Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
Попытаемся понять, так какой же бывает детская ложь и как её можно объяснить.
Есть много разных видов лжи. Начиная стремлением избежать наказания. Заканчивая желанием сохранить неприкосновенным свой внутренний мир. Ученый П.Экман выделяет, особой вид лжи, он имеет ввиду те случаи, когда ложь не влечет за собой значительные последствия. Например, в ответ на звонок в дверь незнакомого человека ребенок, находящийся один, может сказать, что его родители находятся дома, но они спят.
Для того, что бы понять причину, из- за которой ребенок начинает врать, важно подумать:
1) Каков его мотив лжи (почему он вас обманул?);
2) последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?).
Осознав мотивы лжи, взрослому человеку будет легко понять и принять решение, как себя вести, что бы ребенок снова не солгал.
1.4 Причины детской лжи
При анализе причин лжи, надо обратить внимание на социальное окружение ребенка. Были выявлены следующие факторы, которые способствуют формированию лживости у детей:
1. Дети, которые врут, возникают в тех семьях, в которых родители тоже лгут. Часто родители целенаправленно учат детей врать: «Скажем твоей классной руководительнице, что у тебя болел живот, поэтому ты не выполнил задание». Часто родители не замечаю, как сами учат врать своих детей, это происходит тогда, когда они общаясь с другими людьми могут позволить себе неискренность, думая что их дети ничего не заметят. Но дети учатся не только тому, чему их учат родители, но и тому, как сами родители поступают в тех или иных ситуациях.
2. Обычно дети-лжецы имеют недостаток в родительском внимании и заботе. Как и другие формы плохого поведения, ложь - единственный способ который ребенок использует, что бы привлечь к себе внимание : «Пусть меня ругают, но меня заметили». Ложь детей часто встречается в тех семьях, где дети отвержены или их родители завышают требования, требуя от ребенка то, что он сделать, не может ввиду своих возрастных особенностей развития.
3. Как говорится, с кем поведешься…Дети, которые часто лгут, обычно общаются в кругу таких же детей лгунов. В подростковом возрасте дети еще больше становятся подвержены влиянию сверстников. Это легко найти объяснение. Дело в то, что готовность следовать асоциальному примеру своих сверстников имеет непосредственную связь с разочарованием во взрослых - в их силе, мудрости, доброй воле и здравом смысле».
4. Задумайтесь, соответствуют ли ваши требования, предъявляемые вашему ребенку и его возрастным возможностям. Не унижает ли это? Бесконечные нотации и нравоучения. В таких случаях начинает доминировать страх наказания, что конечно принудит вашего ребенка вам врать.
5. Низка самооценка, так же может быть причиной лжи ребенка.
Ребенок использует ложь, как один из способов привлечения к себе внимания, из-за того, что он отвержен одним из родителей, или ему так кажется. В основании такого вида поведения лежит потребность получить внимание от родителей и других важных для ребенка людей. Ребенок хочет соответствовать их требованиям и желаниям хотя бы в мире своих фантазий.
6. Ложь, которую ребенок использует для самоутверждения - ложь манипуляция. Ребенок говорит ложь, чтобы удивить, заставить им восхищаться. Ребенок хочет манипулировать другими чувствами людей для своей же выгоды. Могут использоваться байки о себе и своих успехах или наоборот, рассказы как его обидели, что его никто не любит и т.д. Главное - быть в центре внимания, пусть и не долго.
7. Ложь из мести. Многим детям кажется, что родители разлюбили их и солгав наказание для такого ребенка «победа» - ведь родители обратили на него внимание, даже если оно негативное. Ребенок начинает постоянно конфликтовать с родителями. Он думает, что родители перестали его любить, а может, вообще и не любили. Ребенок лжет, таким образом, он пытается отомстить им за недостаток любви.
«Отверженный» ребенок отчаянно пытается привлечь к себе внимание любыми способами. Пусть родители накажут его, но он будет рад, что на него обратили внимание. И будет дальше добиваться внимания этим же способом.
Взрослые обязаны обращать на такое внимание. Искать причины такого поведения и вернуть доверие ребенка. Почаще хвалить малыша, но хвалить только за дело, ведь хвала авансом снова породит ложь.
8. Так же гиперопекание ребенка может сделать из него лжеца. Ребенок начнет врать, что бы сбежать от контроля. Это вроде бунта против излишне опекающих родителей.
В таки случаях дети могут лгать для проверки своей силы. Мотивом будет - вызов чужой власти. Ребенок начинает осознавать свою силу когда, взрослые подозревают об обмане, но не могут ничего с этим сделать. Этот вид лжи, что то вроде поддразнивания взрослых. Вроде розыгрыша. Например, в ответ на вопрос: «Съел ли ты брокколи?» - ребенок скорчит грустную гримасу, отрицательно покачает головой, а после покажет пустую тарелку и обрадуется тому, что провел маму и она ему поверила.
9. Ложь используется тогда, когда чрезмерно опекающие родители суют свой нос во все щели жизни ребенка, не оставляя ему свободного пространства. Таким образом, лишают его приватности своего собственного мира. Иногда ребенку надо побыть наедине с самим собой, в своих мыслях и переживаниях, без вмешательства других. Настойчивость родни может ранить и заставить ребенка закрыться и начать умалчивать о своих проблемах или успехах. Это признак взросления, родителям следует проявить понимание. По - чаще говорите вашему подрастающему ребенку о том, как сильно вы его любите. Ведь зная об этом, ему будет трудно вам врать.
10. Ложь - соперничество.
Простое соперничество между детьми в семье заставляет их врать. Дети наговаривают друг на друга, ребенок с завышенной самооценкой, наговаривает на брата, пытается повысить самооценку еще больше. Это делается потому, чтобы еще раз доказать свое превосходство над младшим. Такие ситуации происходят в тех семьях, где родители сравнивают своих детей, тем настраивают их против друг друга и делают соперниками.
Важно знать, что для того, чтобы научить ребенка честности, надо самим быть честными.
2 Глава. Экспериментальное исследование отношения к разным видам лжи взрослых и детей
2.1 Как стать детектором лжи
Взгляды ребенка на ложь и правду к двенадцати годам сильно меняются.
Был проведен эксперимент, детям от пяти до одиннадцати лет задавали вопрос: «Врать, хорошо это или плохо»? Из числа пятилетних 90% сказали, что врать это плохо. Одиннадцатилетние (такой же процент 90%), сказали, что врать иногда можно. Разница в том, что к 11 годам ребенок знает, что ложь бывает разная. Тут подразумевается уклонение, увиливание и сокрытие правды. Но есть и «безобидная» ложь, например, когда ваша подруга купила новую кофту и вы говорите, что она классно в ней смотрится, хотя это не так. Так же им известна «ложь во благо», когда надо соврать, что бы выручить.
Например, смертельно больному другу приходится говорить, что он скоро поправиться.
Понимание того, что детская ложь отличается от взрослой, что она проходит несколько стадий своего развития и крайне сложна. И нам важно знать, как на нее реагировать.
Вообще ни кому не нравится, когда ему лгут, ни взрослым не детям. Нам хочется, что бы с нами были честны, не вводили в заблуждение или, что то не договаривали, это выставляет человека полным дураком. Когда не осведомлен в ситуации, не знаешь, как и поступать.
Ложь, как ты ее не украшивай, останется ложью. Мне стало интересно, как же люди относятся ко лжи. Какой тип лжи их больше всего раздражает и выводит из себя. Как они на нее реагируют, молчат или яро протестуют против обмана.
2.2 Эксперимент
Цель: Выявить различия к видам лжи у детей и взрослых.
Задачи:
ь Исследовать проявления различных видов лжи у детей и взрослых.
ь Исследовать отношение к различным видам лжи у детей и взрослых.
ь Выявить мотивацию лжи, которую дети и взрослые приписывают другим людям.
Гипотеза: Отношение к разным видам лжи у детей и взрослых существенно различаются.
Предмет: Детская ложь как феномен психологии.
Объект: Характеристика отношения различным видам лжи у детей и взрослых.
Мной было проведено исследование на 20 учениках 3 «Е» класса, на 10 работниках компании «Суши весла» и 10 студентах факультета психологии. Им был предоставлен опросник «Отношение ко лжи» разработанный И. П. Шкуратовой. В опроснике 28 пунктов по 4 на каждую шкалу. Испытуемому предлагается выбрать из трех вариантов поведения, тот который они чаще используют в своей жизни, когда явно видят, что им врут.
Вариант А (0 баллов) предполагает, что человек видит чужую ложь, но ее игнорирует и не собирается делать из этого выводы.
Вариант Б (1 балл) - скрытое реагирование, при котором человек внешне не выражает своего негативного отношения к факту лжи, но будет учитывать это знание в дальнейшем общении с этим человеком.
Вариант В (2 балла) - открытое негативное реагирование на ложь, человек прямо заявляет своему собеседнику, что он ему не верит.
Так же предлагалось оценить, какие причины искажения информации являются самыми главными, с их точки зрения. Поставьте в бланке для ответов соответствующие оценки против каждого пункта: 2 балла - это одна из главных причин лжи;
1 балл - это часто бывает причиной лжи;
0 баллов - это редко бывает причиной лжи.
Что бы определить отношение взрослых и детей к различным видам лжи, были вычислены суммарные показатели, а затем и средний балл. Полученные данные описаны в Таблице 1.
Таблица 1 Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи.
№ Отношение ко лжи Сумма среднее Взрослые ср. Дети ср.
1 Этикетная ложь. 7,85 3,6 4,25
2 Ложь во благо 9,5 5,1 4,4
3 Ложь - фантазия 8,55 4,4 4,15
4 Ложь - оправдание 9,7 5,1 4,6
5 Ложь - умолчание 9,45 5,4 4,05
6 Ложь - сплетня 11,25 5,8 5,45
7 Ложь - самопрезентация 7,25 2,6 4,65
Сравнение выраженности отношений взрослых и детей к разным видам чужой лжи показало, что у них нет значительных различий.
Рис. 1 Степень выраженности отношения к разным видам чужой лжи у детей и взрослых
На диаграмме можно увидеть социально приемлемые виды лжи, к которым относятся снисходительно. Это этикетная ложь, ложь фантазия, ложь во благо. Как и взрослые, так и дети очень критично относятся к такому виду лжи как сплетня. Нам всегда хочется слушать достоверную информацию, а не играть в испорченный телефон, хотя и это многим нравится.
Показатели выше у взрослых, но на такие виды лжи как самопрезентация и этикетная ложь выше у детей. Дети довольно негативны к таким видам лжи, а вот взрослых наоборот не смущает такой вид лжи, как самопрезентация. Можно приукрасить, че нить о себе, выдать себя за успешного, счастливого и т. п. Посмотрев на средние показатели видно, что никому не нравиться когда его обманывают, даже если это безобидная ложь.
Таблица 2. Виды реакций юношей и девушек на чужие виды лжи.
ь А - я сделаю вид, что ничего не заметил, и буду вести себя обычным образом.
ь Б - я сделаю вид, что ничего не заметил, но изменю свое поведение под влиянием услышанного.
ь В - я прямо скажу человеку, что он говорит неправду.
Шкалы лжи. Виды реакций на чужую ложь.
Дети Взрослые
А Б В А Б В
Этикетная ложь. 26 23 31 35 17 28
Ложь во благо 28 12 40 18 24 38
Ложь - фантазия 33 11 36 19 29 31
Ложь - оправдание 26 14 40 20 15 45
Ложь - умолчание 31 16 34 17 20 43
Ложь - сплетня 22 5 53 12 21 47
Ложь - самопрезентация 26 14 40 40 30 10
Сумма 192 95 274 161 156 242
Реакция на различные виды лжи оказалась весьма разной. Так у детей на ложь во благо, ложь оправдание, ложь сплетня и ложь самопрезентация оказались более негативные. На них дети будут указывать, не стесняясь и уличать лжеца. Взрослые не терпят лжи оправдания, умолчания и сплетен. По суммарным показателям видно, что и взрослые и дети любят уличать лжецов, но дети в большей степени. Так как они не такие испорченные, как взрослые, подающие им дурной пример.
Анализ мотивов лжи, которые дети и взрослые приписывают окружающим.
Таблица 2 Представления детей и взрослых о мотивах чужой лжи.
Мотивы Мотивы чужой лжи.
Взрослые Дети
1 чтобы не испортить впечатление о себе 1,1 0,9
2 чтобы окружающие не контролировали 0,55 0,8
3 чтобы не огорчать близких 1,5 0,35
4 чтобы не испортить отношений с окруж-ми 1,05 0,35
5 боязнь упрёков со стороны окружающих 1,2 0,75
6 чтобы создать хорошее впечатление о себе 1,8 1
Из таблицы видно, что взрослые врут в большей степени, что бы ни пасть в грязь лицом, не испортить о себе хорошее впечатление, что бы ни огорчить близких, сохранить хорошие отношения, из-за боязни осуждения. Дети более беззаботны в данном плане, для них главное создать о себе хорошее впечатление, показать какой я молодец. Послушный ребенок, умница, отличник в школе, много друзей и так далее.
Для того, что бы выявить существенные различия между детьми и взрослыми к различным видам лжи, был проведен статистический анализ. Для обработки данных я использовала непараметрический критерий Манна-Уитни. Виды лжи были независимой переменной, а детские и взрослые показатели, зависимой. После обработки данных в программе Statistica, я получила следующие результаты. Они представлены таблице 3.