Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации учения в младшем школьном возрасте
1.1 Формирование мотивов к учению в младшем школьном возрасте
1.2. Педагогические средства формирования мотивации к учению у младших школьников
2.1. Краткая характеристика группы испытуемых
Считаем, что гипотеза исследования доказана, цель работы достигнута, т.к. выполнены следующие задачи:
1. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы раскрыть и проанализировать понятия мотив, мотивация, мотивационная сфера.
2. Охарактеризовать учебную мотивацию и особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.
3. Провести исследование уровня мотивации в учебной деятельности обучающихся.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Учебники и учебные пособия
- Агафонова В. А. Формирование и повышение мотивации к учению у младших школьников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 2 (7). С. 79-80.
- Бардин К. В. Чтобы ребенок успешно учился. – М.: Педагогика, 2008.
- Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19.
- Валисова Т. В. Формирование мотивации к учению у первоклассников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 37. С. 87-88.
- Вершинина Н. В. Мотивация младших школьников к учению // Альманах мировой науки. 2016. № 1-2 (4). С. 57-59.
- Гасанова С.Х., Магомедова Ф.Д. Мотивация учения и системно-деятельностный подход в работе с младшими школьниками // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3 (24). С. 61-64.
- Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
- Дэкерс В.К. Мотивация: теория и практика / В.К. Дэкерс. - М., 2017.
- Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 2015. - 140 с.
- Егенова Г. Э. Мотивация учения – основное условие успешного обучения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 3. С. 14-17.
- Жулина Г.Н., Хан В.Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1. С. 285-288.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2015. - 304 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Режим доступа: http://sfedu.ru/docs/program_razv/koncept_modern.doc. - Дата обращения: 31.03.2014.
- Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Дис. канд. пед. наук. - М., 2015. - 184 с.
- Критерии готовности учащегося к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Филология, 2015. - 111 с.
- Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении / В.Н. Кудрявцев. - М.: Норма, 2017.
- Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Т.В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 51 - 60.
- Левин К. Динамическая психология / К. Левин. - СПб: Смысл, 2014. - 576 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 2016. - 424 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 2014.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М., 2016.
- Литвин О.Н. Формирование готовности школьников к выбору профессии в процессе изучения курса «Трудовое обучение и черчение»: Дис. канд. пед. наук. - М., 2015.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 2017.
- Макеева Е. А. Формирование мотивации учения у младших школьников // В сборнике: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. С. 391-397.
- Нимаева Е. Г. Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы // В сборнике: Актуальные задачи педагогики материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 113-114.
- Петровский А.В. К проблеме самоопределения личности в группе / А.В. Петровский. - М.: Наука, 2015. - 248 с.
- Петрушина А.В. Формирование профессионально-педагогической направленности специалиста в условиях дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. - М., 2016. - 169 с.
- Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. - 2016. - №5. - С. 33 - 37.
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2014. - 320 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989.
- Султыгова Х. Возрастные особенности младших школьников в контексте формирования мотивации учения // Рефлексия. 2016. № 2. С. 59-65.
- Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М. : Педагогика, 2008.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
«Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой».
1. Тебе нравится в школе или не очень?
1) не очень;
2) нравится;
3) не нравится.
2. Утром когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто хочется остаться дома?
1) чаще хочется остаться дома;
2) бывает по-разному;
3) иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
1) не знаю;
2) остался бы дома;
3) пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
1) не нравится;
2) бывает по – разному;
3) нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
1) хотел бы;
2) не хотел бы;
3) не знаю;
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю;
б) не хотел бы;
в) хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1) часто;
2) редко;
3) не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был строгий учитель?
1) точно не знаю;
2) хотел бы;
3) не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
1) мало;
2) много;
3) нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
1) нравятся;
2) не очень;
3) не нравятся.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Анкета «Определение доминирующих мотивов учения Н. Г. Лускановой»
1.Понимаю, что ученик должен, хорошо учится-2
2. Стремлюсь точно и быстро выполнять требования учителя-2
3. Понимаю, что знания нужны мне для будущего-2
4. Хочу быть культурным и развитым человеком-2
5. Хочу получать хорошие отметки-1
6. Хочу получать одобрение учителей и родителей-1
7. Хочу быть лучшим учеником в классе-1
8. Хочу занять достойное место среди товарищей-1
9. Хочу, чтобы не ругали родители учителя-1
10. Не хочу получать плохие отметки-1
11. Люблю узнавать новое-3
12. Нравится когда учитель рассказывает интересно-3
13. Люблю думать и рассуждать на уроках-3
14. Люблю выполнять сложные задания и преодолевать трудности-3
Интерпретация результатов.
Полученные результаты учащихся можно отнести к одному из уровней мотивации:
Высокий уровень мотивации 9 – 8 б.
Средний уровень мотивации 7 – 5 б.
Низкий уровень мотивации 4 – 3 б.
Анализ определения доминирующих мотивов учения.
Широко социальные мотивы:
Мотивы долга и ответственности (1 – 2)
Самоопределения и самосовершенствования (3-4)
Узко личностные мотивы:
Мотивы благополучия (5 – 6)
Престижности (7 –8)
Избегание неприятностей (9 – 10)
Учено–познавательные мотивы:
Мотивация содержанием (11 – 12)
Мотивация процессом учения (13 – 14).
-
Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19. ↑
-
Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19. ↑
-
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. – С. 159. ↑
-
Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208. ↑
-
Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208. ↑
-
Егенова Г. Э. Мотивация учения – основное условие успешного обучения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 3. С. 14-17. ↑
-
Бывшева М. В. Мотивация к учению у младшего школьника: история субъектности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 1. С. 14-19. ↑
-
Троицкая Г. Ю. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2015. С. 206-208. ↑
-
Нимаева Е. Г. Мотивация учения как одно из условий повышения качества образования в условиях начальной школы // В сборнике: Актуальные задачи педагогики материалы III Международной научной конференции. 2013. С. 113-114. ↑
-
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. – С. 137. ↑
-
Егенова Г. Э. Мотивация учения – основное условие успешного обучения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 3. С. 14-17. ↑
-
Вершинина Н. В. Мотивация младших школьников к учению // Альманах мировой науки. 2016. № 1-2 (4). С. 57-59. ↑
-
Гасанова С.Х., Магомедова Ф.Д. Мотивация учения и системно-деятельностный подход в работе с младшими школьниками // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 3 (24). С. 61-64. ↑
-
Жулина Г.Н., Хан В.Г. Проблема развития мотивации учения младших школьников // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1. С. 285-288. ↑