Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета ( Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и ее структура ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Росси

1.1. Национальная система нормативного регулирования бухгалтерского учета и ее структура

1.2. Закон о бухгалтерском учете

1.3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

1.4. Методические указания, инструкции, рекомендации и рабочие документы организаций

ГЛАВА 2 Международные стандарты финансовой отчетности их сущность и значение

2.1. Возникновение, цель и принципы Международных стандартов финансовой отчетности

2.2. Подготовка и предоставление финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

2.3. Реформирование бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) в системе нормативного регулирования также являются документами второго уровня, но они имеют более узкий, специализированный характер. ПБУ призваны конкретизировать ФЗБУ по каждому объекту учета. и условия признания соответствующего объекта учета.[12]

К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 24 положения по бухгалтерскому учету.

В п. 1 раздела I «Общие положения» каждого ПБУ очерчивается круг субъектов, подпадающих под действие ПБУ, и устанавливается предмет регламентации.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»

ПБУ 3/2006 «Счет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»

ПБУ 9/99 «Доходы организации»

ПБУ 10/99 «Расходы организации»

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах».

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»

ПБУ16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»

ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»

ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»

Согласно Концепции № 180 Минфин больше не будет разрабатывать проекты ПБУ.[13] Этим займутся профессиональные объединения бухгалтеров и аудиторов, предполагается, что в ближайшее время произойдет утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Новые ПБУ, которые выходили, начиная с 2006 г., уже практически «переписаны» с международных стандартов.[14]


1.4. Методические указания, инструкции, рекомендации и рабочие документы организаций

В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней.

Требования нормативных документов первого и второго уровней конкретны и однозначны, они обязательны к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.[15]

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Данные документы можно разбить на две группы. Первая регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

К первой группе относятся такие документы как:

• Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров ЕЦ5 РФ от 22 сентября 1993 г. № 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18);

• Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112 (с изменениями от 12 мая 1999 г., 24 декабря 2010 г.);

• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н (с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.);

• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. № 119н (с изменениями от 23 апреля 2002 г., 26 марта 2007 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.);

• Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. № 44н (с изменениями от 4 августа 2008 г., 25 октября 2010 г.);

• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 (с изменениями от 8 ноября 2010 г.);

• Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина РФ от 21 марта 2000 г. № 29н;

• Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н (рекомендации следует применять с учетом изменений, произошедших в нормативном правовом регулировании бухгалтерского учета, обращая внимание на статус нормативных правовых актов, упоминаемых в документе);[16]


• Формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н (вступает в силу, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.).

Вторая группа документов, отражает методические вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях и содержит инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизводственной сферы и др.

Внутренние рабочие документы организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и утверждаются в рамках принятой учетной политики.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности;

- учетные регистры.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.).[17]

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив. Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

Таким образом, документы четвертого, организационного, уровня формируются непосредственно на месте возникновения бухгалтерской информации – в организациях. Такая приближенность к непосредственным участникам экономических отношений и свобода в разработке их учетной политики позволяет всей системе бухгалтерского законодательства соответствовать рыночным реалиям, отвечать интересам, как государства, так и отдельных организаций.

Выводы

Современная система нормативного регулирования состоит из четырех уровней – законодательного, нормативного, методологического и организационного.


Основным нормативным документом в бухгалтерском учете является документ первого уровня Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. Он определяет сущность бухгалтерского учета, его объекты, задачи, основные понятия, используемые в бухгалтерском учете, а также свод законодательных актов Российской Федерации о бухгалтерском учете.

На сегодняшний день разработано 24 Положения бухгалтерскому учету, которые наиболее полно раскрывают и конкретизируют положения закона «О бухгалтерском учете».

Детальное раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней, осуществляется в методических указаниях и методических рекомендациях.

Внутренние документы, регламентирующими особенности учета на конкретном предприятии позволяют наиболее индивидуально организовать учет на предприятии и способствуют отвечать рыночным отношениям.

Система нормативного регулирования в Российской Федерации постоянно изменяется и совершенствуется, чтобы соответствовать Международным стандартам. Так приказом Минфина РФ от 23.05.2016 г. №70н утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016–2018 гг., а также одобрена примерная структура федерального стандарта бухгалтерского учета.

Утверждение новых федеральных стандартов обуславливает новый этап реформирования бухгалтерского учета в России. Национальная система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета постепенно должна обрести новый облик, что позволит в большей мере ориентироваться на практические реалии. Таким образом, процесс модернизации отечественной системы регулирования бухгалтерского учета позволит в большей степени обеспечивать интересы экономической безопасности нашей страны.

ГЛАВА 2 Международные стандарты финансовой отчетности их сущность и значение

2.1. Возникновение, цель и принципы Международных стандартов финансовой отчетности


Процессы глобализации политических, экономических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не будет существовать национальных границ. Создаются транснациональные корпорации, европейские страны формируют единое экономическое пространство. Эти и другие причины послужили предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне - Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) (International Financial Reporting Standards)

Работа по созданию МСФО началась в 1973 году, когда в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексики, США, Франции и Японии был образован Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). В 1985 г. Одна из крупнейших Американских корпораций General Electric впервые составила свою отчетность в соответствии с МСФО.[18]

В ходе подписания дальнейших международных соглашений МСФО стало рекомендацией для международного листинга. Составление компанией отчетности по МСФО давало ей автоматический пропуск на любую фондовую биржу мира.

В апреле 2001 года КМСФО был реорганизован в Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). В заявлении о миссии СМСФО изложены следующие цели его деятельности:

Наша миссия - разработка международных стандартов финансовой отчетности, которые обеспечивают прозрачность, подотчетность и экономическую эффективность финансовым рынкам по всему миру. Наша деятельность служит общественным интересам, так как она способствует повышению доверия, роста и долгосрочной финансовой стабильности в мировой экономике.

Стандарты МСФО

- повышают прозрачность путем улучшения качества и международной сопоставимости финансовой информации, что позволяет инвесторам и другим участникам рынка принимать экономически обоснованные решения;

- усиливают общественную отчетность путем снижения информационной асимметрии между инвесторами и теми людьми, которым они доверили свои деньги. Наши стандарты обеспечивают информацией, которая помогает держать подотчетными менеджеров компаний. Стандарты МСФО - важный источник глобально сопоставимой финансовой информации для регулирующих органов по всему миру;

- способствуют экономической эффективности, помогают инвесторам определять инвестиционные возможности и риски, тем самым улучшая процесс распределения капитала. Использование единого, надежного стандарта финансовой информации снижает стоимость привлечения капитала и сокращает расходы на международную отчетность.[19]