Файл: Понятие и классификация функций государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Классификация функций государства на современном этапе

2.1 Основания классификации и виды функций государства

«В познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно-правовых явлений и процессов попросту невозможно», - отмечает А.Б. Венгеров[15].

Эффективно используется метод классификации и при изучении функций государства.

Классификационный критерии, т.е. признаки (их сумма), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный характер. Выделяют, например, объекты, и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения государств, содержание функций.

Действительно, в научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям. По времени действия они делятся на постоянные, осуществляемые, государством на всех этапах его существования, и временные, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением. По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние - деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими государствами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.

Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на основные и не основные. Конечно, такое деление весьма условно, т.к. критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными.


Обратимся теперь к основной классификации функций государства. Естественно возникает вопрос, по какому критерию проводить классификацию. На наш взгляд, из множества критериев особого внимания заслуживают цели и задачи государства, потому как задача (цель) выступает в качестве интегрирующего фактора государственной деятельности, в которой так или иначе объединяются все другие критерии. Ведь "цель, указывал К. Маркс, как закон, определяет способ и характер деятельности субъекта, подчиняет себе его волю".

В зависимости от задач (целей) функции государства подразделяются на постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные.

Попытаемся проанализировать отмеченные выше аспекты основной классификации функций государства. Деление функций на постоянные и временные не вызывает возражений. В литературе подчеркивается, что здесь учитывается длительность осуществления той или иной государственной деятельности[16].Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства. Временные же функции появляются в связи со специфическими условиями общественного развития, а прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений).

Наиболее распространено и признаваемо в теории государства деление функций на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция). Критерием классификации здесь служат сферы государственной деятельности[17].

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяется пять таких общих функций:


экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

политическая, или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства и т.п.;

социальная - охрана прав и свобод населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;

идеологическая - поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организация образования, поддержание науки, культуры и др.;

экологическая - охрана окружающей среды.

Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции. При этом к внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, а к внешним - обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Продолжает оставаться дискуссионным в теории государства и права деление функций государства на основные и неосновные. Так, например, Н.В. Черноголовкин отмечает, что останется неясным вопрос об отличиях основных функций от неосновных его функций. А Л.И. Каск[18] считает, что предлагаемые в юридической литературе решения данного вопроса нельзя признать удовлетворительными. Более того, он утверждает, что «нельзя найти объективный критерий для разграничения понятий основных и неосновных функций государства». Из сказанного становится ясно, что существуют и сторонники и противники подобной классификации, по той причине, что критерий такого разграничения четко не определен, такое деление, видимо, проводят авторы, которые рассматривают функции как (любые) направления деятельности. Спору нет, каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства одинаково важны, но это не исключает, конечно, возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Эти направления становятся для государства основными. Рассматривая эту проблему в широком плане, М.И. Байтин выделял следующие черты, совокупность которых, по его мнению, определяет такое понятие как основная функция государства: во-первых, в них наиболее выпукло проявляется сущность и социальная роль государства; во-вторых, они осуществляются всем государственным механизмом в целом; в-третьих, основные функции носят комплексный, собирательный, то есть системный характер[19].


Полностью разделяя данное суждение, необходимо отметить следующее. В позиции М.И. Байтина заслуживает особого внимания положение о системном характере основных функций. Последнее имеет первостепенное значение для исследуемой классификации. Ведь дело в том, что для основной функции, как для системы, характерны связь и отношения между образующими ее элементами, которыми и являются неосновные функции (или подфункции). Другими словами, основная функция есть совокупность ее подфункций - однородных неосновных функций. В теоретическом плане сказанное мож­но представить следующим образом: подфункция, сама являясь определенной системой, выступает в роли составного элемента системы более высокого порядка (основной функции), которая, в свою очередь, является элементом системы функций государства в целом. Однако, данная связь не есть простое рядоположение, складывающееся как сумма мелких направлений деятельности, а органическое, цельное единство различных проявлений единой сущности. Следует также отметить, что связь основных и неосновных функций не является величиной постоянной, она меняется вместе с изменением тех конкретных задач, которые сто­ят перед государством. Другими словами, задачи, стоящие перед государством, в результате своей актуализации или напротив деактуализации способны изменять структуру той или иной основной функции. В результате чего одни неосновные функции выделяются в самостоятельные направления государственной деятель­ности, тем самым приобретают статус основных функций, другие, теряя свое предназначение, "отмирают".

Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Речь идет о широком понимании классов как определенных социальных, организованных структур общества. Представляется обоснованной позиция при единой классификации функций государства независимо от его отнесения к той или иной классификационной группе[20]. При таком подходе выделяются пять функций, которые осуществляются в современных условиях любым государством:

- экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации общественных работ, планирования производства, организации внешнеэкономических связей и др.);


- политическая (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.);

- социальная (охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удов­летворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.);

- идеологическая (поддержка определенной, в том числе и религиозной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.);

- экологическая функция (охрана и защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, защита и др.).

Существует так же мнение, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, так как в их решении заинтересовано все общество[21]. Все это представляет собой задачи общества в целом. В таком случае стоит говорить о том, что государство имеет три основные функции: законодательную, судебную, исполнительную. Л.А. Морозова относит данную классификацию, базирующуюся на принципе разделения властей, к числу главных[22]. При этом более верной кажется мнение М.В. Жигуленкова, который говорит, что «в данном случае мы имеем дело скорее с классификацией форм осуществления государственных функций, а не самих функций государства»[23].

К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции государства на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные, в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.