Файл: Органы государственного управления ( ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие органов государственного управления
1.2 Функции органов государственного управления
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 Характеристика государственного управления в США
2.2 Особенности государственного управления в Германии
ВВЕДЕНИЕ
Анализируя влияние глобальных процессов на социально-экономические системы, российские ученые пришли к выводу, что необходимы разработка и проведение в жизнь российского общества инновационной теории и методологии административного управления, способной обеспечить национальную безопасность, принятие упреждающих управленческих решений.
В ее основе лежит качественно иная управленческая доктрина, концептуальная схема, модель построения системы управления, способной ответить на вызовы времени.
Основные признаки сегодняшней парадигмы каждого субъекта управления - творческое и научное освоение мира и адекватное ему поведение в соответствии с теми реалиями, которые сегодня возникли, - настоятельная потребность времени.
Актуальность темы курсовой работы является то что к сожалению, в условиях России такая доктрина управления отсутствует, как и отсутствует в основной массе инновационная управленческая культура государственных и муниципальных служащих. поэтому особенно актуальным становится использование зарубежного опыта государственного управления в формировании системы органов государственной власти России.
Объектом исследования является – Российская Федерация и зарубежные страны.
Предмет исследования - органы государственной власти.
Цель работы – рассмотреть виды органов государственной власти.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) раскрыть сущность понятия органы государственного управления;
2) охарактеризовать основные функции государственного управления;
3) проанализировать структуру органов государственного управления на примере США и Германии;
4) рассмотреть виды органов государственной власти в России и их функции.
Исследователь Ю.Н. Старилов характеризует исполнительную власть как «абстрактную политико-правовую категорию, указывающую на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность».
Термин же «государственное управление» в отличие от термина «исполнительная власть» имеет, по мнению Ю.Н. Старилова, практический организационно-юридический смысл.
Интересные суждения о сущности исполнительной власти и государственного управления и о соотношении этих категорий в рамках обозначенной выше общей концепции были высказаны Н.Ю.Хаманевой. Она, в частности, пишет следующее: «Государственное управление, которое было характерно для советского периода, значительно отличается от нынешнего, что связано с изменившимися условиями жизни общества».
Понятие «государственное управление» уже не связывается с понятием «административное подчинение», а является более многогранным и проявляется в нормативном правовом регулировании, координации, содействии.
Государственное управление можно рассматривать как подзаконную, юридически властную организующую деятельность особой группы органов государства (ветви власти).
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие органов государственного управления
Государственное управление, в узком смысле слова, является видом деятельности, посредством которого реализуется исполнительная ветвь государственной власти. Любая ветвь государственной власти не отождествляется с видом деятельности. Исполнительная ветвь государственной власти наделена таким видом деятельности, как государственное управление.
Однако наиболее традиционным является определение административного управления, данное Н.И. Глазуновой. Она практически отождествляет понятия административного управления и исполнительной власти. Исполнительную власть целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. В строго юридическом (узком) смысле как:
- право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий;
- право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица;
2. В политологическом смысле как:
- подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влиянием;
- политологическую категорию, отражающую комплекс политико-правовых явлений и, прежде всего, аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, их деятельность.[1]
Исполнительную власть представляет правительство - коллегиальный орган, в состав которого входят руководители министерств и центральных ведомств. Правительство именуется по-разному, чаще совет министров или кабинет министров. Конституционный статус и роль правительства зависят от формы правления, политических и исторических традиций конкретной страны. На исполнительную власть возложено непосредственное управление государственными делами. Ее можно трактовать в двух основных аспектах:
а) юридическом - как право и возможность субъектов управлять кем-либо, издавать властные акты, осуществлять организаторскую работу;
б) политологическом как комплекс политико-правовых явлений и, прежде всего аппарат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, его деятельность.
Признаки исполнительной власти:
1) Ее организующий характер. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные, объединяет энергию, усилия граждан, наводит порядок, поддерживает его и в нормальных, и в экстремальных условиях.
2) Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы.
3) Исполнительная власть имеет предметный характер. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. Она опирается на обширные территории, контингента людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует инструменты служебных продвижений и награждений и др.
4) Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке - сущностный признак исполнительной власти.[2]
Названные признаки исполнительной власти детерминируют ее форму, иерархически построенный административный аппарат и большое число профессиональных служащих. В отличие от других властей, исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.
В зависимости от формы правления избирается определенный порядок формирования правительства. Существуют два основных способа создания правительств: парламентский и внепарламентский.
Парламентский способ используется в странах с парламентской формой правления - парламентских республиках (или монархиях), смешанных парламентско-президентских республиках. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента.
Традиционный порядок формирования правительства сводится к тому, что вначале глава государства назначает главу правительства, который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента (или его нижней палаты), то возможны роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.[3]
Таким образом, юридическое закрепление кандидатуры председателя и состава правительства осуществляет парламент республики с помощью важнейшего права - вынесения вотума доверия. Так, ст. 92 конституции Итальянской республики предусматривает назначение президентом республики председателя совета министров одного из лидеров партии парламентского большинства и по его предложению министров. Однако затем исходя из положений ст. 94 правительство должно получить вотум доверия обеих палат парламента в течение 10 дней после его сформирования.
В Великобритании правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в палате общин парламента. По его рекомендации королева Великобритании - глава государства - назначает остальных членов правительства. В случае вынесения палатой общин вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.
В ФРГ главой правительства является федеральный канцлер. Кандидатура на этот пост выдвигается президентом республики и утверждается бундестагом. В случае, если кандидат на пост федерального канцлера не получает большинства голосов членов бундестага, президент может распустить палату.
Министры правительства назначаются и увольняются президентом по предложению федерального канцлера. Бундестаг может выразить недоверие не всему правительству или его отдельным членам, а только федеральному канцлеру. В случае же отставки федерального канцлера в отставку должно уйти и все правительство.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках и смешанных республиках - президентско-парламентских. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а президент, избираемый всенародно.
В США, к примеру, президент является главой кабинета, возглавляет всю его структуру исполнительной власти. Должность премьер-министра не предусмотрена. Кабинет состоит из министров (глав департаментов), которые назначаются президентом по совету и согласию сената.[4]
В соответствии с конституцией США сенат должен одобрить назначения президента на высшие государственные должности большинством в 2/3 голосов. Политическая практика показывает, что отказов в одобрении со стороны верхней палаты конгресса США не бывает, несмотря на ситуацию, когда правительство формируется одной партией, а большинство в парламенте принадлежит другой.
При смешанной форме правления, где сочетаются элементы президентской и парламентской республик, также применяется внепарламентский способ формирования правительства. Так, в ст. 8 конституции Франции говорится, что президент назначает премьер-министра - главу правительства. По предложению премьер-министра он же назначает других членов правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей.
Однако правительство несет ответственность не только перед президентом республики, но и перед парламентом (ст. 10). Для нормальной работы правительство нуждается в доверии Национального собрания. В соответствии с конституцией и парламентской традицией решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано с выражением недоверия национального собрания правительству.
В странах со смешанной формой правления институт двойной ответственности правительства не всегда обеспечивает, как предполагалось, стабильность управления страной. Двойная зависимость делает проблематичной самостоятельность и активность исполнительной власти в оперативной деятельности.
Правительство в случае конфликта с парламентом опирается на поддержку президента, что как будто усиливает позиции исполнительной власти, но при этом правительство не застраховано от того, что субъективно-волевым решением главы государства может быть в любой момент отправлено в отставку. Политическая практика России свидетельствует об этом со всей очевидностью.[5]
По политической структуре правительства бывают однопартийными, многопартийными (коалиционными) и беспартийными.
Однопартийное правительство возможно в тех государствах, где установлена парламентская или смешанная формы правления. В этих странах правительство образует та из политических партий, которая получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. В этом случае правительство представляет собой одновременно и руководство победившей на выборах партии.
Однопартийное правительство возможно и в президентских республиках. Здесь президент как глава государства обычно формирует правительство (кабинет) из представителей своей партии. В странах с тоталитарным политическим режимом правительство, как правило, состоит из членов руководящей политической партии.
Многопартийное (коалиционное) правительство формируется в тех странах, где при парламентской или смешанной форме правления ни одной из партий в результате выборов не удается получить в парламенте такого большинства, которое дало бы возможность образовать однопартийное правительство.