Файл: Теории происхождения государства (Теории государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Происхождение государства и права в современной отечественной теории государства и права относится к числу основных и вместе с тем достаточно дискуссионных. Она посвящена вопросам возникновения государства и права и позволяет узнать, когда и в силу каких причин появляются государство и право и возникают ли они одновременно с человеческим обществом или же только на определенной ступени его исторического развития.

Уяснение этого вопроса необходимо в связи с тем, что ни в мировой, ни в отечественной юриспруденции не существует единообразных взглядов на происхождение государства и права.

Наряду с главной причиной возникновения права и государства (появление частной собственности) и главной закономерностью (раскол общества на классы) в разных странах и регионах, у разных народов действовали самые разнообразные факторы и условия (основные из них – территориальные, климатические и демографические), так или иначе оказывавшие влияние – ускорявшие и замедлявшие процесс образования права и государства.

Мыслители прошлых времен и современные исследователи по-разному определяют момент возникновения государства и права, по-разному объясняют причины их возникновения. Существует достаточно много теорий происхождения государства и права.

Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что государство и право — явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество, и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Актуальность данной темы заключается в том, что государство и право являются стабильным образованием, которое образовывалось длительное время. Государство как особая организация власти, как самостоятельный институт жизни общества, находится в постоянном развитии. Несколько тысячелетий тому назад государства были совсем не такими, какими они являются в настоящее время. Рассмотрим основные вехи в историческом развитии государства для того, чтобы уяснить основные тенденции в совершенствовании данного института, разобраться в сущности современных государств.

Объектом исследования являются различные теории и концепции происхождения государства.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма происхождения, формирования и развития государства и права; вопросы соотношения общества и государства, общества и права; а также проблемы определения их места и значение в жизни каждого человека.


Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие особенности общества, его происхождение и развитие, определить формы и соотношение общества и государства, что обуславливает следующие основные задачи исследования: выработать подход к пониманию происхождения государства и права, проанализировать его основные предпосылки к образованию и определить его объективные и субъективные стороны; дать общую характеристику организации общества и развития права, рассмотреть основные теории происхождения государства и права; проанализировать соотношение общества и государства, выявить и рассмотреть существующие между ними взаимосвязи; классифицировать общие закономерности возникновения государства и права, выявить сущность и признаки; проанализировать проблемы происхождения государства и права в истории политико-правовой мысли.

Задачи:

Исследовать основные концепции происхождения государства;

Изучить плюрализм взглядов на происхождение государства у различных народов мира;

Рассмотреть разнообразие форм возникновения различных государств.

Информационной базой курсовой работы являются статьи, учебники и учебные пособия, официальные документы и дополнительные источники. В них отражены труды российских и зарубежных историков, философов и юристов. Они выражали различные точки по данной проблематике, которые стали основными в моей работе.

Изучение данной темы помогает юридической науке глубоко понять действительные процессы возникновения и развития государства.

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

В науке существует множество теорий о появлении государства. Причины такого множества можно объяснить следующим образом: государства у народов шло путями, что разную условий и его возникновения; мировоззрением ; сложностью формирования , что вызывает в адекватном данного .

Как известно, существовало не . Земля приблизительно 4,7 лет назад, на Земле – 3,5–5 лет назад, на Земле около 2 млн лет , человек как существо примерно 40 тыс. лет , а первые образования – 5 тыс. лет назад.[1]


Таким , сначала общество, в процессе развития к необходимости таких общественных , как государство и .

Первой в человечества жизнедеятельности , охватывающей от появления до образования , было общество. этап для понимания формирования , поэтому его подробнее.

В время достижениям в археологии и наука обширной о данном человечества. из существенных науки периодизация истории, четко : о каком идет ; временные существования общества; и духовную первобытного ; формы власти и регуляторы, человечеством, и т. д.[2]

позволяет к выводу, что никогда не статичным, оно развивалось, , проходило этапы. несколько такой , в частности , археологическую, . Юридическая использует периодизацию, выделяет в первобытного два главных : этап экономики и производящей , между лежал рубеж революции. На периодизации современная происхождения – потестарная, или .

Значительное человек жил в первобытного , а затем родовую , ее разложение к формированию .

В период экономики довольствовался тем, что ему природа, занимался образом , охотой, , а в качестве труда также материалы – и палки.[3]

социальной первобытного была община, т. е. (объединение) , основанная на родстве и совместное . Родовая объединяла поколений – , молодых и женщин и их . Возглавлялась община авторитетными, , опытными пищи, обычаев, (лидеры). образом, община собой , а не территориальный людей. общины в более образования – в объединения, , союзы . Данные также основаны на родстве. таких были от внешнего , организация , коллективная и др.

Особенностью общин был образ и строго система разделения , т. е. строгое функций по общины. на смену браку парный , запрет , поскольку оно к рождению людей.

На этапе общества в общине на началах самоуправления, т. е. той , которая уровню человека. носила характер, исходила от , которая формировала самоуправления. в целом источником , и ее члены осуществляли всю последней[4]

В первобытной существовали институты : лидер (, вождь); старейшин; собрание взрослых общины, решало важные жизни.

В обществе выборность и первых институтов , т. е. лица, в эти институты, быть общиной и свои под контролем . Совет формировался путем из числа уважаемых общины, по их качествам.

в первобытном власть в значительной на авторитете члена , она называется , от латинского «potestus» – , мощь. авторитета, власть и на возможности принуждения. правил , жизни , ее обычаев мог строго , вплоть до из общины, что верную .


Управление общины лидер, общим общины или старейшин. Его не была . В любой он мог быть . Он также наряду с членами в производственной и никаких не имел. было и членов старейшин. функции жрец, , деятельности придавалось значение, первобытный был частью и непосредственно от природных сил, в возможность их , чтобы они благосклонны к .

Таким , для власти общества на этапе его характерны особенности: власть общему членов , мужчины и обладали правами ; внутри не было , осуществляющего на профессиональной . Смещенные становились членами и не приобретали преимуществ; основывалась на , уважении ; род выступал защиты своих , и за убийство общины кровная .

Следовательно, черты в первобытном – это выборность, , срочность, привилегий, характер. при родовом носила демократический , что было возможно в условиях отсутствия каких-либо имущественных различий между членами общины, наличия полного фактического равенства, единства потребностей и интересов всех членов.

1.2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Выше отмечалось, что кроме потестарной теории, объясняющей причины происхождения государства, существуют и иные концепции.

Теологическая теория, название которой происходит от греческих слов «тео» – бог и «логос» – учение, т. е. учение о боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам бог, а государь наделяется богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле. Люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.[5]

В сохранившихся литературных памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая четко выражена идея божественного происхождения государства. Наиболее широкое распространение эта теория получила в Средневековье. Главной ее направленностью было обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX–X вв. формируется так называемая теория мечей (меч – символ власти), согласно которой для защиты христианства богом были даны церкви два меча – духовный и светский. Церковь, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви, ибо она – источник его власти. Однако имелась и другая трактовка этой теории: сторонники независимой светской власти утверждали, что монархи получили свой меч непосредственно от бога. В России сторонником независимой царской власти был Иосиф Волоцкий (1439–1515. В миру Иван Санин) – настоятель Волоколамского монастыря. Он считал, что царю власть дана богом, поэтому она не может быть ничем и никем ограничена. [3][6]


На Западе наиболее ярким представителем теологической теории являлся Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274). В сочинении «О правлении властителей» он утверждал, что возникновение и развитие государства аналогично сотворению богом мира. Божественный разум управляет миром, лежит в основе природы, общества, мирового порядка и каждого государства. Правитель является властью, стоящей над государством. «Правитель в государстве, – писал он, – занимает такое же положение, как Бог во Вселенной».

Представителями теологической теории были также Жан Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, идеологи ислама, современной католической, православной и иных церквей.

Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в то время. Эта теория правильно отражает тот факт, что государство появляется вместе с монорелигией. Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освящалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха.

Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов. [5][7]

Патриархальная теория, истоки которой заложил еще Аристотель (384–322 до н. э.). Он, в частности, считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а их развитие ведет к образованию государства. Но в наиболее полном виде эта теория получила обоснование в работе английского ученого Роберта Филмера «Патриархия, или Естественная власть короля» (XVII в.), где он доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он получил свою власть от бога и был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама, унаследовали свою власть от него. В целом Р. Филмер трактовал возникновение государства как результат разрастания семей, соединения родов в племена, племен – в более крупные общности, вплоть до государства.

Позднее идеи Филмера использовались Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России – Николаем Михайловским (1842–1904).

В Китае патриархальную теорию развивал Конфуций (551–479 до н. э.). Государство трактовалось им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, основанным на началах добродетели. Подданные должны быть преданы правителям (старшим), почтительными и слушаться во всем старших. Старшие же обязаны заботиться о младших, как это принято в семье.[ 7][8]