Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 1
Одним из авторов этой теории был Аврелий Августин. По мнению Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, — восклицал Августин, — он подобен дьяволу».
В Библии утверждается, что «Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его». [34]Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается одновременно смертным грехом.
Фома Аквинский эту теорию развил по-своему. Согласно его теории, мир основан на иерархии форм: божественная, духовная и материальная. Во главе находится Бог. Папа Римский возглавляет духовный мир как наместник Бога на земле. По такому же принципу организованно и общество.[35]
Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.[36]
Глава 2. Теория специализации
Именно на этой теории я бы хотел остановиться и изучит ее подробнее, так как считаю, что она является наиболее полно описывает процесс возникновения права.[37]
Теория была разработана доктором юридических наук Кашаниной Т.В.
«Слово “специальный” означает особый, предназначенный для определенной цели. Специализация – это приобретение организмом (биологическим или социальным) особых черт, которые позволили бы приспособиться этому организму к изменившимся условиям существования.» [38]
Автор этой теории делит развитие права на разные периоды:[39]
Стадия детства (архаическое право)
Стадия юности (сословное или корпоративное право)
Стадия зрелости (развитое или общегосударственное право)
Временные рамки этого этапа трудно обозначить, особенно если речь идет о его возникновении. Однако, говоря о завершающем периоде стадии существования архаичного права, можно указать приблизительно, на IX-XI вв. [40]Применительно к этой стадии развития права допустимы и такие названия, как право племенное, народное, обычное, варварское, примитивное, вульгарное.
На этом этапе права как такового нет, но есть обычаи, которые выполняют схожу функцию.[41] Социальные нормы вырабатываются народом и поэтому принимают форму обычаев, «то есть правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате неоднократного повторения». [42]Со временем эти обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а вождями, жрецами, дружинниками и прочими. Таким образом, обычаи стали закреплены, своего рода органами власти, и перешли в разряд правовых обычаев, став обычным правом.
Естественно решения вождей, старейшин и т.д. направленные на примирение спорящих сторон не всегда исполнялись, поэтому спорящие не редко прибегали к кровной мести, то есть к варварскому методу регулирования отношений, отсюда и название варварское право.
Право на этом этапе только зарождалось, и было простым и примитивным, отсюда еще одно из названий примитивное право.
Для архаического права было свойственна необязательность. Не было никаких гарантий, что спорящие стороны обратятся к другой независимой стороне для разрешения своего конфликта, а не решат все силой.[43]
Архаическое право преимущественно было в устной форме, а посменные источники не были систематизированы и не были разделены на отрасли. В первых правовых источниках можно найти зачатки норм гражданского права, однако, большинство составляли нормы уголовного права.[44] Преобладание норм уголовного права можно объяснить необходимостью обеспечить защиту сложившихся властных структур и самого населения. Например, в древней Руси из-за кровной мести уничтожались целые семьи и поселения, что, несомненно, негативно сказывалось на развитии Древней Руси. [45]Для предотвращения смертей была введена вира, то есть штраф за убийство.
Доказательства виновности и невиновности преступника отличались символичностью, церемониальностью и демонстративностью. [46]Доказательства проводилось при большом скоплении народа. Это было необходимо, так как большинство норм права были устными, и применение этих норм должно было надолго запомниться всем.
Не смотря на свою примитивность архаическое право имело множество плюсов:
Архаическое право было создано самим народом
Архаическое право отличалось добровольностью и массовостью исполнения, поскольку основывалось на убеждении в должном характере правил поведения и соблюдалось в силу привычки.[47]
Архаическое право имело устный характер, поэтому было доступно всем.
В архаическом праве вынесение судебного решения было этапом процесса примирения, и вопрос о том, кто прав и, кто виноват, не выдвигался на первое место.
Архаичное право не носило формального характера и было довольно пластичным.[48]
2.2. Сословное или корпоративное право
На этом этапе речь пойдет уже о традиционном обществе. После неолитической революции (переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству) основной ценностью стала земля и крестьяне. Общество на этом этапе стало более дифференцированным. Появились «корпорации-институты – результат дифференциации общества на отдельные слои, группы, результат процесса, который начался с разложения родового строя»[49].
Представители сословий начали осознавать свое положение в обществе и стремились приобрести и закрепить свои привилегии в обществе. Так же с растущей разницей между классами требовалось регулировать усложнившееся отношения между ними, что привело к изменению [50]правовой системы. На этом этапе можно выделить такие сословно-корпоративные системы как:[51]
- Феодальное право
- Манориальное право (крепостное)
- Городское право
- Торговое право
- Гильдейское право (цеховое)
- Каноническое право (церковное)
С появление феодальной системы значительно возросла роль землевладельцев, и увеличился их экономический рост. Что в свою очередь привело к увеличению производимой ими продукции в стране. С увеличением роли землевладельцев росла и их политическая сила, которая была направленна на подчинение исполнительной власти и влиянию на политику государства в целом.
Осознавая себя как класс, феодалы создали свою корпоративную систему: феодальное право. [52]Предметом феодального права были взаимоотношения между феодалами и правила приобретения земель. В разных странах способ приобретения права на землю различался. Так, например, в западной Европе каждый владелец земли должен был иметь сеньора, а в России вся земля принадлежала царю, и он был волен распоряжаться ею. [53]Это различие сильно сказалось на политическом развитии России и затормозило развитие демократических начал в стране. Однако общим у всех стран было то, что феодальное право закрепляло исключительные привилегии феодалов и дворянства на землю.
Еще одним большим различием между Европой и Россией было в урегулировании конфликтов между феодалами. [54]В России любой конфликт улаживался волей царя, в то время как в Европе воля короля играла малую роль, так как многие феодалы имели большую силу, чем король.[55]
В основном в феодальном праве было уделено внимание личным повинностям феодалов перед сеньором и государем. Основными [56]повинностями были: обязанность нести военную службу, платить подати в виде производимой феодалом продукции, право сеньора на помощь от вассала при необходимости.
Многие феодальные нормы были не писанными, так как они сформировались на основе обычаев. Имело место и использование договорной формы урегулирования отношений между феодалами по передаче земли, а это уже можно считать договором купли-продажи.[57]
Феодальное право образовалось из-за сложившихся экономических факторов и стало самостоятельной правовой системой. Со временем феодальное право стало [58]приобретать письменную форму, а затем и систематизироваться.
Предметом манориального или крепостного права были отношения между помещиком и крестьянином. Манориальное право в целом можно сказать регулировало всю жизнь внутри поместья, так как оно регулировала не только производственные отношения, но и, к примеру, заключение браков между подданными.[59]
В основном манориальное право состояло из норм касающихся правового положения крестьян, которое [60]было похоже одновременно на положение рабов и свободных крестьян, нечто среднее между ними. Помещик осуществлял экономические, полицейские и судебные права над крепостными в своих целях. Крестьяне имели разный уровень свободы. Все зависело от многих политических, экономических, религиозных и социальных факторов.
Правосудие над крестьянами осуществлялось непосредственно самим помещиком. Он же и устанавливал виды и размеры санкций.[61]
Все это со времен привело к участившимся случаям забастовок и восстаний крестьян, что свидетельствовало о несостоятельности этой системы.
Предметом городского права являлись отношения между жителями города и владельцами городских земель. В основном городское право состояло из норм, регулирующих управление городом и права, свободы и обязанности жителей города.[62]
В разных городах способ управления был разным. Важным социальным достижением средневековых городов можно считать принцип представительского правления. В западной Европе при создании города объявлялись, что все жители города равны и, следовательно, имеют право участвовать в управлении городом. [63]Еще одним важным достижением можно назвать установление сроков пребывания в политической должности. Такое явление было и в античности, однако, для западной Европы это было новым явлением.
Суды довольно часто совмещали судебную и исполнительную власть. В судебной системе признавалось равенство богатых и бедных перед судом, но на деле это не всегда соблюдалось.[64]
Жители городов западной Европы смогли добиться больших полномочий в регулировании жизнью города, однако, со временем полномочия представительных органов стали [65]уменьшаться. Сначала шел процесс уменьшения различных городских советов, затем вовсе власть переходила в руки одному человеку пожизненно.
Причины возникновения торгового права многочисленны и частично совпадают с причинами возникновения городов:[66]
А) Расширение сельскохозяйственного производства
Б) Повышение производительности труда
В) Рост сельскохозяйственной продукции
Г) Рост численности населения
Д) Другие
Торговое право регулирует не только отношения между купцами, но и отношения между всеми, кто заключает торговые сделки. Изначально торговая деятельность включала в себя и производительную, то есть сам ремесленник и продавал свою продукцию, но со временем они разделились.[67]
Нормы торгового права сначала разрабатывались самими купцами, но затем это право перешло к ярморочным комитетам и торговым судам. С ростом торговли общество стало понимать всю важность торговли[68], поэтому государство стало вмешиваться в торговые дела, ограничивая торговую деятельность. Например, установление единой меры веса и санкции в отношении купцов сильно завышавших цены.
Постепенно торговые отношения усложнялись, появились коммерческие договоры, увеличивалось количество торговых прецедентов, [69]благодаря чему впоследствии появилось торговое законодательство.