Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в)        неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2.        Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е. что именно изображено:

а)        учебные ситуации — учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;

б)        ситуации неучебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;

в)        игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.

В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными

Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»

Даша К.

Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов.

Ксюша А.

Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.

Наташа М.

На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.

Ляля В.

Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.


Стас К.

Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер – мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Максим Ф.

На рисунке изображена доска – рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.

Ваня З.

Изображена типичная игровая ситуация – качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Сережа Т.

Изобразил себя на турниках – это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Рудик Р.

Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация неучебного характера – доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.

Андрей П.

Рисунок соответствует заданной теме, т.к. изображена типичная учебная ситуация – учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.

Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень адаптации первоклассников к школе (%)

по методике Н.Г. Лускановой

Уровни адаптации

Количество учащихся

% соотношение

Высокий

2

20

Средний

4

40

Низкий

4

40

Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представим гистограммой (Рисунок 1).

Рис. 1. Уровень адаптации первоклассников к школе

В результате проведенного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.

20% детей положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко; глубоко и полно овладевают программным материалом; прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя; выполняют поручения без внешнего контроля.

40% детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным; дружат со многими одноклассниками.


40% детей отрицательно относятся к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно; самостоятельная работа с учебником затруднена; пассивны; близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников; объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.

Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.

2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе

Цель: разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе 

Задачи:

1) составить программу, направленную на адаптацию первоклассников;

2) представить описание программы с учетом педагогических условий.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнутьчувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованиюнаправлена на создание следующих педагогических условий:

  1. Организация режима школьной жизни первоклассников.
  2. Создание предметнопространственной среды.        
  3. Организация оздоровительно-профилактической работы.
  4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.
  5. Организация внеучебной жизни первоклассников.
  6. Взаимодействие с участниками образовательного учреждения.

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению  «Здравствуй школа!» представлена в приложении 3. 

Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
  • установление контакта с учащимися, с учителем;
  • формирование адекватного поведения;
  • овладение навыками учебной деятельности.

Организация режима школьной жизни первоклассников

1.Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2.Пятидневный режим обучения.

3.«Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса.

4.Облегчённый день в середине учебной недели.

Создание предметнопространственной среды

  1. Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом.
  2. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу.
  3. Учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Организация оздоровительно-профилактической работы

1.Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

  • медицинский осмотр детей, поступающих в школу;
  • мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников;
  • диагностика устной и письменной речи.

2.Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

  • проведение плановых и внеплановых прививок;
  • витаминизация;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков.

3.Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

  • физкультминутки проводятся на каждом уроке;
  • подвижные игры на переменах.

4.Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

  • выполнение требований СанПиНа к организации питания;
  • соблюдение основных принципов рационального питания.

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период

1.Особенности организации урока в 1-м классе

  • домашние задания в первом классе не задаются.

2.Контроль и оценка результатов обучения

  • в течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы непроводятся;
  • итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее20-25 апреля;
  • обучающиеся 1 класса на второй год не оставляются.

Организация внеучебной жизни первоклассников

Внеучебная деятельность в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • научно-познавательное;
  • проектная деятельность;
  • духовно-нравственное;
  • патриотическое.

Взаимодействие с родителями первоклассников

  • изучение условий жизни ребёнка в семье;
  • ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребёнка из школы;
  • оборудование «Уголка для родителей» в школе;
  • коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
  • родительские собрания;
  • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.

Таким образом, данная программа составлена с учетом педагогических условий необходимых для успешной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть использована в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

Выводы по второй главе

Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы.

Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку естественно пользоваться таким арсеналом методов: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях.

Заключение

В последнее время в литературе уделяется много внимания вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе.

Адаптация в 1 классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок. Ребенок не готовый к обучению в том, или ином аспекте школьной зрелости, испытывает трудности в адаптации к школе и может быть дезадаптирован. Ребенок, поступая в школу должен быть зрелым и в физическом, и в социальном отношении.

Первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда четко проявляются родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой родителям не хватает терпения и снисходительности, спокойствия и доброты: часто из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. Почему? Скорее всего, потому что не всегда учитывают сложность и длительность процесса. Так как не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Именно поэтому вся система обучения и воспитания в школе и дома должна быть построена так, чтобы и учитель, и родители знали и учитывали, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.