Файл: Законность и правопорядок (Понятие, принципы и требования законности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другие же факторы, в том числе экономические и социально-политические, влияют на законность поведения в большинстве случаев косвенно – через их воздействие друг на друга, а равно на правовые, идеологические и психологические факторы. Следует отметить, что законность как режим общественной жизни складывается в конечном счете из законности актов индивидуального поведения, хотя и не является их простой суммой. Именно соотношение актов правомерного (законного) и противозаконного (незаконного) поведения и определяет состояние законности.

Из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на состояние законности, следует выделить следующие.

А. Факторы, относящиеся к личности. Прежде всего, это уровень правового сознания (правовые знания, отношение к правовым ценностям, стереотипы правового поведения, правовые навыки и умения). При этом важно не знание права вообще (всех правовых норм не знает никто), а знание правовых принципов и тех («рабочих») норм, с которыми данное лицо сталкивается постоянно в жизни и работе. Равным образом имеет значение прежде всего нужное отношение именно к указанным нормам, а не к праву в целом (отношение к различным нормам отнюдь не одинаково). Наиболее желательным видом отношения к правовым нормам является не просто уважение к ним, а солидарность с ними, внутреннее согласие, принятие «рабочих» норм как своих. Правовые привычки, навыки и умения также должны носить направленный характер.

Огромную роль играет нравственное сознание. Именно на его основе формируется отношение к правовым ценностям и осуществляется выбор соответствующего варианта поведения. Выбор зависит от того, какое место соответствующая правовая норма занимает в шкале ценностей того или иного человека.

Немалое значение имеют уровень общей культуры, политического сознания (здесь особенно важно сознание того, что норма права отражает интересы Родины, народа), интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества личности.

Б. Факторы внешней среды, Среди факторов внешней среды, прежде всего, надо выделить экономику страны в целом и данного региона. Именно экономические условия определяют, как живет, воспитывается, формируется каждый человек, какими качествами он будет обладать. От экономических условий зависят и социально-политическая обстановка, и уровень законодательства, и состояние организации и деятельности государственных, в том числе правоохранительных, органов и проч., т.е. все остальные элементы системы факторов, определяющих состояние законности.


Заметную роль играет деятельность государственных органов по созданию законов и других нормативных актов, а также их организаторская деятельность, направленная на обеспечение законности и правопорядка в стране, в каждой области, в каждом городе или районе. Особую роль в этом плане играет работа правоохранительных органов: суда, прокуратуры, внутренних дел, юстиции и др., в частности направленная на предупреждение и пресечение преступлений, других правонарушений, привлечение виновных к законной ответственности.

Важнейшее значение имеет качество законодательства (законов, подзаконных нормативных актов): их соответствие реальным условиям жизни; правильность определения потребности в правовом регулировании; законность нормативных актов (по содержанию, форме, процедуре принятия), их соответствие нормам общественной морали; ясность, четкость, доступность правовых норм, их систематизированность и т.п. Для достижения указанных требований необходима надлежащая организация нормотворческого процесса. В деле обеспечения законности весьма велика роль правоприменения, такая организация деятельности соответствующих органов, которая обеспечивала бы обоснованность, законность, целесообразность и справедливость всех правоприменительных актов. Поскольку формирование индивидуального сознания (правового, нравственного и проч.) происходит под влиянием группового и общественного сознания, вполне естественна необходимость всемерного повышения уровня правовой, нравственной, политической, общей культуры населения.

Таким образом, проблема укрепления законности носит комплексный характер, связана со многими явлениями и процессами социальной жизни и может быть успешно решена только в контексте общей стабилизации обстановки в стране

3.2 Гарантии законности в правовом государстве

Для того чтобы законы и иные нормативно-правовые акты претворялись в жизнь, необходимы условия и определенный комплекс экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих эту реализацию, т.е. необходимы гарантии законности. Чем надежнее гарантии, тем совершеннее законность, прочнее правопорядок в обществе.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система мер, условий и средств, посредством которых обеспечивается законность. Их обычно подразделяют на общие и специальные.


К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др.

Сущность экономических гарантий заключается в том, что общее состояние экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение дел в правовой сфере, и в частности на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в экономике соответственно создает благоприятные условия и объективную заинтересованность всех субъектов права в соблюдении законов и законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности.

Под гарантиями политическими понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных и региональных), нахождение их в конституционном поле. Все это создает необходимый гражданский мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть – важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

Идеологические гарантии определяют идеи, доктрины, взгляды, уровень нравственной и правовой культуры, от которых зависит состояние законности и правопорядка. Прогрессивная, гуманистическая идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.


Под общественными гарантиями имеются в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика.

Под организационными гарантиями понимается повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Общие гарантии законности составляют материальную базу, основу ее реализации. Но сами по себе они не действуют автоматически. В большинстве случаев влияние этих факторов опосредуется специальными средствами, к которым относят юридические гарантии.

Юридические гарантии законности – это закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, непосредственно направленные на обеспечение законности.

К юридическим гарантиям относятся:

– Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» – Конституция;

– Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны и т.д.);

– Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.);

– Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;

– Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

– Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных стандартов в сфере обеспечения прав и свобод личности).

В состав юридических гарантий законности входят следующие принципы:

– полнота и эффективность правовых норм,

– высокий уровень надзора за реализацией требований законности,


– эффективность мер юридической ответственности и защиты,

– профессиональная работа государственных органов по обеспечению законности и правового порядка,

– постоянное совершенствование юридической деятельности,

– высокий уровень правового сознания и культуры.

Прокуратура, выполняя свою прямую функцию, осуществляет надзор за соблюдением всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях уголовные дела, опротестовывает противозаконные акты.

Суды, отправляя правосудие, наказывают виновных в совершении преступлений, защищают права граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и управления создают необходимые условия для реализации гражданами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни.

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Требованиями законности являются: своевременность обновления законодательства в соответствии с потребностями развития общества; издание нормативных актов лишь полномочными на то органами и в пределах своей компетенции; надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических предписаний; пресечение беззаконий и произвола и т.п.

Пределы действия законности определяются границами правового регулирования общественных отношений. Эти границы состоят в возможности вмешательства государства в те или иные процессы и целесообразности, необходимости подобного вмешательства.