Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Профилактика профессионального выгорания).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников (далее будет применяться термин «профессиональное выгорание» как наиболее адекватный). В этом и заключается актуальность заданной темы.
Понятие «профессиональное выгорание» впервые было введено в оборот американским психологом Фрейденбергом и обозначало психологическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально в эту группу попали специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. А позже в эту же группу объединили всех, кто по роду своей профессиональной деятельности постоянно общается с людьми. Понятие «синдрома эмоционального выгорания» (от английского burn out - выгорать, «отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек») закрепилось как определенные изменения в поведении и состоянии человека.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Согласно Г.Селье, профессиональное выгорание, по существу, это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
В 1981 году Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания.
1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ
Профессиональный стресс. Теории и модели профессионального стресса.
Профессиональный стресс – напряженное состояние работающего человека, возникающее у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.
В случаях информационных перегрузок, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей, не успевает принимать важные решения в условиях, прежде всего, острого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Причем, как мы понимаем, напряженность еще может усилиться, если принятие решения, выполнение ответственного задания связаны с высокой степенью ответственности, или происходит при недостатке необходимой информации, частом или внезапном изменении заданий, требований, информационных параметров профессиональной деятельности.
Эмоциональный стресс может переживаться тогда, когда разрушаются внутренние установки, личностные ценности человека, связанные с его профессией, работой, должностью. Эмоциональный стресс возникает при наличии реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, непонимания, недоверия, несправедливости, в случаях противоречий или разрыва деловых или личных отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством (это уже приближение к коммуникативному стрессу). [12]
Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.
Если попытаться отследить динамику профессионального стресса, то можно определить следующие стадии развития стрессового состояния:
I стадия - нарастание напряженности;
II стадия - собственно стресс;
III стадия - снижение внутренней напряженности. [12]
Уточним: продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек заводится практически мгновенно, в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение (до сброса, вспышки, приступа) накапливается в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Состояние и поведение человека при стрессе резко меняется и часто на противоположное. Об этом человеке иногда говорят: он потерял свое лицо или он потерял самообладание: спокойный и сдержанный неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким, живой, подвижный и общительный человек может стать мрачным, замкнутым и заторможенным. На этой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. И хотя на первой стадии стресс еще остается более или менее конструктивным, но постепенно ослабевает самоконтроль, и человек теряет способность сознательно и разумно регулировать собственное поведение.
Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается тогда, когда происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). Деструктивный стресс разрушительно действует на психику. Человек может осознавать свои действия довольно плохо, или не полностью. Часто потом говорят, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие стресс, впоследствии сожалеют о своем поведении, поступках, делах. Вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна: от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.
На третьей стадии он останавливается и задумывается о себе и своих поступках, переживает чувство вины, кается.
Пройдет какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого свое время, свой интервал, своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состоянии. Свой сценарий стрессового поведения , выражающийся (помимо прочего) в частоте и форме проявления стрессовых реакций: одни в стрессе чуть ли не каждый день (но в небольших дозах – не слишком агрессивны и не портят отношения с окружающими), другие – несколько раз в год, но сильно, при этом снижая самоконтроль в общении – могут неожиданно «взорваться» и накричать на окружающих, родных и близких, сделать кому-то больно, подать заявление об уходе, разорвать отчет и т. п. Однако стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека – важной и такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека; на самого себя, на окружающих. Стрессовый сценарий запускается автоматически: достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий – и как будто против воли «включается» стрессовый механизм и начинает раскручиваться. Человек конфликтует из-за мелочей. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, близких и их отношения к нему, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти никогда не обращал внимание. [1]
Здесь-то и встает главный вопрос: может ли работник, специалист, научиться регулировать собственное состояние и поведение в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий? Ответ вполне понятен – в профессиональной деятельности более успешны люди, умеющие владеть собой, имеющие навыки саморегуляции, знающие свои сильные и слабые стороны, умеющие вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить или заморозить свои внутренние порывы и сохранить самообладание.
В профессиональной деятельности работник часто сталкивается с таким явлением, как раздражительность. Основная причина ее – это, конечно, усталость вследствие производственных перегрузок. Причиной хронической раздражительности на работе может выступить, и привычка постоянно общаться «на повышенных тонах». Кроме того, раздражительность проявляется и из-за внутренней неуверенности в себе (заниженная самооценка). Тревожность, неудовлетворенность работой или должностью часто тоже вызывают раздражительность при общении. В свою очередь, повышенная раздражительность легко переходит в коммуникативную агрессию – специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний. Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности проявляется в стремлении унизить в подавить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, в желании исключить данного человека из коммуникативных контактов. При помощи агрессии работник может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать силу и самоутверждаться, организовывать для себе психологическую разрядку, особенно если накапливается неудовлетворенность работой или служебным положением. Коммуникативная агрессия может быть физической или вербальной, прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы), ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого), аутонаправленной (самообвинение).
Результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов сегодня еще недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов деятельности, отражающей характер развития технического и технологического, электронного и компьютерного оснащения практически всех сфер производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность и сложность и ряд других особенностей обусловливают не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанные с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами соответствующих профессий.
Профессиональный стресс можно попытаться определить как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход позволяет выделить следующее:
1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;
2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;
3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений;
4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений .
Главным в исследованиях профессионального стресса сегодня является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов профессиональной деятельности. Так, существует гипотеза о том, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. «Активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть и профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отдаленной по времени реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику .
Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида.
Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения.
Согласно другой модели источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели и согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов.
Общая модель профессионального стресса отражает содержание и характер взаимосвязи основных компонентов. В целом, факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы.