Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Анализ конкретной организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
1.2. Организационное управление
Глава 2. Анализ конкретной организации
2.1. Характеристика организации и ее организационной структуры
2.2. Формирование матрицы SWOT – анализа и определение основных проблем организации
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием
3.1. Предложения по введению изменений в организационную структуру
Введение
Сегодня менеджмент рассматривается в пяти основных аспектах.
Во-первых, как социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики.
Во-вторых, как совокупность лиц, занятых организацией управленческого труда в сфере частного и общественного бизнеса. Эти роли во многом определяют функции менеджера, его действия и поведение.
В-третьих, менеджмент – это научная дисциплина, имеющая свой предмет исследования.
В-четвертых, менеджмент – это организационно-экономическое поведение, осуществляющее взаимосвязь экономических, организационных и социальных процессов в производстве и с окружающей социальной средой.
В-пятых, менеджмент – это организаторское, руководящее и исполнительское искусство. Суть этого аспекта состоит в том, что в искусстве требуются не только знания, опыт и сознание, но и интуиция.
Многоаспектность менеджмента выражается в множестве тенденций одновременно развивающихся и действующих на предприятиях и учреждениях.
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что на практике достаточно много руководителей на данный момент времени применяют научный подход к управлению предприятием, проходят обучение с целью более грамотного решения задач управления организацией.
Цель курсовой работы – раскрыть различные факторы, влияющие на эффективность менеджмента на предприятии.
Предметом исследования является Предприятие ОАО «Березовские минеральные воды».
Объект исследования – система управления организацией.
Глава 1. Менеджмент как организационно-целевое управление
1.1. Понятие, цель и функции менеджмента
Менеджмент – это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.
Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.
На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:
- тенденция развития организации;
- специфические национальные факторы развития экономики.
Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
- объекты и субъекты менеджмента;
- функции менеджмента;
- виды менеджмента;
- методы менеджмента;
- принципы менеджмента.
Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.
Субъекты менеджмента, менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Категория «менеджер» распространяется на:
- руководителей организации;
- руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
- организаторов определенных видов работ (администраторов).[2]
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).
Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.
Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
- целостности;
- иерархической упорядоченности;
- целевой направленности и оптимальности;
- сочетания централизации и децентрализации;
- демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
- процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);
- системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 1.2):
Рис. 1.2. Дерево целей
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).
Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.
Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.
Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):
общие функции менеджмента;
социально-психологические функции менеджмента;
технологические функции менеджмента. [4]
Рис. 1.3. Система функций менеджмента
1.2. Организационное управление
Под организационным управлением понимается совокупность решений, определяющая, какие люди, в какое время и какие технологические процессы осуществляют для того, чтобы получить некоторый конкретный, совместный конечный результат. Следовательно, организационное управление – это управление персоналом организации.
Персонал как объект управления
Персонал представляет собой личный состав организаций, включающий всех наемных рабочих, а также работающих собственников и совладельцев. Признаки персонала – наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно оформлены; обладание определенными качественными характеристиками; целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации. Персонал организации можно классифицировать и по качественным признакам:
- по месту в управленческой структуре персонал можно подразделить на руководителей, специалистов, технический персонал, рабочих, обслуживающий персонал;
- по профессиональной структуре – инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты;
- по уровню квалификации;
- по половозрастной структуре;
- по стажу работы;
- по уровню образования.
Управление персоналом на предприятии – процесс воздействия на потенциальных и фактических сотрудников с использованием совокупности специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации.
Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своему функционалу, методологии, принципам, технологии функционирования и т.д. Свойственный советской эпохе отдел кадров осуществлял в основном деятельность по учету или кадровой работе.
Для настоящего этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления сотрудниками в общую стратегию организации. Суть современного этапа управления персоналом составляют:
- отнесение функции управления человеческими ресурсами к высшему уровню руководства организацией;
- вовлечение управления человеческими ресурсами в определение стратегии и организационной структуры компании;
- участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики;
- интеграция деятельности кадровиков и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей при решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;
- системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.
Функции управления персоналом
Функции управления персоналом организации как основные направления деятельности компании по управлению персоналом включают в себя:
- наем, отбор и прием персонала;
- деловую оценку персонала при приеме, аттестации, подборе;
- профориентацию и трудовую адаптацию;
- мотивацию трудовой деятельности персонала;
- организацию труда и соблюдение этики деловых отношений;
- управление конфликтами и стрессами;
- обеспечение безопасности персонала;
- управление нововведениями в кадровой работе;
- обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала;
- управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
- управление поведением персонала в организации;
- управление социальным развитием персонала;
- высвобождение персонала.
Методы и принципы управления персоналом
Методы управление персоналом – это способы и приемы воздействия на персонал для достижения целей организации.
- По стадиям процесса управления можно выделить: планирование, организацию, учет, анализ, мотивацию, контроль.
- По характеру управленческого воздействия на персонал выделяются: методы информирования, методы убеждения методы принуждения.
- По способам воздействия на человека можно выделить: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы – это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом
Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом:
- экономичность;
- перспективность;
- комплексность;
- простота;
- научность;
- прозрачность;
- автономность;
- согласованность;
- устойчивость;
- комфортность;
- многоаспектность;
- прогрессивность.
Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом:
- концентрация;
- специализация;
- гибкость;
- непрерывность;
- ритмичность;
- параллельность.
Таким образом, сегодня все больше преобладают не учетные, а содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности служб управления персоналом, поэтому менеджер должен творчески перерабатывать информацию, нестандартно подходить к решению управленческих проблем.[1]
Организационная структура системы управления персоналом
Организационная структура системы управления персоналом представляет собой совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Структура определяет внутреннее строение организации, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействия между ее внутренними элементами. Формирование организационной структуры системы управления персоналом происходит не сразу, а проходит следующие этапы: