Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 1179
Скачиваний: 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ"
Разработчики:
Романова Е.В.,
д.э.н., профессор Тельнов Ю.Ф.
Содержание:
1.1. Задачи курсовой работы и требования к работе 3
1.2. Организация курсового проектирования 3
1.3. Структура и оформление КР 4
1.1. Задачи курсовой работы и требования к работе
Курсовая работа призвана выявить знания студентов по проектированию различных типов ИС, с использованием технологий оригинального, типового и автоматизированного проектирования, реорганизации организационных структур и умение применять эти знания в проектной работе. В процессе курсового проектирования студент должен проявить свои навыки к самостоятельной работе с научно-технической литературой, к обобщению накопленного опыта и свое умение делать научно-обоснованные выводы и рекомендации.
Целью курсового проектирования является:
-
закрепление и развитие теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения курса «Проектирование информационных систем», «Проектный практикум» и смежных с ним курсов, изучаемых по кафедре «Прикладной информатики в экономике»;
-
развитие умения осуществлять выбор варианта технологии проектирования ИС и соответствующих ей инструментальных средств проектирования;
-
приобретение студентами практических навыков разработки методических материалов проектировщика на базе использования выбранных средств;
-
умение вырабатывать и реализовывать проектные решения по реализации проекта ИС, включая информационное, программное, и технологическое обеспечение ИС, ориентированное на конкретную техническую платформу;
-
закрепление умения выполнять технико-экономическое обоснование целесообразности предложенного варианта проектирования.
КР должна быть разработана с учетом использования методологии выбранной технологии проектирования, современных вычислительной техники и инструментального средства проектирования (ППП, САSE-средств, языков высокого уровня, макросредств, средств RAD-технологии).
1.2. Организация курсового проектирования
Студент выбирает тему курсовой работа (КР) в соответствии с рекомендуемой кафедрой тематикой представленной в п.1.4.
Для закрепления выбранной темы студент подает заявление (см Приложение № 1) на имя зав. кафедрой, в котором указывает название данной темы и предполагаемый руководитель числа преподавателей кафедры.. Кафедра осуществляет рассмотрение и закрепление заявлений студентов за преподавателями. После чего по Универсистету выпускается приказ о закреплении тем КР и назначении руководителей.
Утверждения темы на кафедре студент должен подобрать и изучить литературу, составить предварительный план работы, используя в качестве примера Приложение №4 и включив специфические направления раскрытия соответствующей темы, а также список рекомендуемой литературы. Предварительный план работы обсуждается с руководителем, после чего руководитель уверждает задание на КР (см. Приложение №2), в котором он указывает:
-
предметную область (систему, подсистему, комплекс задач, задачу), которую можно выбрать из деловой игры или самостоятельно;
-
цель проектирования – разработку информационного, программного, технологического обеспечения для выделенной предметной области;
-
используемые инструментальные средства, т.к. использование CASE-средств обязательно;
-
режим обработки и другие исходные данные, необходимые для работы над КР.
В процессе работы над КР по каждой теме могут быть найдены различные проектные решения; студент должен самостоятельно выявить их, показать отрицательные и положительные стороны каждого из них и обосновать свой выбор. Руководитель обязан оказывать методическую и научную помощь, систематически контролируя ход курсового проектирования.
Законченная КР в программной части демонстрируется руководителю, после исправления полученных замечаний и повторной демонстрации оформляется в соответствии с требованиями (титульный лист представлен в приложении 3) и передается руководителю на проверку (в электронном и печатном вариантах).
КР рецензируется преподавателем в течение недели после его сдачи. Замечания по тексту работы отмечаются преподавателем выделениям и комментариями. Работа, получившая положительную оценку, допускается к защите и возвращается студенту для подготовки ответов на замечания. Отрицательная оценка предполагает полную или частичную переработку КР, ее повторное рецензирование и (в случае положительной оценки) ее защиту.
После проверки работа защищается очно. При подготовке к защите студент должен внимательно ознакомиться со всеми замечаниями, устранить их и сделать презентацию по работе, где кратко изложить поставленную задачу, методику ее решения, полученные результаты и сделать необходимые выводы.
Важно отметить, что выполнение КР и представление результатов руководителю осуществляется по срокам, установленным каждому студенту в задании на КР, и оценивается согласно правилам бально-рейтинговой системы. Защита КР проводится строго в установленные даты.
По итогам защиты преподаватель пишет рецензию, которая отражает качество работы, степень ее самостоятельности, теоретическую обоснованность и прикладное значение, отмечаются достоинства и недостатки в раскрытии темы.
С руководителем оговариваются основные сроки, регламентирующие организацию работы студента над КР:
-
утверждение темы
-
согласование задания и плана
-
разработка курсового проекта и демонстрация работы
-
защита
1.3. Структура и оформление КР
КР должна содержать программную, текстовую и графическую части.
Пояснительная записка к КР состоит из двух глав. Первая глава носит теоретический характер (описывается предметная область, раскрывается сущность задачи, проводится исследование методов ее решения). Вторая глава – практическая (построение и описание моделей данных, технического процесса решения задачи).
Введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, т.е. предметной области и выбранной технологии и инструментального средства проектирования.
Примерный план выполнения КР
1. Обоснование проектных решений (Техническое задание)*
1.1. Исследование предметной области (описание бизнес-целей предприятия, обоснование выбора задач (процессов) для автоматизации, их ранжирование), представление схемы существующей организации бизнес-процессов (по любой методологии проектирования: SADT или RUP (прецеденды использования - Use Case UML), анализ их
недостатков и формулирование предложений по автоматизации (пункт «Анализ объекта автоматизации» Технического задания). Описание бизнес-требований.
1.2. Функциональные требования - Постановка задачи (включая все ее компоненты):
∙описание функциональных требований (IDEF0, потоков данных DFD, прецедентов использования UML), описание новой организации процессов.
1.3. Нефункциональные требования - Обоснование выбора проектных решений:
- выбор метода решения для конкретной предметной области (готовых проектных решений, оригинальное проектирование, технология проектирования, средств программирования);
- выбор программно-технической платформы;
- обоснование других нефункциональных требования (надежность, защита, эрогономичность и др);
- организационные требования к выполнению проекта: подготовка технического и эргономического состояния рабочих мест, разработка инструкций и положений по процессам.
1.4. Планирование выполнения проекта, в том числе описание состава показателей обоснования технико-экономической эффективности выбранной технологии проектирования (SWOT-анализ) и эффект от инвестиций в разработку (совокупная стоимость вложения).
2. Проектная часть (технические решения технического проекта)
2.1. Описание информационного обеспечения;
-
Структура базы данных: инфологическая модель, даталогическая модель или модель классов;
-
Представление входной информации (экранные формы);
-
- Представление выходной информации (экранные формы, документы);
-
- Нормативно-справочная информация и классификаторы;
( описанием структур, в приложении макеты форм и документов).
2.3. Описание программной реализации решения задачи (представление схем в зависимости от выбранной методологии проектирования):
-
Дерево функций;
-
Архитектуры системы: программная (взаимодействие с внешними средами) и техническая;
-
Дерево диалога (элементы диалога, меню в приложении);
-
Дерево программных модулей (Модели взаимодействия объектов – в объектно-ориентированной методологии);
-
Блок схемы программных модулей
2.4. Схема технологического процесса решения задачи (схема работы системы – eEPC, диаграммы активностей, IDEF3, BPMN);
-
Инструкция пользователя;
-
инструкция программиста;
-
Программный код или настройка программного приложения.
2.5. Реализация требований поддержки надежности системы и защиты данных.
Заключение должно содержать оценку полученных результатов и изложение основных направлений дальнейшего совершенствования проекта для данного элемента ИС.
*Комментарии:
Для формирования содержания первой части можно использовать документ об образах и границах. Документ «ТЗ» должен быть представлен полностью, оформленный по ГОСТу 34.602-90, в приложении.
Графический материал должен отражать в соответствии с ГОСТом и представляться согласно выбранной методологии проектирования, или с использованием графических редакторов, например пакета MS VISIO,: