Файл: Мифологические и религиозные концепции происхождения государства.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
2. Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
3.1. Ирригационная (гидравлическая) теория возникновения государства
4. Другие теории происхождения государства и права
4.4. Теория общественного договора (Договорная теория)
ВВЕДЕНИЕ
Существует несколько понятий государства. Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Также, государством называют организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.
Как же возникло государство? На этот вопрос не существует однозначного ответа. Существует множество теорий происхождения государства. В мире, как и в науке всегда существовало множество теорий, объясняющих происхождение государства.
Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.
В юридической литературе выделяют теологическую, материалистическую, договорную, патриархальную, психологическую, органическую, ирригационную, расовую, а также теорию насилия. В данной курсовой работе остановимся подробнее на каждой из них.
Целью работы является изучение нескольких теорий происхождения государства. Задачами являются следующие: анализ каждой из теорий, определение их авторов, изучение глубины каждой из теорий и их важности в формировании науки о государстве, выводы о проведенном исследовании.
В работе использована литература, выпущенная авторитетными изданиями в области науки, учебники для вузов, энциклопедии, а также материал, опубликованный в сети Интернет, на популярных образовательных сайтах. Все это дает повод говорить о надежности использованных источников и популярности изложенных в них суждений.
Все разнообразие теорий происхождения государства можно объединить в несколько групп, на каждой из которых остановимся поподробнее.
1. Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода средневековья [11].
1.1. Теория Платона
Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой, по жребию, все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом, Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы) [10].
1.2. Древнеиндийская теория
Ведические «Вседержители» Индра и Варуна установили общекосмический и земной порядок, его закон и обычай, традиции (риту). Индре принадлежит роль защитника государства от внешнего врага, тогда как Варуна представляет отношения между человеком и Богом. Имя Варуны во многих случаях встречается вместе с Митрой, который, по мнению Дюмезиля, представляет правовую сторону власти или союз между людьми. [1].
1.3. Древнекитайская теория
Волей божественного неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын неба [2].
1.4. Теологическая теория
Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения [21].
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер [22].
Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый-богослов Ф. Аквинский (1225 - 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.
Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры [21].
Теологическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми» [8].
Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
- вечны, незыблемы и святы;
- их возникновение и упразднение не зависит от человека;
- являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
• принять государство и власть как данность, полученную свыше;
• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, то есть монархам и государству;
• не пытаться изменить установленный Богом порядок [22].
У религиозных и мифологических теорий есть ряд достоинств и недостатков. Достоинства заключаются в следующем:
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток теорий в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Религиозные теории нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Современной противоположностью таких теорий является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.
2. Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.
2.1. Патриархальная теория
Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским (XIX в.). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца [21].
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи [3].
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе !Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье [22].
Согласно патриархальной теории:
• монарх является отцом всего народа;
• благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
• король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
• власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
• подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:
- способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
- культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
- в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа;
- монарх не является родственником подавляющего большинства населения;
- зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством;
- власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
- вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя [23].
2.2. Патерналистская теория
От слова патер — отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях [5].
Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей — на основе норм добродетелей, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим. Также патерналистские воззрения нашли своё отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоёв населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». Плюсы данной теории заключаются в формировании уважения к государственной власти. Минусы в отрицании специфики государства и государственной власти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти [14].
Обе эти теории очень тесно сплелись и мало отличаются друг от друга. Суть обеих в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи