Файл: Формы государственного устройства (формы государственного устройства в современном мире).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разграничение предметов ведения и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, гарантии и пределы действия и применения федеральных законов закрепляются ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации. Так же устанавливается, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

  1. Все субъекты России являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 Конституция Российской Федерации).

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции России). В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов, в частности:

Республика является государством в составе Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации) Она обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации. [1]

За республиками закреплено право на принятие Конституций, в то время как остальные субъекты Федерации принимают Уставы «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство» (ч.2 ст. 5 Конституция Российской Федерации)

  1. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации говорит, что «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории». А ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности ».


Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.

  1. Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти.

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Единство системы государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции России).

  1. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ч. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».

Характерная черта всякой федерации- разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).


  1. Конституция Российской Федерации исходит из принципа. равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.

Этот принцип является также одним из принципов в Международном публичном праве: народ, нация является первоосновой, с которой связывают суверенитет государства и сам факт его существования. Не случайно Устав ООН первоначально апеллирует к воле народов. Содержание данного принципа раскрывается в Уставе ООН, ст. 1 Пакта о правах человека 1966 г.: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное, культурное развитие. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на существование. Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно, без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа, без фальсификации его позиций».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

Среди множества ученых, правоведов такое понятие как форма государства понимается и трактуется весьма неоднозначно. Существует большое количество различных определений данного термина.

Некоторые авторы считают что, форма государства является системой, которую представляет верховная власть в государстве.

Таким образом форма государства это особый комплексный институт представляющий собой совокупность его высших признаков, определяющих порядок формирования и организацию высших органов государства, административно- или национально-территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления государственной власти.

Исходя из перечисленных в дипломной работе множество понятий о государственном устройстве можно, сделать вывод о том, что государственное устройство-это внутренняя территориальная организация государства, то есть это способ его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями.

Форма государственного устройства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными

государственными органами;

  • в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации,

проживающей на территории данного государства.

Территориальное устройство современных государств включает в себя

в основном модели унитарного государства и федерации, при этом коли­чество вторых значительно меньше количества первых.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.

Основными признаками унитарного государства являются:

  • простая форма территориального устройства;
  • общие для всей страны высшие представительные (парламент), исполнительные (правительство) и судебные органы;
  • единая система законодательства (нет деления на федеральное и региональное);
  • единая система государственных органов;
  • однопалатный парламент;
  • территория государства делится на административно- территориальные единицы (области, департаменты, округа, провинции, графства и др.), которые не обладают политической самостоятельностью;
  • единое гражданство;
  • мононациональный состав населения (например, Япония, Вьетнам, Монголия и др.);

в составе унитарного государства могут находиться автономные образования, обладающие национальными, культурными, историческими и иными особенностями.

Понятие «федерация» пошло от латинского языка, и означало союз, объединение. В настоящее время понимание трактовка данного понятия зависит от конкретного случая. При формировании понятия «федерация» необходимо исходить из двух важных особенностей:

  1. учитывать особенности общего понятия;
  2. применять особенности по отношению к конкретному государству.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.

Некоторые авторы определяли её как одну из основных форм организации государства, имеющую сложную структуру, которая состоит из нескольких государств или государственно подобных образований, обладающих конституционно закреплённой политической самостоятельностью вне пределов ведения и полномочий общего государства в целом.


Таким образом, можно сделать вывод, о том, что федерация как форма государственного устройства - представляет собой сложное, составное, состоящее из нескольких относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, обладающими признаками государственности, суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое.

Федерации строятся по территориальному, национальному и национально-территориальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства. Федерации также делят на симметричные и асимметричные, на договорные и конституционные федерации, дуалистическую и кооперативную.

России как федеративное государства является чуть ли не единственным федеративным государством в мире, примерившим на себе и реализовавшим практически все известные модели федеративного устройства.

Поскольку любое федеративное государство состоит из частей, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношении частей и целого. Федерацию всегда подстерегают две противоположные опасности: скатиться к унитарному государству в форме диктатуры, и распасться на независимые государства. Каждая из этих опасностей, имеющих определенную объективную основу, используется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Данную задачу и решает конституция, закрепляющая статус федерации и ее субъектов, то есть основы их взаимоотношений между собой.

Все субъекты Российской Федерации наделены равными правами. Законодательно запрещена любая дискриминация или наделение особыми привилегиями того или иного субъекта. Также в Конституции содержатся основные принципы, которые лежат в основе административно­политического строя России. Основной из них - это целостность. Кроме того, важно соблюдать равноправие всех народов и национальностей, их право на национальное самоопределение и четкое распределение обязанностей федеральных и региональных органов власти. Все это позволяет разным субъектам федерации мирно и эффективно существовать в рамках одного государства и действовать в едином конституционно- правовом поле.

Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.