Файл: Понятие и виды бизнес-моделей в индивидуальном предпринимательстве (Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессами в предпринимательстве
1.1. Сущность моделирования в предпринимательстве
1.2. Важнейшие компоненты планирования бизнеса в предпринимательстве
1.3. Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП
Глава 2. Планирование бизнес-процессами кафе «Золотая рыбка»
2.1. Организация управления бизнес-процессами кафе «Золотая рыбка»
2.2. Предпринимательский контроль в планировании бизнес-процессов кафе «Золотая рыбка»
2.3. Рекомендации по совершенствованию планирования бизнес-процессами кафе «Золотая рыбка»
Введение
Моделирование бизнес-процесса - процесс отражения субъективного видения потока работ в виде формальной модели, состоящей из взаимосвязанных операций.
Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации.
В настоящее время на рынке компьютерных технологий представлены несколько специальных программ, позволяющих обследовать предприятие и построить модель. Выбор методологии и инструментов, с помощью которых проводится моделирование бизнес-процессов, основополагающего значения не имеет. Существуют стандартизированные, опробованные временем методологии и инструментальные средства, с помощью которых можно обследовать предприятие и построить его модель. Ключевое их преимущество - простота и доступность к овладению.
Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.
Объект исследования: система планирования в организации.
Предмет исследования: процесс планирования в кафе "Золотая рыбка".
Цель работы: проведение всестороннего анализа процесса планирования деятельности организации и разработка рекомендаций по совершенствованию планирования бизнес-процессами на примере кафе "Золотая рыбка".
Задачи работы:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Рассмотреть сущность, цели, классификацию, основные принципы, компоненты, этапы, методы планирования;
3. Разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы планирования в кафе "Золотая рыбка".
Теоретической и методологической основой написания данной работы послужили: инструктивные и методологические материалы, общеэкономическая, периодическая и специальная литература, внутренняя и внешняя отчетности и др.
Методы исследования: метод анализа, метод SWOT-анализа, факторный анализ.
Глава 1. Теоретические аспекты моделирования бизнес-процессами в предпринимательстве
1.1. Сущность моделирования в предпринимательстве
Моделирование в предпринимательстве позволяет проанализировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними организациями, заказчиками и поставщиками, но и как организована деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.
Существует несколько подходов к определению понятия «моделирование бизнес-процессов»:
Моделирование бизнес-процессов - это описание бизнес-процессов предприятия позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность [1];
Моделирование бизнес-процессов - это эффективное средство поиска возможностей улучшения деятельности предприятия;
Моделирование бизнес-процессов - это средство позволяющее предвидеть и минимизировать риски, возникающие на различных этапах реорганизации деятельности предприятия;
Моделирование бизнес-процессов - это метод, позволяющий дать оценку текущей деятельности предприятия по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам деятельности и степени удовлетворенности клиента [1];
Моделирование бизнес-процессов - это метод, позволяющий дать стоимостную оценку каждому процессу, взятому в отдельности, и всем бизнес-процессам на предприятии, взятым в совокупности;
Моделирование бизнес-процессов - это всегда верный способ выявления текущих проблем на предприятии и предвидения будущих.
Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
Бизнес-процесс – это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю. Среди основных причин, побуждающих организацию оптимизировать бизнес-процессы, можно выделить необходимость снижения затрат или длительности производственного цикла, требования, предъявляемые потребителями и государством, внедрение программ управления качеством, слияние компаний, внутриорганизационные противоречия и др. [2]
Моделирование бизнес-процессов – это эффективное средство поиска путей оптимизации деятельности компании, средство прогнозирования и минимизации рисков, возникающих на различных этапах реорганизации предприятия. Этот метод позволяет дать стоимостную оценку каждому отдельному процессу и всем бизнес-процессам организации в совокупности.
Моделирование бизнес-процессов затрагивает многие аспекты деятельности компании:
1.Изменение организационной структуры;
2.Оптимизацию функций подразделений и сотрудников;
3.Перераспределение прав и обязанностей руководителей;
4.Изменение внутренних нормативных документов и технологии проведения операций;
5.Новые требования к автоматизации выполняемых процессов и т. д.
Целью моделирования является систематизация знаний о компании и ее бизнес-процессах в наглядной графической форме более удобной для аналитической обработки полученной информации. Модель должна отражать структуру бизнес-процессов организации, детали их выполнения и последовательность документооборота.
Моделирование бизнес-процессов организации включает два этапа структурное и детальное.
На этапе структурного моделирования в модели должны быть отражены:
существующая организационная структура;
документы и иные сущности, используемые при исполнении моделируемых бизнес-процессов и необходимые для моделирования документооборота, с описаниями их основного смысла;
структуру бизнес-процессов, отражающую их иерархию от более общих групп к частным бизнес-процессам;
диаграммы взаимодействия для конечных бизнес-процессов, отражающие последовательность создания и перемещения документов (данных, материалов, ресурсов и т.п.) между действующими лицами.
Подготовленная модель должна быть согласованна архитекторами и ведущими программистами, подтверждая, что структура бизнес-процессов понятна.
Детальное моделирование бизнес-процессов выполняется в той же модели и должно отражать требуемую детализацию и должна обеспечить однозначное представление о деятельности организации.
Детальная модель бизнес-процесса должна включать:
Набор прецедентов отражающих возможные варианты выполнения бизнес-процессов «как есть»;
Диаграммы действий, детально описывающие последовательность выполнения бизнес-процессов;
Диаграммы взаимодействия, отражающие схемы документооборота.
Модели должны быть согласованы с ведущими специалистами организации, обладающими необходимыми знаниями.
1.2. Важнейшие компоненты планирования бизнеса в предпринимательстве
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов).
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.[2]
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.
Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:
1) экономическая информация;
2) учетная информация;
3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
4) политическая информация и т. д.
Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения.
В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.
Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:
1) подготовительную стадию;
2) стадию разработки бизнес-плана;
3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;
4) стадию реализации бизнес-плана.
Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:
1) отзыв потребителей;
2) продукция, выпускаемая конкурентами;
3) мнение работников отдела маркетинга;
4) публикации федерального правительства о патентах;
5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. [3]
1.3. Предпринимательское планирование и прогнозирование бизнес-процессов ИП
Кому необходимы прогнозы? Практически каждое предприятие, большое или маленькое, частное или государственное, явно или неявно пользуется прогнозами, потому что каждое предприятие должно планировать будущее, о котором оно пока ничего не знает. К тому же необходимость в прогнозах пронизывает все функциональные линии так же, как и все типы организаций. Прогнозы необходимы в финансировании, маркетинге, подборе кадров и различных производственных областях, в правительственных и коммерческих организациях, в маленьких социальных клубах и национальных политических партиях. Вот несколько примеров вопросов, для получения ответов на которые необходимы те или иные процедуры прогнозирования.
1.Как повлияет на объемы продаж увеличение финансирования рекламы на 10%?
2.Какой годовой доход может ожидать государство по истечении следующего двухлетнего периода?
3.Сколько единиц продукции необходимо продать, чтобы возвратить планируемые капиталовложения в производственное оборудование?
4.Как определить факторы, которые помогут объяснить изменчивость в ежемесячных объемах продажи продукции?
5.Каков ежегодный прогноз на последующие 10 лет в отношении сводного баланса займов нашего банка?
6.Будет ли экономический спад? Если да, то когда он начнется, насколько сильным он будет и когда он окончится?[4]
Типы прогнозов
Какие существуют типы прогнозов для менеджера, столкнувшегося с необходимостью принятия решения в условиях неопределенности? Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы необходимы для того, чтобы наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Они чаще всего применяются менеджерами среднего и низшего звена для удовлетворения потребностей ближайшего будущего.