Файл: Структура нормы права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, понимание состава элементов в структуре нормы права отличается дискуссионностью. Так, одни ученые полагают, что она состоит из двух элементов – гипотезы и диспозиции или диспозиции и санкции. Большая часть исследователей утверждают, что в структуре правовой нормы следует выделять три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Каждый элемент нормы права занимает свое место в структуре правовой нормы и выполняет особую роль. Таким образом, для установления строения того или иного целостного объекта необходимо определить как его состав (то есть набор элементов), так и структуру (то есть соотношение и способ взаимосвязи элементов).

В юридической науке распространено следующее суждение: без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна.

Рисунок 5 Виды санкций [15,87]

Санкция - структурный элемент правового государства, которое обеспечивает руководство в отношении мер государственного принуждения, влияния на человеке, который нарушает требование диспозиции. Санкции в зависимости от содержания могут иметь карательные последствия или наказания, когда на правонарушителя налагают дополнительное бремя наказания (например, лишение свободы в уголовном праве) правовостановительными (направленны на восстановление нарушенного состояния, например, ущерб в гражданском праве);

По степени определенности санкции могут быть: абсолютно определенные (в них точно указан размер штрафа); относительно определенные (различные варианты в пределах санкций, например, лишение свободы на срок от 3 до 10 лет); альтернативные (правоприменительный орган по своему усмотрению определяет наиболее целесообразный вид ответственности: штраф, исправительные работы либо лишение свободы). В реальной жизни правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Структура юридической нормы является результатом отражения в норме определенного общественного отношения.

Последняя часть нормы - санкция (неблагоприятная так как она

относится к преступлению) – предусматривает последствия, которые ожидают того кто нарушает правила, установленные нормой права гражданина избирать в установленном порядке, предусмотренное диспозицией . Каждый из этих элементов в структуре правовых норм имеет свое место и играет особую роль .

Санкция - часть правовой нормы, в котором говорится о совокупности мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям этой нормы .


Таким образом :

Санкция - часть правовой нормы, в котором говорится о совокупности мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям этой нормы .

Гипотеза – это часть структуры нормы права, в которой отражаются условия её вступления в действие, в ней указывается описание соответствующих юридических фактов, запускающих действие нормы права.

Диспозиция представляет ключевые стандарты, основная его часть, которая определила возможные меры и (или) надлежащее поведению регулируемых сторон в размере социальных отношений. Предоставление основных субъективных прав, обязанности, запреты, советы, поддержка, с помощью которых сформулированы правила поведения.

3. Классификация и реализация норм права

3.1 Классификация правовых норм

Классификация позволяет более четко определить место и роль правовых норм в правовой системе регулирования, и понять их природу и цели

Существуют следующие виды основных норм права:

1) в зависимости от содержания, они подразделяются на:

- основные нормы, регулирующие основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, сферы, направления ( например, декларативные нормы, , дефинитивные нормы содержащие определенные понятия конкретных правовых понятий и т.д.) ;

- общие нормы, которые присущи в целом той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть соответствующей области права - специальные нормы применяемые к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо конкретный тип общих общественных отношений, с учетом их конкретных обстоятельств и т.д. (отражают временные и пространственные условия их реализации, правовые способы воздействия на поведение человека);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрасли) - конституционного, гражданского, административного, земельного и др.;

3) в зависимости от их природы – материальные (уголовные, аграрные, экологические и т.д.) и процессуальные (уголовно –процессуальные , гражданско – процессуальные )

4) в зависимости от методов правового регулирования: императивные (обязательные властные предписания );

- поощрительные ( стимулирующие социально полезное поведение )


- рекомендательные (путем предоставления приемлимый для государства вариант поведения ); ,

5) в зависимости от времени действия - постоянные и временные (Указ Президента введения чрезвычайного положения в конкретном регионе, в результате стихийных бедствий) [24,175];

6) в зависимости от функции – регулятивные (устанавливающие

права и обязанности сторон, участвующих, например, нормы Конституции, гарантирующих права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (для защиты нарушенных прав, такие как нормы гражданско – процессуального права , при помощи соответствующих норм защиты );

7) С помощью воздействия на поведение субъектов права(предоставление права, запрет , возложение обязанностей ). Согласно норме права они подразделяются на управомачивающие , обязывающие и запрещающие . Управомочивающие нормы права субъектам права предоставлять возможность определенного поведения .

К ним относятся нормы, гарантирующие право на труд, образование, досуг и другие. обязательные нормы дают субъектам права обязанности совершать какие-либо позитивные действия. Например, к обязывающим относятся нормы по уплате граждан и организаций налогов и сборов. Данная норма, как и все другие обязательные нормы, определяет активное поведение (действие) участников общественных отношений. Запрещающие нормы определяют такие действия , которые не должны делать субъекты права. Например, нормы права , запрещающего характера включены в специальный раздел Уголовного кодекса. В этом случае предусматривается пассивное поведение (воздержание от незаконной деятельности).

7) в зависимости от числа лиц, подпадающих под действие норм на общераспространенные(распространяется на всех граждан, таких как нормы Конституции) и специально распространенные (применяются только к определенным категориям лиц - пенсионеров, военнослужащих, студентов и т.д. ) .;

8) в зависимости от тяжести определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (для определения точности прав и обязанностей участвующих сторон, условия их действия, последствия несоблюдения со стандартными требованиями, например нормы УК РФ , устанавливающие перечень обстоятельств отягчающих ответственность ), относительно определенные варианты поведения такие как санкции статей.

9) в зависимости от объема - на федеральном (действует по всей стране, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), региональные (действующих на территории субъектов России Федерации - в республиках, краях, регионов и т.д.) и местные (функционирующими на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);


10) в зависимости от юридической силы - правовые нормы законов и нормативных актов;

11) в зависимости от метода правового регулирования – на управомачивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например, принять завещание , требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам осуществлять те или иные позитивные действия, например компенсировать потери, платить арендную плату, вернуть библиотечные книги) и запрещающие ( такие, как нарушение правил дорожного движения, совершать кражи);

12) в зависимости от субъектов правотворчества: стандарты, принятые государственными , законодательными и исполнительными органами и негосударственными структурами .

13)по социальному назначению и ролью в правовой системе, нормы права классифицируются как учредительные, нормативные, коллизионные , оперативные .

Учредительные нормы определяют основные принципы идеи регулирования общественных отношений. Таким образом, учредительные нормы в гражданском праве фиксируют равенство сторон, отношений и соответствующих прав и обязанностей. Регулятивные нормы, направлены на регулирование текущих социальных отношений. Например, в разделе 1 статьи 56 Налогового кодекса регулируют установление и использование льгот по налогам и сборам. Охранительные нормы регулирует отношения, возникающие в связи с нарушениями закона и отношения, касающиеся освобождения от ответственности.

Декларативные нормы состоят из положений общего характера или программного характера, доводящихся до всеобщего сведения Такая норма включена в п.2 ст. 1 Конституции РФ : « Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны . Дефинитивные нормы содержат определения различных правовых концепций, такие, как норма, содержащая в ст. 877 Гражданского кодекса, раскрывает понятие чека: «Чеком является ценная бумага, содержащая не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю[4] .

Коллюзионные нормы предназначены для устранения противоречия между правовыми нормами. Типичным примером является данной нормы права является ст.6 Трудового кодекса которая гласит: «В тех случаях, когда закон или иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащий нормы трудового права трудового права противоречат настоящему Кодексу..

Оперативные нормы права устанавливают порядок, место и время вступления нормативного акта в силу , например такая норма присутствует в ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете», "


Таким образом, нормы права разнообразны.

Это связано с разнообразием общественных отношений,которые данные формы должны регулировать.

3.2 Реализация норм права

Это процесс применения и осуществления реализация правовых норм в правомерном поведении граждан , должностных лиц и других субъектов права. Реализация норм права всегда связанна с правомерным поведением субъектов правоотношений.

В одном случае это активные действия в отношении использования своих прав или субъективного исполнения юридических обязанностей, а в другом случае - это пассивное поведение, связанное с воздержанием от совершения противоправных действий.

Это означает, каким образом субъект права реализует предписания правовых норм по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей.

Осуществление субъективного и объективного права играет важную роль в социальном прогрессе, развитии и совершенствовании общественных отношений. Право как явление цивилизации и культуры способствует творческому развитию личности, исполняя духовные и материальные потребности, реализации основных прав человека .

Реализация правовых норм происходит в форме использования индивидуальных прав, соблюдения правовых запретов, исполнения правовых обязательств и реализации норм права как особой формы реализации права

Использование субъективных прав – которые закреплены в нормативно – правовых актах .

В отличии от соблюдения норм права это активное правомерное поведение субъекта , осуществляющего свои права . Путем их использования реализуются нормы в нормативно – правовых актах.

Например, осуществление конституционных прав и свобод (право на владение имуществом и владеть, пользоваться и распоряжаться ею либо по отдельности, либо вместе с другими, право на участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в представительные органы государства и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов , право на свободу совести и другие).

При использовании субъективных прав граждан свободно выбирать сферу своей деятельности в рамках закона для достижения определенной цели. Государство обязано гарантировать права и свободы, провозглашенные путем создания необходимых условий для реализации этих прав, чтобы граждане могли в полной мере осуществлять свои права.