Файл: Теории происхождения государства (Основные теории происхождения государства и права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1.Теоретические основы возникновения государства и права

1.1.Общие закономерности возникновения государства и права

Государственность пришла на смену родоплеменному строю, когда равенство первобытного характера и историческая первичная форма собственности общества изжили себя, и общество было разделено. Как было нами выяснено, данному строю была характерна власть общества и социальные положения, которые регулировали человеческое поведение, но при отсутствии власти и особенного аппарата для принудительного влияния.

В управлении делами рода принимали участие, основываясь на равноправии всех взрослых членов. Все вопросы жизнеобеспечения должны были решаться на родовом собрании. Эти собрания являлись высшей инстанцией суда[1].

Постепенно коллективистские отношения в производственной сфере начали преобразовываться и разрушаться. Три больших общественных разделения труда (отделение ремесла от земледелия, выделения в отдельную сферу скотоводства, обособление людей, которые заняты в области торговли), а также постоянное совершенствование трудовых орудий и накопление опыта привели к росту трудовой производительности, когда стал формироваться существенный прибавочный продукт. С этого периода начала появляться возможность обеспечения большой категории людей, которая специализируется на выполнении определенных значимых функций, группы, которая непосредственно уже не участвует в материальном производстве[2].

Прогрессирующее разделение труда в обществе преобразует содержание и формы организации общественной жизни в родовых и семейных общинах, в племенах и куриях. Родоплеменная система усложняется, постепенно происходит развитие функций в социальной сфере.

К примеру, в племенах германцев во времена Тацита и Цезаря все представители занимались обработкой земель, пасли скот, принимали участие в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к 5-6 веку до нашей эры, когда германские завоеватели стали расселяться на значительных территориях, положение существенно изменилось. Войны стали вестись теперь далеко, большинство общинников не хотели принимать участие в дальних походах. Все это привело к росту численности дружины, которая ранее занималась только войной[3].


Увеличилось количество приближенных короля, среди которых в особенности выделялись представители духовенства. Следовательно, общинники, которые ранее занимались общественными делами, силой обстоятельств были вынуждены заниматься чем-то другим. Совмещение хозяйственных и военных функций становилось все менее возможным. В результате такой специализации появилась существенная категория людей, которая не принимала участие в образовании материальных ценностей. Они занимались военными делами, исполняли полицейские и судебные функции, то есть всё то, что было характерно как воплощение государственной, а не общественной власти[4].

Переход от первобытно - общинного строя к системе государственно-образованного общества был сопровожден созданием территориальной общины и укреплением племенной жизни. Структура территориальной общины устанавливалась уже не отношениями родственников, а территориальным расселением в одной местности. С данного момента территория стала значительным фактором во время создания государственности[5].

Можно определить следующие признаки государства:

1)наличие независимой публичной власти. Публичная власть имела место и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была от него отделена;

В ее осуществлении принимали участие все. В любом государстве власть действительно подлежит осуществлению аппаратом государства, отделенным от всего остального общества. В первую очередь, она представляет из себя особую категорию людей, занимающихся только управлением и не участвующих в общественном производстве.

Во-вторых, данный аппарат зачастую выражает интересы не всего общества, а конкретной его части (социальной группы, класса и т.д.), а в определенных случаях и самого себя.

2)взимание налогов и сборов, так как для содержания аппарата государства требуются средства;

3)разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, где все его члены были поделены в зависимости от принадлежности к определенному племени, роду, в условиях государства население было разделено по признаку проживания на конкретной территории. Это непосредственно связано как с необходимостью взимания налогов, так и с лучшими условиями управления, т.к. разложение первобытно - общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей[6].

К главным причинам образования государства следует отнести следующие:


1)необходимость совершенствования управления обществом, которая непосредственно связана с его усложнением. Данное усложнение, в свою очередь, было связано с появлением новых отраслей, развитием производства, разделением труда, преобразованием условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, повышением численности населения, которое проживает на конкретной территории и т.д. Старый управленческий аппарат не мог обеспечивать успешное руководство данными процессами;

2)необходимость организации обширных общественных работ, объединения в данных целях широких масс людей. В особенности, это проявлялось в регионах, где основой производства было поливное земледелие, требовавшее строительства водных подъемников, каналов, поддержания их в рабочем состоянии и т.д.;

3)необходимость подавить сопротивление эксплуатируемых. Происходившие во время разложения первобытного общества процессы неизбежно приводили к общественному разделению, к формированию класса богатых и бедных, к образованию эксплуатации меньшинством большинства, а к тому же – к формированию социальных антагонизмов и сопротивления части общества, подвергавшихся эксплуатации;

4)необходимость поддержания порядка в обществе, которое обеспечивает функционирование производства, устойчивость общества в социальной сфере, его стабильность, в т. ч. и в отношении внешнего влияния соседних племен либо государств;

5)необходимость ведения войн, как захватнических, так и оборонительных. Накопление богатств в обществе привело к тому, что стало выгодно жить и существовать за счет грабежа соседей, захвата скота, рабов, ценностей.

Право было образовано в одно время и параллельно с государством (а в некотором смысле и раньше государства). Их образование взаимозависимо и взаимосвязано. Каждый новый шаг в государственном развитии приводил к дальнейшему развитию системы, и наоборот[7].

1.2.Экономические, политические и духовные предпосылки возникновения государства и права

Приблизительно с 7 тысячелетия до нашей эры наступает новая эпоха в истории древнего человека, ее принято именовать неолитической революцией, так как осуществляется она в период позднего неолита (то есть каменного века). Данный период определяется началом перехода от присваивающего хозяйства (рыбная ловля, охота, собирательство) к производящему - земледелию и скотоводству.


Наступает период шлифованных каменных орудий. Постепенно появляются лук, костяная, каменная и деревянная мотыга. Впервые приручается первое домашнее животное – это собака. Человек научился выплавлять и применять мягкие цветные металлы – олово, медь, серебро, золото, а после этого - железо. Человек получает навыки техники земледелия, разводит молочный и рабочий скот.

Быстро развиваются ремесла, предназначенные удовлетворить новые и все растущие потребности в вещах, по большей части производительной деятельности, кухонного инвентаря, утвари, культа, одежды. Особой популярностью пользуется изготовление оружия[8].

Развитие земледелия в районах Древнего Египта и Ближнего Востока давало очень высокие урожаи зерновых. На этом основании стал возможен быстрый рост населения Двуречья, Малой Азии, Средиземноморья, долины Нила, некоторых иных европейских регионов.

По современным представлениям земледелие и скотоводство возникают приблизительно на одном историческом этапе. В зависимости от почвы и климата в одних регионах мира могло преобладать земледелие, в других - наоборот, скотоводство. Древнейшие нильские поселения (Египет), так же как и те, которые открыты в Месопотамии, Иране, Средней Азии, некоторых областях Европы, указывают на преимущественно земледельческий характер возникших здесь культур.

Создается специальный аппарат переписчиков, хранителей урожая и т.п. Дифференциации подвергаются и военные функции, закрепляется разделение на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Естественно, укрепляется сословие жрецов[9].

Наконец, торговля привела к формированию сословия (страты) купцов, а развитие ремесел - к выделению ремесленников, градостроителей. Возникают города-государства, и основное земледельческое население попадает в зависимость от городских центров, где сосредотачиваются не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная, духовная знать.

Рабство в этих обществах сначала носило дворцовый или семейный характер и лишь позднее стало использоваться в производстве (например, при строительстве городов и храмов). Основным работающим населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты. Они платили подати, выполняли (кроме обработки своих наделов земли) общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами[10].

Таким образом, производящее хозяйство вело к общественному разделению труда, социальной, в том числе классовой, дифференциации, имущественному расслоению населения, делению на богатых и бедных, господ и рабов, неравноправные касты. У некоторых народов (Древняя Греция, Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) рабовладение постепенно стало основным укладом. В Европе в первом тысячелетии н.э. разложения родового строя вело к феодальным отношениям. Другим важным социальным последствием неолитической революции стал переход от родовой общины к соседской (крестьянской).


В странах Древнего Востока (Китай, Индия, Вавилон) сельская община, выполняя, в частности важную роль в организации орошения земли, оказалась особенно жизнеспособной. Осуществляя коллективное владение землей, она стала мощной преградой развития частной собственности на землю. Уравнительное землепользование в сельской общине серьезно тормозило расслоение общества на бедных и богатых.

Важным фактором, который ускорил переход от родового строя к государству, был рост значения войн и военной организации племен. Как отмечал Ф. Энгельс, войны между племенами стали вестись с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата стад и рабов.

Большую роль в процессе становления государства необходимо отвести религии. Она повлияла на объединение отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем[11].

Таким образом, для разложения первобытнообщинного строя и преобразования родоплеменной власти в государство имели первостепенное значение развитие производительных сил, имущественная и социальная (в том числе классовая) дифференциация.

Обобщая можно сгруппировать все вышеперечисленные факторы в отдельные группы:

Экономические причины - это условия развития экономической системы, вызвали необходимость государственно-правовой регламентации экономических отношений. Среди них: три разделения труда, появление избыточного продукта, внутриродовое неравенство и появление частной собственности.

Политические причины, определившие необходимость совершенствования властных полномочий. Среди них: невозможность существования родоплеменной организации общества в новых исторических условиях, появление социальных групп с различными интересами и потребность в новом способе власти с усовершенствованным аппаратом и возможностью осуществлять принуждение.

Социальные причины - это условия, повлекшие осложнение отношений между людьми. Среди них: ликвидация общинного коллективизма; появление социальных противоречий; упорядочение отношений между людьми.

Психологические причины определили особенности развития психики и сознания человека. Среди них: осознание таких понятий, как права и обязанности, а также появление чувств.

Культурные причины - это условия, которые определились уровнем духовного развития общества. Среди них: необходимость управления обществом более цивилизованными методами, появление религии и письма[12].