, ориентируясь на стабильность (57,1 %). Это позволяет предположить, что причиной разочарования в государственной службе и демотивации чиновников является отсутствие инициативы и стресс, связанный с постоянным изменением «условий игры». Об этом же свидетельствует то, что чаще готовность сменить работу высказывают работники со стажем государственной службы от 1 до 3 лет (21,1 % от общего числа) и от 5 до 10 лет (также 21,1 %).
Таблица 3
Распределение ответов о планировании карьеры и мотивации при поступлении на государственную службу
планирование карьеры |
Всего |
||||
3-5 лет |
5-10 лет |
до пенсии |
до достижения предельного возраста |
||
высокий доход |
2 20,0 % |
1 10,0 % |
6 60,0 % |
1 10,0 % |
10 100 % |
социальный статус |
0 |
5 18,5 % |
7 25,9 % |
15 55,6 % |
27 100 % |
возможность повлиять на решение общественно важных вопросов |
5 17,2 % |
8 27,6 % |
6 20,7 % |
10 34,5 % |
29 100 % |
дополнительное пенсионное обеспечение, льготы и гарантии |
2 9,5 % |
1 4,8 % |
11 52,4 % |
7 33,3 % |
21 100 % |
возможность профессионального развития, опыт |
14 |
23 |
15 |
47 |
99 |
14,1 % |
23,2 % |
15,2 % |
47,5 % |
100 % |
|
стабильность трудоустройства |
9 |
5 |
13 |
10 |
37 |
24,3 % |
13,5 % |
35,1 % |
27,0 % |
100 % |
|
перспективы карьерного продвижения |
3 |
2 |
8 |
14 |
27 |
11,1 % |
7,4 % |
29,6 % |
51,9 % |
100 % |
|
Всего |
35 14,0 % |
45 18,0 % |
66 26,4 % |
104 41,6 % |
250 100 % |
2.2 Современные тенденции изменения мотивации государственных госслужащих
В системе государственной службы вопросам мотивации традиционно уделяется особое внимание. Это связано со спецификой профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, направленной на развитие государственного устройства, необходимостью решения общественно значимых вопросов и проблем. Эффективность профессиональной деятельности государственных служащих безусловно сказывается и во многом определяет результативность функционирования самих органов государственной власти.
Принятые в 2004-2006 годах законодательные и нормативно-правовые документы определили специфику трудовой деятельности и общую направленность модели мотивации государственных гражданских служащих.
К особенностям труда государственных служащих относятся:
- реализация общенациональных интересов, направленных на укрепление и развития государственного строя;
- высокая степень ответственности;
- жесткая регламентация трудовой дисциплины нормативно-правовыми актами.
Система мотивации труда в значительной степени направлена на стабилизацию кадрового состава государственной гражданской службы.
Однако, происходящие в настоящее время изменения общей парадигмы государственного управления, объективно вызывают необходимость проведения соответствующих преобразований в системе мотивации труда государственных служащих.
Исходя из содержания научных публикаций и анализа результатов исследований в этой предметной области можно сформировать общие тенденции, определяющие направления совершенствования системы мотивации государственных гражданских служащих:
Магистрант кафедры «Государственное и муниципальное управление».
- Государственная служба, как система, переживает в настоящее время период усложнения. Причинами этого процесса являются: повышение сложности управленческого труда в государственной службе, динамичное изменение системы ценностей работников, рост численности персонала госслужащих и, как следствие, усложнение управления кадрами.
В этих условиях становится вполне очевидным необходимость проведения более глубоких исследований факторов, оказывающих мотивирующее воздействие на государственных служащих и побуждающих их к результативной профессиональной деятельности.
- Сегодня мотивы индивидов в обществе существенно изменились и усложнились. Аналогичный процесс происходит и в системе государственной службы. Между тем, следует признать, что общие подходы к мотивации труда государственных гражданских служащих до сих пор осталась на уровне регламентов и должностных инструкций, предписываемых федеральными законами. Практически вся современная система оплаты и поощрения государственных служащих основана поддержание стабильной численности кадрового состава (надбавки за выслугу лет, интервально устанавливаемый классный чин и пр.).
В результате такой системы молодые специалисты, имеющие непродолжительный срок гражданской службы, слабо мотивированы, что, в свою очередь, определяет их отток из госструктур в коммерческий сектор. Происходит объективный процесс «старения» кадрового состава госорганов.
О наличии такой тенденции, в частности, свидетельствуют результаты исследования, проведенного в 2018 году среди 100 государственных гражданских служащих Управления Росреестра по Свердловской области. В качестве ключевых барьеров, препятствующих эффективной работе, участниками опроса были отмечены следующие:
- отсутствие зависимости труда от фактических результатов работы служащего (35 % от числа опрошенных);
- отсутствие механизма карьерного роста (18 % от числа опрошенных);
- возложение дополнительных обязанностей на служащего, приводящих к сверхурочным нагрузкам (7 % от числа опрошенных).
Кроме того, было выявлено, что действующая в организации система мотивации не является эффективной и не мотивирует на достижение желаемых результатов деятельности. По оценкам самих участников опроса это связано с тем, что некоторые элементы системы мотивации существуют лишь формально (поощрения, социальные льготы, профессиональное развитие) и не реализуются на практике, либо не доступны для абсолютного большинства государственных гражданских служащих Управления.
Также в ходе анализа результатов опроса было выявлено, что в разных возрастных группах различаются ключевые мотивы. Так, для государственных служащих моложе 30 лет, основным мотивом является возможность получения опыта и карьерного продвижения. Для лиц в возрасте от 30 до 50 лет основным мотивом является гарантия стабильности. Лицам старше 50 лет важны правовые гарантии занятости.
В целом полученные результаты исследования свидетельствуют, что мотивы к результативному, высокопрофессиональному труду имеют высокую дифференциацию в зависимости личностных целей респондентов, возраста, уровня образования и стажа трудовой деятельности.
Такой вывод подтверждает актуальность и перспективность изменения подходов к мотивации государственных служащих путем учета их профессиональных и поло-возрастных особенностей, личностно-ценностных ориентиров деятельности, а также поддержания интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой самостоятельности.
Учитывая результаты эмпирического исследования, проведенного в Управлении Росрееста по Свердловской области, предлагается следующий механизм формирования трудовой мотивации государственных гражданских служащих (рис. 2).
Рисунок. 2- Механизм формирования трудовой мотивации государственных гражданских служащих
Регулятором действия механизма призван выступать процесс постоянного мониторинга за состоянием и изменением уровня мотивации, осуществляемый путем опроса государственных гражданских служащих и оценки действенности применяемых элементов мотивации. При этом должны оцениваться как мотивы к результативному, высокопрофессиональному труду, так и мотивы, препятствующие этому процессу (демотиваторы).
Формирование программ личностного карьерного роста, как инструмента мотивации, позволит своевременно обеспечивать своевременную кадровую замену. Гарантии продвижения по карьерной лестнице позволит привлечь молодые кадры. Особенно актуальным это будет для молодых специалистов в возрасте 30 лет.
Поддержание оптимальной психологической обстановки среди государственных служащих позволит стабилизировать показатели текучести кадров, а соответственно улучшить моральный климат в коллективе.
Механизмы финансового обеспечения необходимо связать с результатами работы и целевой направленностью деятельности служащих. Для этого следует ежемесячно контролировать сроки и качество выполняемой работы, уровень профессионализма при решении поставленных перед служащими задач.
В заключении следует согласиться с мнением ряда исследователей, что в Российской Федерации государственная служба уже много раз претерпевала изменения, но именно сейчас возникла необходимость в кардинальных изменениях на долгие годы, которые позволят учесть особенности труда государственных гражданских служащих, применить опыт коммерческого сектора, сформировать систему мотивации, учитывающую лично-ценностные ориентиры профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
Заключение
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации».
Конституцией Российской Федерации закреплены 3 уровня власти: федеральный, региональный и местный. Гражданские