Файл: Сущность инфляции и факторы её возникновения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 1448

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эксперты подчеркнули, что бизнес в первую очередь ощущает инфляцию через резкое увеличение стоимости сырья, (например, газ в 2000-2006 годах подорожал в 3,8 раза, стальной прокат - более чем в три раза), что вынуждает предприятие повышать цены на конечную продукцию.

Недостаточная монетизация экономики также является одной из главных причин инфляции и недостаточно высоких темпов экономического роста. Так, более двух третей национальной денежной базы России в настоящее время составляют наличные деньги, не участвующие в депозитно-кредитной мультипликации (коэффициент мультипликации у нас равен 2 против 5-10 в развитых странах), а база для долгосрочного кредитования составляет всего одну треть от общих резервов банков. Однако не все согласны с такими тезисами. Уровень монетизации - фундаментальная характеристика экономики, на которую очень слабо могут влиять денежные власти. Она определяется инфляционными ожиданиями и доверием к банковским институтам. Тем не менее, у российской экономики еще есть примерно 30%-ый потенциал роста монетизации на безынфляционной основе.

Из четырех основных механизмов инфляции (инфляционные ожидания, инфляция спроса, инфляция издержек и импортируемая инфляция) инфляция издержек и импортируемая инфляция имеют в России самостоятельный, а не подчиненный характер по отношению к инфляции спроса. Ведь ввиду открытости российской экономики в условиях недостатка денежного предложения хозяйствующие субъекты всегда имеют возможность сделать займы за рубежом, поэтому инфляция спроса будет формироваться за счет иностранных валют. Из этого следует, что инфляция издержек должна регулироваться отдельно, вне зависимости от регулирования рублевой эмиссии.

Участники круглого стола согласились с тем, что антиинфляционная политика должна сочетать целый комплекс мер - через развитие инструментов рефинансирования способствовать росту монетизации экономики, продолжать жестко регулировать рост цен на услуги естественных монополий, прилагать серьезные усилия по улучшению инвестиционного климата.

Методика, по которой российские статистики считают инфляцию, известна. Однако нет информации о «весах» товаров и услуг, заложенных в потребительскую корзину. Несмотря на всю открытость и прозрачность нашей экономики, информация об исходных данных расчета инфляции - «весовых категориях» товаров и услуг, что закладываются в потребительскую корзину, - остается тайной. При этом весовые коэффициенты «корзинных» товаров и услуг меняют каждый год.


Росстат рассчитывает инфляцию на основе усредненного показателя продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг населению, заложенных в потребительскую корзину. Сама методика, которую используют государственные статистики, публична, каждый желающий может ознакомиться с этим 43-страничным документом на сайте Росстата. Она была утверждена в 2002 году и соответствует международным стандартам. «При расчете инфляции используется модифицированная формула Ласпейреса, учитывая информацию о потребительских расходах домашних хозяйств. И их пересмотр осуществляется ежегодно», - сообщила начальник управления статистики цен и финансов Росстата. Открыт и список регионов, в которых проводятся исследования, а также перечень товаров и услуг, за ценами на которые наблюдают специалисты.

Официальная статистика по инфляции не имеет почти ничего общего с действительностью. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, инфляция рубля за 2006-ой год составила всего 9 процентов. Но российская статистика - это, если можно так выразиться, гуманитарное направление в математике. Она отражает не столько объективную реальность, сколько пожелания определенных лиц.

На самом деле уровень инфляции в России в последние годы не опускался ниже 20 процентов.

Эксперт Института экономики переходного периода уточняет, что в мировой практике для объективности результата принято на протяжении достаточно долгого периода поддерживать стабильную структуру товаров потребительской корзины: «Ведь, например, уменьшив долю товара, показавшего больший рост цен, и увеличив вес товара, цена на который росла умеренно, можно достаточно сильно варьировать конечный показатель». По его мнению, есть основания считать, что примерно так у нас и поступают: «Иначе говоря, конечные цифры не сообщают нам всего того, что хотелось бы знать для понимания полноты картины».

По словам экспертов, весовые коэффициенты товаров и услуг в потребительской корзине изменяют каждый год. Получается, что, например, в прошлом году инфляцию посчитали, базируясь на одной потребительской корзине, в этом - на другой. Скажем, известно, что в начале года резко повысились расценки на услуги ЖКХ и значительно выросли цены на овощи, фрукты, мясо и птицу, а также рыбу и морепродукты, но затем, по разным причинам, влияние этих факторов ослабевало. Та же картина с бензином. Но как эти факторы отразились на итоговых данных, нам неизвестно.

По мнению самих статистиков, отечественные критерии ничем не хуже, чем в США или Европе. В конце концов, их качество работы весьма одобрительно оценил МВФ. Свою задачу - зафиксировать изменение цены на товар - Росстат выполняет четко. В каждом регионе есть свое отделение федеральной службы, проверяется чуть ли не 450 торговых точек в разных населенных пунктах. Приходят туда статистики не с ручкой и блокнотом, а с современным электронным оборудованием, смотрят на ценники в магазинах, выясняют цены на рынке - в программе заложен определенный набор продуктов с подробным описанием параметров. Таким образом, регистрируется почти 2 тысячи товаров и услуг. А отношение населения к результатам своей работы специалисты объясняют тем, что от них ждут оценки уровня жизни, в то время как их задача существенно уже. Кроме того, многие считают, что именно статистики выдают неточные прогнозы, которые потом сами же опровергают, между тем их функция заключается только в констатации свершившегося. Далее в процесс вступает Минэкономразвития, которое выдает свои прогнозы.


Инфляция в России по итогам 2006 года составила 9%, в 2007 составила 11,9%. По прогнозам инфляция в России по итогам 2008 года составит 13%.

3.2 Перспективные направления антиинфляционной политики в России

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного развития, значительного увеличения инвестиционной.

В отличие от предыдущей модели развития, основанной на природных ресурсах, сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.

Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. С этой целью Правительство Российской Федерации впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс.

В утвержденном Правительством комплексе антиинфляционных мер сделан акцент на первоочередных направлениях регулирования инфляции. Из пяти направлений три предусматривают воздействие на ценообразование.

Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов.

Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на горюче-смазочные материалы с 16% в 2005 г. до 6 - 8% в 2007 г. В их числе: стимулирование конкуренции, в частности, путем организации биржевой торговли, снижение налоговой нагрузки и стимулирование технологического обновления нефтяной отрасли.

В-третьих, прогнозируется замедление роста цен на продовольственные товары (8,6 - 8,8% в 2006 г.; 7,4 - 7,6% в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.), и чтобы он не превышал общий темп инфляции, предусмотрено стимулирование роста предложения этих товаров и доступа крестьянских и фермерских хозяйств на рынки, совершенствование регулирования импорта сельскохозяйственной продукции.

Перечисленные меры воздействия на ценообразование - самое трудное направление регулирования инфляции. Конечно, неправомерно отождествлять с инфляцией всякий рост цен, возникающий независимо от влияния избытка денег в обращении.


При вступлении России в качественно новую фазу инновационного развития для снижения темпа инфляции на основе долгосрочной комплексной программы необходимо формирование соответствующих макроэкономических условий.

В их числе:

  • проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления во Внешнеторговые отношения;
  • снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков;
  • увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и несырьевых отраслей;
  • активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Российского комитета статистики и министерства внутренних дел, контролирует от 25 до 50% ВВП соответственно. Декриминализация позволит увеличить производство на 20%2;
  • сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается, хотя и в меньших масштабах;
  • дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов. На рынках должен царить закон, а не монополии, мафия, коррупция;
  • повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, которая, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30%;
  • восстановление доверия в российском обществе - к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, транзакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.

В дополнение к утвержденному Правительством комплексу антиинфляционных мер необходимо регулирование повышения заработной платы и доходов, превышающих рост производительности труда в стране. В России эта тенденция стала глобальной, но проявляется дифференцированно. Депутаты Государственной думы добились оплаты своего труда на уровне министров, независимо от качества работы. Резко возросла заработная плата руководящих работников министерств под предлогом борьбы с коррупцией. Вместе с тем повышение бюджетной заработной платы и пенсий крайне незначительно. Инфляционным фактором являются теневая заработная плата, нелегальные заработки иммигрантов, по которым не платят налоги[9].

Таким образом, наряду с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом антиинфляционных мер необходима долгосрочная комплексная программа снижения темпа инфляции на основе воспроизводственного и системного подхода с учетом ее многофакторности. Эта программа должна базироваться на методах государственного и рыночного регулирования и принципе партнерства государства и бизнеса в целях разумного сочетания общенациональных и частнособственнических интересов.


Для сдерживания инфляции в России необходимо вести постоянную оценку и контроль притока капитала и осуществления внешних заимствований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе был подробно описан процесс инфляции, факторы на него влияющие, причины, механизм развития инфляции, ее особенности в России. Однако для разработки более конкретных антиинфляционных мер требуется более углубленное исследование данной проблемы.

Рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики с учетом мирового опыта показало, что существуют два основных комплекса мер по борьбе с инфляцией: подавление инфляции путем воздействия на нее через объем денежного предложения и развитие экономики как антиинфляционный фактор. Мировой опыт показал, что использование их отдельно может принести положительные результаты в очень редких случаях (например, использование только монетаристской концепции может принести положительные плоды в условиях очень хорошо развитой сферы материального производства, сферы обмена, сферы потребления и совершенной банковской системы), однако в большинстве случаев требуется сочетать меры различных методов антиинфляционной политики.

Анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России показал, что применяемая сейчас антиинфляционная политика соответствует реальным потребностям общества. Однако эта проблема требует более детального изучения. В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям - инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином.

Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

В России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).