Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( Понятие, предмет и система прав и свобод человека ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой статус индивида различается в зависимости от того, выступает ли он в качестве гражданина, иностранца либо лица без гражданства.

Основные права человека – это права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах по правам человека [4]. Они составляют стержень правового статуса индивида, основу для возникновения других многочисленных прав необходимых для номральной жизнедеятельности человека.

Обязанность - определённый круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. Государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально-полезный и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей, как элемент правового статуса, распространяется на всех лиц, проживающих в государстве. Включение обязанностей в правовой статус индивида не подрывает принципов свободы и основ правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут.

1.3. Политические права и свободы в России

Осуществление политических прав и свобод связано с наличием у человека гражданства Российской Федерации. Политические права и свободы дают возможность гражданину активно участвовать в общественной и государственной жизни страны, оказывать влияние на принятие решений, относящихся ко всем сторонам жизни российского общества [5, с. 44].

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. В соответствии со ст.32 Конституции граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах. Признавая за гражданами право на участие в управлении делами государства, само государство может рассчитывать на добровольное соблюдение гражданами его законов и нормативно-правовых установлений.

Важнейшим политическим правом граждан РФ является избирательное право. Выборы являются добровольными, всеобщими, равными и прямыми и проводятся при тайном голосовании [6, с.32].

Избирательные права граждан России гарантируются комплексом мер идеологического, организационного и юридического характера.

Право на равный доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия. Это право граждан России гарантировано ст.32 (п.4 и 5) Конституции РФ. Под государственной службой понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. Государственная служба в РФ включает в себя: Федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и Государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.


Конституционный принцип равного доступа всех граждан РФ к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях: признания его не недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности в течение определенного срока решением суда; наличие подтвержденного медицинским заведением заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин связано с использованием таких сведений; близкого родства с государственным служащим; наличия гражданства иностранного государства за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от предоставления сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности.

Право на собрания, митинги и демонстрации. Конституция РФ (ст.31) предоставляет гражданам РФ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Российское законодательство устанавливает следующий порядок реализации прав граждан на собрания и демонстрации [8,с. 17]:

- о проведении собрания, митинга, уличного шествия делается заявление власти;

- заявление подается в письменной форме не позднее чем за десять дней до намеченной даты проведения;

- исполнительный орган власти рассматривает заявление и сообщает о принятом решении не позднее чем за пять дней до времени проведения мероприятия;

- мероприятие должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, в определенные сроки и в условленном месте;

- государственные и общественные организации, должностные лица, граждане не вправе препятствовать собраниям, митингам;

- исполнительный орган запрещает мероприятия, если цель его проведения противоречит Конституции либо угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

Право на объединения. Глава 4, ст.30, Конституции РФ представляет каждому право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Общественные объединения имеют возможность непосредственного участия в политической, экономической и социальной жизни страны. Общественные объединения равны перед законом. Это проявляется в том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Однако Конституция РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ.


Право на обращения в органы государственной власти. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы местного самоуправления (ст.33 Конституции РФ).данная статья Конституции обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства и органов самоуправления [9]. В демократическом, правовом государстве граждане не просто пассивно исполняют требования государства. Они выступают как активная, инициативная сила, стимулирующая реформаторские действия государства и предупреждающая ошибки и злоупотребления властей.

ГЛАВА 2. ГАРАНТИИ КАК ЧАСТЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

2.1 Понятие и виды гарантий прав и свобод человека и гражданина

Гарантия (в пер. с фр. garantie) — ручательство, обеспечение, заверение.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан в Российской Федерации— это предусмотренные Конституцией РФ условия и средства (механизмы), обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и свободами и их всестороннюю охрану. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства.

Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Они призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы - фактическим положением каждого человека.

В широком плане понятием гарантии прав человека охватывается совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на полную и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления. Хотя эти факторы и весьма разнообразны, но по отношению к процессу реализации прав и свобод они выступают в качестве:


- условий;

- средств;

- приемов;

- методов правильного его осуществления.

Большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку, в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе.

Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством и используются ими для претворения в жизнь этих прав и свобод. Наряду с этим существуют такие условия и средства охраны конституционных прав и свобод граждан, формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.

Исследователи проблем юридических гарантий высказывают следующие идеи:

  • Во-первых, гарантии являются элементом правовой системы;
  • Во-вторых, нельзя отождествлять гарантии с другими понятиями, а именно - мерами правовой охраны, мерами правовой защиты, юридической ответственности;
  • В-третьих, гарантии необходимо получать как самостоятельную категорию, имеющую свои черты, объект воздействия, структуру, систему, методы реализации, а также в качестве формы определенной общности конституционных норм.

Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных благ и интересов граждан.

Содержание гарантий весьма динамично, обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических и иных-процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.

Гарантии прав и свобод в основном имеют государственный характер независимо от их конкретного содержания. В условиях подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются, но и реально обеспечиваются посредством создания фактических и юридических условий их действительного осуществления. Конституция РФ широко использует такую позицию государства по отношению к правам и свободам человека и гражданина, как их гарантированность.

Нередко употребляется выражение "материальные гарантии прав", под которыми понимается совокупность экономических и политических условий, делающих права реальными. Но наука конституционного права изучает преимущественно юридические гарантии, т. е. те, которые вытекают из конституции, законов и других нормативных источников.


В Конституции РФ права и свободы закрепляются в разных формулировках. Некоторые права закреплены декларативно, ("каждый имеет право на жилище"), другие — как гарантия ("гарантируется свобода массовой информации"), третьи — как объект охраны или защиты со стороны государства или закона ("право частной собственности охраняется законом", "материнство и детство, семья находятся под защитой государства").Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция имеет прямое действие, и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае невозможности его отрицании. Однако формулировка "гарантируются" звучит более несомо, она чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех граждан. Например, в одной и той же статье Конституции 1 о дошкольном и основном общем образовании говорится, что оно гарантируется, и это вызвано тем, что начальных и средних школ достаточно для всех граждан, а получить высшее образование только "каждый вправе", поскольку бесплатно дать такое образование всем гражданам государство не в состоянии. Формулировки "охраняются государством" и "находятся под защитой закона" по существу означают, что соответствующие права обеспечены специальным законом. Существуют также права, которые закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, например, право на свободу и личную неприкосновенность сопровождается гарантией от произвольного ареста.

Однако наряду с таким "попутным" решением проблемы гарантий прав Конституция содержит специальные статьи, устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан. Эти гарантии могут быть условно разбиты на две группы: общие гарантии и гарантии правосудия.4

Некоторые ученые-юристы выделять другую классификацию гарантий:

  • Материальные гарантии. Для реализации большинства прав и свобод, а также выполнения обязанностей должны быть созданы экономические предпосылки. Можно себе представить, например, однобокость свободы труда при недостатке рабочих мест, когда данная свобода превращается всего лишь в свободу вынужденного безделья. Или: как человеку обеспечить право на медицинскую помощь — при бедности лечебных учреждений; право на отдых — при дороговизне путевок в санатории и дома отдыха и т.д.
  • Организационные гарантии. Они выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц — государственных и местного самоуправления — целью деятельности, которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей. Эту задачу осуществляют все традиционно существующие органы — представительные, исполнительные, судебные. Организационные гарантии заключаются в необходимых действиях соответствующих органов и должностных лиц, благодаря которым реализуются права, свободы, обязанности граждан, и предпринимаются шаги по их защите.
  • Юридические гарантии. Определяя такие гарантии, во-первых, надо четко формулировать и устанавливать механизмы (процедуры) осуществления соответствующих прав, свобод, исполнения обязанностей. Во-вторых, должна быть определена ответственность граждан, их объединений, а также должностных лиц и государственных органов, органов местного самоуправления за правильное осуществление прав и свобод, злоупотребление ими, нарушение их, проявленный произвол по отношению к человеку и гражданину.
  • Духовные гарантии. Раньше эту группу гарантий назвали бы идеологическими. Не вдаваясь в споры о терминах, нужно отметить, что одна из важнейших групп гарантий связана с правильным пониманием и отношением в обществе к любым праву, свободе, обязанности. Меняются концепции, в существующие слова вкладывается новый смысл. Все это следует разъяснять гражданам, добиваясь такого восприятия ими своих возможностей, которое соответствует современному этапу развития общества. Надо заниматься и воспитанием, это помогает делать из каждого человека достойного гражданина своей страны, законопослушного и небезразличного к происходящему в обществе.
    1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина.