Файл: Аппарат государственной власти (Органы государственной власти, входящие в систему государственного аппарата в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично в научной и учебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятий государственного аппарата и государственного механизма. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат - лишь как система государственных органов.

Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми вполне обоснованно «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. /Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М.: Проспект, 1997.С. 100-101./ 

Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов - аппаратом в узком смысле слова.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в содержание государственного механизма, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. В научной и справочной литературе они тоже понимаются неодинаково.

Глава 2. Органы государственной власти, входящие в систему государственного аппарата в РФ.

2.1 Органы законодательной власти РФ.

Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательная (представительная) власть -- это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.1/ -См.: Общая теория государства и права/Под ред. Лазарева В.В. - М.: Юристъ. 2001. -С. 381./

Органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ в составе двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации. Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.


Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов, и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

Работа депутатов в законодательных органах в подавляющем большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.

Особенностью законодательной ветви власти является то, что среди составляющих ее органов отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. Каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа публичной власти.1/ Рассолов М.М. Теория государства и права. М. 2000. -С. 121./

2.2. Органы исполнительной власти РФ.

Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.2 /Лазарев В.В. Общая теория государства и права. М. Юристъ. 2001. -С. 382./

Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.


Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются:

- органы общей компетенции (Правительство РФ, правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);

- органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

Нужно отметить существование специфических органов и учреждений исполнительной власти, к числу которых относятся органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.

2.3. Органы судебной власти РФ.

Судебная власть, по Конституции РФ, является третьей отраслью власти, которая осуществляется только судами на основе закона. Создание чрезвычайных судов запрещено. Независимо от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным. Сама судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации" 1996 г. и другими федеральными законами.

В соответствии с законом судебная система Российской Федерации включает в себя Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, одноименные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды и арбитражные суды края, области, суды и арбитражные суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов, а также районные суды, мировые суды и военные суды.


Судебная система возглавляется верховными судебными органами, которые во многих государствах выполняют одновременно функции Конституционного суда. Однако в некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции.

Судебная власть РФ представляет собой, в соответствии с теорией разделения властей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

В целях успешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимыми и достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положения Конституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначения судей высших судебных органов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей федеральных судов. Члены Высших судов Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

2.4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 77 Конституции РФ, субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему собственных органов государственной власти.

Однако их самостоятельность ограничена двумя весьма важными группами факторов: основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ и законом, деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:

а) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;


г) единства системы государственной власти;

д) разделения государственной власти как по горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную, так и по вертикали – на федеральную и региональную;

е) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами;

ж) самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.

Система и принципы деятельности органов власти субъектов РФ нашли отражение не только в федеральном, но в региональном законодательстве, а также во многом обусловлены судебной практикой.

Заключение

На основании вышеуказанных исследований можно сделать вывод: государственный аппарат - система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос актуален для нашей страны и в настоящее время. Также для России может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, труды великих мыслителей и теоретиков. Многие изложенные в Конституции положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека и т.д.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Государственный аппарат охватывает все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.