Файл: Органы государственного управления ( ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Анализируя влияние глобальных процессов на социально-экономические системы, российские ученые пришли к выводу, что необходимы разработка и проведение в жизнь российского общества инновационной теории и методологии административного управления, способной обеспечить национальную безопасность, при­нятие упреждающих управленчес­ких решений.

В ее основе лежит качественно иная управленческая доктрина, концептуальная схема, модель построения системы управ­ления, способной ответить на вызо­вы времени.

Основные признаки сегодняшней парадигмы каждого субъекта управления - творческое и научное освоение ми­ра и адекватное ему поведение в со­ответствии с теми реалиями, кото­рые сегодня возникли, - настоя­тельная потребность времени.

Актуальность темы курсовой работы является то что к сожалению, в условиях Рос­сии такая доктрина управления отсутствует, как и отсутствует в основной массе инновационная управленческая культура государ­ственных и муниципальных служа­щих. поэтому особенно актуальным становится использование зарубежного опыта государственного управления в формировании системы органов государственной власти России.

Объектом исследования является – Российская Федерация и зарубежные страны.

Предмет исследования - органы государственной власти.

Цель работы – рассмотреть виды органов государственной власти.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

1) раскрыть сущность понятия органы государственного управления;

2) охарактеризовать основные функции государственного управления;

3) проанализировать структуру органов государственного управления на примере США и Германии;

4) рассмотреть виды органов государственной власти в России и их функции.

Исследователь Ю.Н. Старилов характеризует исполнительную власть как «абстрактную политико-правовую категорию, указывающую на существование государственной власти, которая призвана исполнять законы, претворять в жизнь их правовые нормы, обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов, защищать права и свободы человека, поддерживать общественный порядок и безопасность».

Термин же «государственное управление» в отличие от термина «исполнительная власть» имеет, по мнению Ю.Н. Старилова, практический организационно-юридический смысл.

Интересные суждения о сущности исполнительной власти и государственного управления и о соотношении этих категорий в рамках обозначенной выше общей концепции были высказаны Н.Ю.Хаманевой. Она, в частности, пишет следующее: «Государственное управление, которое было характерно для советского периода, значительно отличается от нынешнего, что связано с изменившимися условиями жизни общества».


Понятие «государственное управление» уже не связывается с понятием «административное подчинение», а является более многогранным и проявляется в нормативном правовом регулировании, координации, содействии.

Государственное управление можно рассматривать как подзаконную, юридически властную организующую деятельность особой группы органов государства (ветви власти).

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие органов государственного управления

Государственное управление, в узком смысле слова, является видом деятельности, посредством которого реализуется исполнительная ветвь государственной власти. Любая ветвь государственной власти не отождествляется с видом деятельности. Исполнительная ветвь государственной власти наделена таким видом деятельности, как государственное управление.

Однако наиболее традиционным является определение административного управления, данное Н.И. Глазуновой. Она практически отождествляет понятия административного управления и исполнительной власти. Исполнительную власть целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. В строго юридическом (узком) смысле как:

- право и возможность субъектов управлять кем-либо, подчи­нять своей воле других людей, издавать акты, осуществлять организационную работу как совокупность полномочий;

- право и возможность должностного лица принимать реше­ние, которое реализует подчиненный работник (весь персо­нал) под контролем и ответственностью этого должност­ного лица;

2. В политологическом смысле как:

- подсистему государственной власти, образующую вместе с другими ее ветвями единый государственный организм и вырабатывающую управленческие решения под их влия­нием;

- политологическую категорию, отражающую комплекс по­литико-правовых явлений и, прежде всего, аппарат испол­нительной власти, компетенцию его органов и служащих, их деятельность.[1]

Исполнительную власть представляет правительство - кол­легиальный орган, в состав которого входят руководители мини­стерств и центральных ведомств. Правительство именуется по-разному, чаще совет министров или кабинет министров. Конституционный статус и роль правительства зависят от формы правления, политических и исторических традиций конкретной страны. На исполнительную власть возложено непосредственное управление государственными делами. Ее можно трактовать в двух ос­новных аспектах:


а) юридическом - как право и возможность субъектов управлять кем-либо, издавать властные акты, осу­ществлять организаторскую работу;

б) политологическом как комплекс политико-правовых явлений и, прежде всего ап­парат исполнительной власти, компетенцию его органов и служащих, его деятельность.

Признаки исполнительной власти:

1) Ее организующий характер. В ней со­средоточена вся реальная практическая работа по осуществ­лению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные, объединяет энер­гию, усилия граждан, наводит порядок, поддерживает его и в нормальных, и в экстремальных условиях.

2) Исполнительная власть имеет уни­версальный характер во времени и в пространстве, т.е. осу­ществляется непрерывно и везде, где функционируют челове­ческие коллективы.

3) Исполнительная власть имеет предметный характер. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. Она опирается на обширные территории, контингента людей, информацион­ные, финансовые и иные ресурсы, использует инструменты служебных продвижений и награждений и др.

4) Принудитель­ность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществ­лять физические, организационные и иные меры принужде­ния в административном порядке - сущностный признак исполнительной власти.[2]

Названные признаки исполнительной власти детерминируют ее форму, иерархически построенный административный аппарат и большое число профессиональных служащих. В отличие от других властей, исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

В зависимости от формы правления избирается определен­ный порядок формирования правительства. Существуют два ос­новных способа создания правительств: парламентский и вне­парламентский.

Парламентский способ используется в странах с парламент­ской формой правления - парламентских республиках (или мо­нархиях), смешанных парламентско-президентских республиках. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента.

Традиционный порядок формирова­ния правительства сводится к тому, что вначале глава государства назначает главу правительства, который затем формирует прави­тельство и предлагает парламенту его персональный состав.

В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента (или его ниж­ней палаты), то возможны роспуск парламента и назначение гла­вой государства служебного правительства на период, пока собе­рется вновь избранный парламент.[3]


Таким образом, юридическое закрепление кандидатуры председателя и состава правительства осуществляет парламент республики с помощью важнейшего пра­ва - вынесения вотума доверия. Так, ст. 92 конституции Итальянской республики предусмат­ривает назначение президентом республики председателя совета министров одного из лидеров партии парламентского большинства и по его предложению министров. Однако затем исходя из поло­жений ст. 94 правительство должно получить вотум доверия обеих палат парламента в течение 10 дней после его сформирования.

В Великобритании правительство формируется после парла­ментских выборов. Премьер-министром назначается лидер пар­тии, получившей большинство мест в палате общин парламента. По его рекомендации королева Великобритании - глава госу­дарства - назначает остальных членов правительства. В случае вынесения палатой общин вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.

В ФРГ главой правительства является федеральный канцлер. Кандидатура на этот пост выдвигается президентом республики и утверждается бундестагом. В случае, если кандидат на пост федерального канцлера не получает большинства голосов членов бундестага, президент может распустить палату.

Министры пра­вительства назначаются и увольняются президентом по предло­жению федерального канцлера. Бундестаг может выразить недо­верие не всему правительству или его отдельным членам, а только федеральному канцлеру. В случае же отставки федераль­ного канцлера в отставку должно уйти и все правительство.

Внепарламентский способ формирования правительства ис­пользуется в президентских республиках и смешанных респуб­ликах - президентско-парламентских. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а президент, избираемый всенародно.

В США, к примеру, президент является главой кабинета, воз­главляет всю его структуру исполнительной власти. Должность премьер-министра не предусмотрена. Кабинет состоит из минист­ров (глав департаментов), которые назначаются президентом по совету и согласию сената.[4]

В соответствии с конституцией США сенат должен одобрить назначения президента на высшие госу­дарственные должности большинством в 2/3 голосов. Политиче­ская практика показывает, что отказов в одобрении со стороны верхней палаты конгресса США не бывает, несмотря на ситуацию, когда правительство формируется одной партией, а боль­шинство в парламенте принадлежит другой.


При смешанной форме правления, где сочетаются элементы президентской и парламентской республик, также применяется внепарламентский способ формирования правительства. Так, в ст. 8 конституции Франции говорится, что президент назначает премьер-министра - главу правительства. По предложению пре­мьер-министра он же назначает других членов правительства и может прекратить исполнение ими их служебных обязанностей.

Однако правительство несет ответственность не только перед пре­зидентом республики, но и перед парламентом (ст. 10). Для нормальной работы правительство нуждается в доверии Нацио­нального собрания. В соответствии с конституцией и парламент­ской традицией решение премьер-министра об отставке прави­тельства должно быть связано с выражением недоверия нацио­нального собрания правительству.

В странах со смешанной формой правления институт двой­ной ответственности правительства не всегда обеспечивает, как предполагалось, стабильность управления страной. Двойная за­висимость делает проблематичной самостоятельность и актив­ность исполнительной власти в оперативной деятельности.

Пра­вительство в случае конфликта с парламентом опирается на под­держку президента, что как будто усиливает позиции исполнитель­ной власти, но при этом правительство не застраховано от того, что субъективно-волевым решением главы государства может быть в любой момент отправлено в отставку. Политическая практика России свидетельствует об этом со всей очевидностью.[5]

По политической структуре правительства бывают однопар­тийными, многопартийными (коалиционными) и беспартийными.

Однопартийное правительство возможно в тех государствах, где установлена парламентская или смешанная формы правле­ния. В этих странах правительство образует та из политических партий, которая получила в результате выборов абсолютное боль­шинство мест в парламенте или его нижней палате. В этом слу­чае правительство представляет собой одновременно и руково­дство победившей на выборах партии.

Однопартийное правитель­ство возможно и в президентских республиках. Здесь президент как глава государства обычно формирует правительство (каби­нет) из представителей своей партии. В странах с тоталитарным политическим режимом правительство, как правило, состоит из членов руководящей политической партии.

Многопартийное (коалиционное) правительство формируется в тех странах, где при парламентской или смешанной форме правления ни одной из партий в результате выборов не удается по­лучить в парламенте такого большинства, которое дало бы воз­можность образовать однопартийное правительство.