Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Синдром профессионального выгорания).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРЕССОВ
1.1. Профессиональный стресс. Теории и модели профессионального стресса.
1.2. Синдром профессионального выгорания
1.2.1. Понятие о синдроме профессионального выгорания. Стадии и симптомы профессионального выгорания
1.2.2. Профилактика профессионального выгорания
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Распространенность синдрома профессионального выгорания у врачей различных специальностей
В настоящее время проводится очень много консультаций, семинаров и тренингов по профилактике эмоционального выгорания. Тренинги рассчитаны как на специалистов, так и на всех, кому по роду деятельности может грозить эмоциональное выгорание. На этих тренингах учат не только определять свое настоящее состояние, но и подбирать те психологические приемы, которыми можно пользоваться самостоятельно. А заодно, и научиться помогать коллегам по работе, друзьям и близким. [7]
Выводы по главе 1
Психологический феномен «профессионального выгорания» является актуальной проблемой в работе лиц помогающих профессий.
Профилактикой профессионального выгорания успешно занимаются психологические службы в организациях.
Картина выгорания сглаживается при специально организованной психологической работе, опирающейся на акмеологические принципы, ставящие на первое место личность самого профессионала и имеющиеся у него возможности и ресурсы.
Эффективность психологической помощи достигается путем блокирования механизмов, лежащих в основе развития «выгорания». Запускающим механизмом выгорания является «когнитивный диссонанс» -противоречия в информации, возникающие по поводу профессиональной деятельности: ожиданий, мотивации, представлений о работе и реальными трудностями, проблемами, фрустрирующими моментами в ее выполнении, дополнительными - дистресс и психологическая защита. [12]
Существует два способа или пути разрешения когнитивного диссонанса: 1) сотрудник, включенный в профессиональную деятельность определенное время, решает противоречие в пользу способа работы, с меньшими энергетическими затратами, что соответствует эмоциональному выгоранию; 2) сотрудник может придать профессиональному действию личностный смысл, сформировать убеждение и уверенность в правильности и нужности выполняемой работы. Второй путь (способ), как развитие профессионализма личности, является альтернативой первого, как развертывания эмоционального выгорания. [10]
Профилактическая работа должна, главным образом, учитывать факторы, предпосылки явления и нивелировать их; диагностическое - опираться характерные признаки, симптомы; коррекционное — по возможности все указанные атрибуты изучаемого явления.
Психологическое воздействие должно быть направлено не только на проблемные стороны личности с целью их восстановления, реабилитации, но и на сохранные возможности и ресурсы, способные выступать в качестве опорных, компенсаторных.
Профилактическая, диагностическая и коррекционная работа с синдромом выгорания неотделима от психологической работы по преодолению профессиональных деформаций личности и может проводиться параллельно с ней.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Распространенность синдрома профессионального выгорания у врачей различных специальностей
В сложных современных условиях возрастает количество самых различных психогенных воздействий, экстремальных факторов труда и жизни.
Среди них и бытовые, и производственные, и глобально-социальные факторы, вызывающие у человека развитие негативных состояний психики, а вместе с тем и соответствующие психологические реакции, и значительное ухудшение состояния здоровья. Одновременно с широко распространёнными стрессами из-за многочисленных материальных затруднений, растут также переживания по причине неудовлетворённости развитием общественной жизни и собой.
Всё это, порой, негативно сказывается на устойчивости психических процессов, общем функциональном состоянии, стимулируя развитие психогенно обусловленных расстройств, где центральное место занимают эмоциональные расстройства. На сегодняшний день резко повышается их удельный вес. Мы можем наблюдать следующий конфликт: с одной стороны, человек в современном обществе испытывает огромные эмоциональные нагрузки, возрастает стрессогенность – появляются всё новые экономические, экологические, политические, социальные и психологические факторы, негативно влияющие на жизнь человека. Но с другой стороны, существует запрет на осознание и выражение чувств. В общественном сознании эмоциям приписывают дезорганизующую роль [1].
К заболеваниям ведут не большие конфликты, а постоянно повторяющиеся маленькие душевные травмы, которые, в конце концов, формируют характер, особенно восприимчивый к отдельным конфликтам [3].
Особенно остро эта проблема касается людей коммуникативных профессий. Коммуникативная деятельность характеризуется, как правило, высокой интенсивностью и напряженностью общения, частым вмешательством внешних факторов, широкой сетью контактов разного уровня, преобладанием непосредственного речевого (устного) общения с другими людьми [2]. Исследование проблематики стрессоустойчивости человека в различных профессиях показало, что длительное воздействие стресса приводит к таким неблагоприятным последствиям, как снижение общей психической устойчивости организма, появление чувства неудовлетворённости результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в ситуациях повышенных требований, неудач и поражений.
Анализ факторов, вызывающих подобные симптомы в различных видах деятельности, показал, что существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Некоторые из авторов рассматривали термин как странную психиатрическую химеру. Другие устанавливали связи с существующими моделями, например, теорией общего стресса, заученной беспомощности у представителей помогающих профессий, моделью самоэффективности и компетентности и компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий»[4]. Ряд авторов возражал против введения термина «эмоциональное выгорание», так как с точки зрения определения стрессового
процесса (то есть стадий тревоги, резистентности и истощения), выгорание приравнивали к третьей стадии, которой предшествует стойкий и неподдающийся контролю уровень возбуждения.
Однако данные современных исследований наглядно показали, что выгорание можно отличить от других явлений как концептуально, так и эмпирически. Оно имеет свои причины, источники, механизмы и закономерности возникновения и развития, условия протекания, методы профилактики и лечения. Таким образом, это не просто «слабый» синоним (или яркая, запоминающаяся метафора) более устоявшихся обозначений похожих симптомов. В настоящее время синдром эмоционального выгорания удостоен диагностического статуса (МКБ-10: Z73 - Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью). Считается, что синдром профессионального выгорания – истинный клинический синдром с невротическими особенностями, а не только усиление нормальной усталости от работы.
Среди представителей коммуникативных профессий особым образом выделяются медицинские работники. Специфика их деятельности состоит в том, что медработники в течение всей своей профессиональной деятельности постоянно испытывают эмоциональные перенапряжения. Это выражается в том, что врачи должны брать на себя ответственность за здоровье, свободу (например, в судебно-медицинской экспертизе) и жизнь человека; они постоянно имеют дело со смертью, как реальной, так и потенциальной; надо быть эмоционально готовым к сообщению больному о его неизлечимой болезни и при подготовке пациента к сложной операции. К тому же, отношения между врачом и пациентом считаются «дополняющими» - врач обязан оказывать внимание, заботу и «вкладывать» больше, чем пациент [2]. Кроме рабочих стрессоров на психическую и эмоциональную жизнь медработников, также как и на всех других людей, оказывают влияние внешние (политические, экономические и так далее) факторы и семейные проблемы. [13]
В настоящий момент времени на нашей кафедре проводятся исследования синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Получены предварительные результаты по распространенности этого синдрома. Обследование проводилось с использованием опросника В.В. Бойко.
Были проведены обследование 242 врачей, различных специальностей на предмет выявления синдрома эмоционального выгорания. Среди них хирурги 30 чел., невропатологи 30 чел., терапевты 30 чел., стоматологи 92 чел., психиатры -30 чел., психиатры – наркологи 30 чел.
Среди обследованных врачей синдром эмоционального выгорания отмечался у хирургов 46,6% обследованных, среди невропатологов – у 75,3% обследованных, в группе терапевтов – у 40% обследованных, среди стоматологов - у 50% обследованных, в группе психиатров – у 43,3% обследованных, в группе наркологов – у 56,6%обследованных врачей.
В каждой из групп врачей были выявлены сформированные фазы синдрома эмоционального выгорания.
Распространенность фаз синдрома эмоционального выгорания выглядела следующим образом. (% – количество врачей от общего числа в каждой из групп).
Специальность |
«Напряжение» |
«Резистентность» |
«Истощение» |
Психиатры |
23,3% |
26,6% |
6,6% |
Психиатры –наркологи |
20,0% |
80,0% |
30% |
Невропатологи |
43,3% |
36,6% |
16,6% |
Терапевты |
16,6% |
16,6% |
6,6% |
Стоматологи |
33,3% |
30,0% |
3,3% |
Хирурги |
26,6% |
26,6% |
16,6% |
Как видно из таблицы, группы специалистов различаются по степени сформированности фаз эмоционального выгорания.
Для каждой группы врачей (по специальности) характерно преобладание определённых компонентов выгорания, что можно объяснить различиями в условиях и содержании профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Профессиональное выгорание опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства.
Профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми. Прежде всего это руководители, медицинские и социальные работники, консультанты, преподаватели, полицейские и т. п.
Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.
Замечено, что симптоматика профессионального выгорания может быть «инфекционной» и проявляться не только у отдельных работников, но и у целой организации. В данном случае выгорание проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения.
Однако, существуют люди, которые с меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности переживают синдром профессионального выгорания. В первую очередь это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно заботящиеся о своем физическом состоянии. Также это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Сказанное дает основание для следующих рекомендаций: в психологической работе по преодолению эмоционального выгорания у сотрудников УИС:
1. Психологическая помощь «выгорающим» или «выгоревшим» лицам включает диагностику, профилактику и коррекцию, эффективность которых обеспечивает знание его феноменологии, то есть, механизмов, лежащих в его основе, факторов и структуры.
2. Психологическое воздействие необходимо направить не только на проблемные стороны личности с целью их восстановления, реабилитации, но и на сохранные возможности и ресурсы, способные выступать в качестве опорных, компенсаторных.
3. Профилактическая, диагностическая и коррекционная работа с синдромом выгорания неотделима от психологической работы по преодолению профессиональных деформаций личности и должна проводиться параллельно с ней и основываться на активности самого субъекта деятельности.