Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры
Сущность понятия организационной структуры
1.2. Типы организационных структур
1.3. Методы формирования организационных структур управления
Глава 2. Характеристика деятельности и анализ организационной структуры управления АО SGS
2.1 Общая характеристика исследуемого предприятия
2.2 Анализ организационной структуры и обоснование необходимости
Глава 3. Предложения по оптимизации организационной структуры
3.1. Основные направления оптимизации организационной структуры
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время организации, приспосабливаясь к меняющимся условиям окружающей среды и развивающимся все с большими темпами технологиям, понимают неизбежность каких-либо организационных изменений. Более того, ускорение самих изменений, происходящих в обществе и связанных с этим усложнением окружающей среды, сами по себе требуют частых организационных изменений.
Организационные структуры управления весьма разнообразны и предопределяются рядом объективных факторов и условий. В первую очередь это масштабы производственной деятельности организации (средняя, маленькая, большая); производственный профиль фирмы (специализация или широкий ассортимент изделий различных продуктов производства); характер монополистического объединения (группы, финансовые группы).
Не существует идеальных организационных структур. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. И любая структура может проявить свои плюсы в конкретной обстановке на конкретном этапе развития.
Немаловажная задача менеджеров — найти адекватную модель и построить организационную структуру, которая будет максимально соответствовать целям и задачам организации.
Актуальность темы заключается в том, что повышение эффективности работы организации в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры организации и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели, а также своевременностью адаптации организационной структуры к изменяющимся условиям.
Объектом исследования является АО SGS.
Предмет исследования: организационная структура управления предприятием.
Цель исследования: на основе анализа и обоснования необходимости организационных изменений внести предложения по оптимизации организационной структуры.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы изучения организационной структуры;
- дать общую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ существующей организационной структуры предприятия;
- внести предложения по оптимизации организационной структуры.
Методическим обеспечением при написании дипломной работы послужили учебная литература российских авторов: А.П. Балашова, В.А. Баринова, П.А. Михненко, Б.З. Мильнера, А.Г. Поршнева и других, статьи в журнале «Менеджмент в России и за рубежом» по исследуемой проблеме.
Информационным обеспечением послужили бухгалтерская отчетность АО СЖС Восток Лимитед, локальные нормативно-правовые акты предприятия, материалы периодической печати, в том числе электронных журналов, размещенных в сети Internet, официальный сайт исследуемого объекта, а также официальные сайты конкурентов, информация с которых позволила исследовать конкурентную среду.
Структура и содержание работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры
Сущность понятия организационной структуры
Понятие «структура» означает упорядоченную совокупность элементов любой системы. Структура неотъемлемый признак любой реально существующей системы, так как именно этот атрибут придает ей целостность.
Структура обусловливает устойчивое состояние системы и определяет ее организацию. Объектом структуризации могут быть как системы в целом, так и их подсистемы. Чем сложнее система, тем больше вариантов и уровней структурирования составляющих ее элементов [1, с. 56].
Мартынова А. Ю. понятие организационной структуры определят в достаточно лаконичном и простом для понимании виде: «Организационная структура аппарата управления – это форма разделения труда по управлению производством.» [3, с. 133]. На мой взгляд, данное определение, хоть и передаёт основной смысл рассматриваемого понятия, однако не принимает ко внимают факт, что само понятие структура (лат. structūra — «строение») определяется как некая совокупность связей между частями объекта, а не только форма чего-либо.
Виханский О.С. данное определение рассматривает следующим образом: «Структуру организации определяют, как совокупность устойчивых связей (отношений) в организации». [2, с. 39]. Однако, на мой взгляд, и это определение нельзя назвать достаточным, так как оно не затрагивает ещё один важный аспект применения организационной структуры – функциональный, то есть фактор распределения упомянутых связей и разделения труда в организации.
Из всех разобранных мной в процессе подготовки курсовой работы источников наиболее полное и содержательное определение понятия «организационная структура» было представлено в следующем виде: «Организационная структура управления — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого».
Переходя от абстрактного понятия «структура» к понятию организационной структуры управления, можно выделить следующие объекты структуризации: предприятие в целом (структура предприятия); производство (структура производства); аппарат управления (структура управления); каждая подсистема системы производства и системы управления [11, с. 5].
К подсистемам соответственно можно отнести: структуру технологических средств, структуру управления человеческими ресурсами, структуру информационного обеспечения, структуру основных фондов, структуру оборотных средств и т.д. Структура предприятия представляет собой, прежде всего, синтез структуры производства и структуры управления [15, с. 17].
В научных термина х менеджмента различают два понятия: организационная структура и структура управления организацией. Оба они связаны со структурным подходом к совместной деятельности людей в организации, но первая отражает принятое в организации разделение работ между функциональными отделами, группами и людьми, то есть горизонтальные связи в структуре, а структура управления отражает вертикальные связи (механизмы координации), призванные обеспечивать эффективное достижение общих целей и задач организации [23, с.87].
Структура управления выражена наличием упорядоченных связей между звеньями и работниками, решающими управленческие задачи организации. В ней выделяют такие понятия, как элементы (звенья), связи и уровни. Элементы — это службы, отделы и работники, выполняющие возложенные на них функции управления в соответствии с принятым разделением управленческих задач. Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи — это связи на одном уровне управления, которые носят характер согласования или координации. Вертикальные связи — это связи подчинения при наличии нескольких уровней управления, которые называются иерархическими связями. Иерархические связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают нисходящие и восходящие потоки информации между так называемыми линейными руководителями, то есть руководителями, полностью отвечающими за деятельность организации или ее отдельных структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Движение информации и принятие управленческих решений между субъектами управления, наделенными правами и ответственностью за принимаемые управленческие решения в теории управления называют управленческим процессом [5, с. 16].
С этой точки зрения структуру управления необходимо рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации [13, с.91].
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
Организационная структура - это схема, состоящая из подразделений и отдельных должностных лиц компании, расположенных по уровням значимости и ответственности, содержащая взаимосвязи между ними и порядок подчиненности [7, с. 66].
В зависимости от стадии развития компании (становление, развитие, стабилизация, кризис) требуются разные подходы к построению организационной структуры. Особенно важно контролировать ситуацию на этапе перехода от одной стадии к другой и на этапе активного роста и развития компании.
Таким образом, грамотно построенная организационная структура дает возможность оптимизировать численность персонала и количество подразделений, упростить взаимодействие подразделений, равномерно распределять нагрузку на персонал, избежать дублирования функций и их «провисание», устранить двойное и тройное подчинение, разграничить сферу деятельности руководителей, определить их полномочия и зону ответственности, повысить производительность труда. Организационная структура является основой построения эффективной системы управления.
1.2. Типы организационных структур
Структура аппарата управления зависит от характера и объема производства и технологической оснащенности. Она должна соответствовать ряду требований: обладать функциональной пригодностью, иметь минимальное количество уровней управления и рациональной пригодностью, иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления, быть оперативной, соответствовать уровню текущих и перспективных задач, быть прогрессивной и достаточно гибкой, быть устойчивой в течении достаточно длительного времени и без серьезных изменений сохранялась прогрессивность [8, с. 34].
Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию предприятия [12, с. 21].
Организационная структура предприятием и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают различные формы организационных структур управления [15, с. 22].
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющие несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями рисунок 1.
Рис 1- Линейная структура управления
Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления рисунок 2.
Рисунок 2 - Функциональная структура управления
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчиненности.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
В линейно-функциональной организационной структуре, сочетающей принципы линейного, функционального и штабного управления, тесно переплетается выполнение специальных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное решение управленческих задач (рисунок 3) [15, с. 23].
Рисунок 3 - Линейно-функциональная структура управления
В основе этой структуры лежит регламентация линейных и функциональных связей. В ней линейные руководители обладают линейными полномочиями, а функциональные - функциональными по отношению к нижестоящим линейным руководителям и линейными - по отношению к своим подчиненным. Линейно-функциональные организационные структуры управления наиболее эффективны в стабильной среде, рассчитаны на использование действующих технологий и сложившиеся рынки, содействуют эффективному производству стандартизированных товаров и услуг, ориентированы на ценовую конкуренцию. Они обладают достоинствами как линейных, так и функциональных.