Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение(1. Теоретические основы налогообложения физических лиц и их экономическое значение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы налогообложения физических лиц и их экономическое значение

1.1. Налоги, взимаемые с имущества физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации

1.2. Характеристика налога на имущество физических лиц

1.3. Характеристика земельного и транспортного налогов, взимаемых с физических лиц

2. Оценка действующего порядка исчисления налогов на имущество физических лиц

2.1. Особенности действующего порядка исчисления налога на имущество физических лиц

2.2. Особенности действующего порядка исчисления земельного налога, уплачиваемого физическими лицами

2.3 Особенности действующего порядка исчисления транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами

3. Направления совершенствования механизма налогообложения имущества физических лиц в России

Заключение

Список использованных источников:

Транспортный налог относится к категории региональных налогов, следовательно, доходы от поступлений данного налога зачисляются в региональные бюджеты субъектов Российской Федерации. Глава 28 НК РФ характеризует элементы транспортного налога.

Согласно ст.358 НК РФ объектами налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации [14, с. 62]. Исключение составляют следующие объекты:

-весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

-автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

- промысловые морские и речные суда;

-пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

-тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

-транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

-транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

-самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;


-суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

-морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Перечисленные транспортные средства не являются объектами налогообложения транспортного налога. Следовательно, плательщиками транспортного налога выступают лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения транспортным налогом. Если объект налогообложения, зарегистрированный на физическое лицо, приобретен и передан на основании доверенности, то налогоплательщиком признается лицо, указанное в данной доверенности, однако, лица, на которых зарегистрированы данные транспортные средства, должны уведомить налоговый орган по месту жительства о передаче данных транспортных средств на основании доверенности.

Характеристика налоговой базы по транспортному налогу содержится в ст. 359 НК РФ и подробно представлена в таблице 8. Налоговая база по транспортному налогу зависит от объекта обложения данным налогом.

Таблица 8 – Налоговая база по транспортному налогу в зависимости от объекта налогообложения [9, с. 70].

Объект налогообложения

Налоговая база

транспортные средства, имеющие двигатели

мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах

воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя

паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы

водные несамоходные (буксируемых) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость

валовая вместимость в регистровых тоннах

водные и воздушные транспортные средства

единица транспортного средства

Законы субъектов Российской Федерации устанавливают налоговые ставки в зависимости таких факторов, как мощность двигателя, тяга реактивного двигателя или валовая вместимость транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Размеры данных налоговых ставок зафиксированы в ст. 361 НК РФ. Налоговое законодательство также позволяет субъектам Российской Федерации увеличивать или уменьшать данные налоговые ставки, но не более, чем в десять раз. Следует отметить, что допустимо установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и их экологического класса [4, с. 13].


Налоговым периодом транспортного налога признается календарный год.

Порядок исчисления транспортного налога закреплен в ст. 362 НК РФ. Сумма налога, которая уплачивается в бюджет физическими лицами, определяется налоговыми органами на базе сведений, которые представляются им органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма уплаты определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. При регистрации транспортного средства или его снятия с регистрации в течение налогового периода расчет суммы налога осуществляется с применением коэффициента, который рассчитывается, как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Уплата транспортного налога осуществляется по месту нахождения транспортных средств. Физические лица обязаны уплатить транспортный налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые органы направляют налогоплательщикам – физическим лицам, уведомление, на основании которого происходит уплата транспортного налога в бюджет. Следует отметить, что направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, которые предшествуют календарному году его направления.

Также следует упомянуть факультативный элемент транспортного налога – налоговую льготу. Согласно ст. 361.1 НК РФ, от налогообложения транспортным налогом освобождаются физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее в настоящей главе - реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее в настоящей главе - плата), уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период. Однако, данное положение утратит сил с 1 января 2019 года. Для получения налоговой льготы налогоплательщикам необходимо предоставить заявление в налоговые органы. Также они вправе предоставить документы, которые подтверждают наличие права на льготу. Если таковых не имеется, налоговые органы могут получить данную информацию у организаций, органов и должностях лиц, располагающих необходимыми сведениями [13, с. 47].


Таким образом, тщательная проработка механизма исчисления имущественных налогов является необходимой в условиях усиления их фискальной и социальной значимости.

2. Оценка действующего порядка исчисления налогов на имущество физических лиц

2.1. Особенности действующего порядка исчисления налога на имущество физических лиц

Порядок исчисления налога на имущество физических лиц регулирует статья 408 Налогового кодекса Российской Федерации. До 31 декабря 2015 года данный вопрос регулировался ст. 5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц». Основным изменением в регулировании исчисления данного налога было введение понижающего коэффициента во избежание резкого увеличения суммы в переходный период с 1 января 2016 года по 2019 год. Однако и это новшество носит лишь временный характер.

Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется отдельно в отношении следующего типа имущества:

1.Имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению объекта;

2.Имущества каждого налогоплательщика;

3.Имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам [8, с. 17].

Налоговые органы исчисляют сумму налога на имущество физических лиц по истечению налогового периода. Налоговым периодом рассматриваемого налога является календарный год, согласно ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется отдельно по каждому объекту как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Следует отметить, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется двумя способами: по кадастровой стоимости или по инвентаризационной стоимости объекта. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 04.10.2015 №284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2020 года налоговая база по рассматриваемому налогу будет исчисляться лишь по кадастровой стоимости объекта налогообложения. Также согласно данному ФЗ от 04.10.2015 №284-ФЗ налогоплательщик обязан информировать налогового инспектора о покупке недвижимости и транспорта с 1 января 2016. Срок уведомления налогового органа - не позднее 31 декабря года, следующего за годом приобретения имущества, облагаемого налогом на имущество физических лиц. Например, если имущество, подлежащее налогообложению, было приобретено в 2018 году, то налогоплательщик обязан будет сообщить о данном факте в налоговый орган до 31 декабря 2019 года. Сообщение в налоговый орган может быть оформлено следующими способами:


-Бланк, заполненный от руки налогоплательщиком;

- Бланк в электронном виде, заполненный специальной программой.

Данный бланк можно получить в налоговой инспекции или распечатать с официального сайта ФНС. Заполненный документ можно представить в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде. Предоставление сообщения в бумажном виде осуществляется с приложением копий документов, подтверждающих право владения объектами недвижимого имущества:

-Налогоплательщиком лично;

-По почте с описью вложения (дата отправки является датой представления сообщения);

- Представителем налогоплательщика [21, с. 176].

В электронном виде сообщение в налоговый орган может быть предоставлено по телекоммуникационным каналам связи или через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Налоговый орган вправе отказать в рассмотрении сообщения налогоплательщика при наличии следующих оснований:

1.Сообщение представлено в нечитаемом виде;

2.Отсутствуют приложения к Сообщению в виде копий подтверждающих документов на объекты недвижимого имущества;

3.Приложение к Сообщению предоставлено в нечитаемом виде;

4.Приложение к Сообщению противоречит данным, указанным в Сообщении.

За непредставление сообщения налогоплательщик несет ответственность. Данная норма действует с 1 января 2018 года. Если сообщение не представлено в соответствующий срок, то на налогоплательщика накладываются штрафные санкции – штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта, по которому не представлено или несвоевременно представлено сообщение.

Налогоплательщик на основании ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязан предоставить необходимые сведения в налоговый орган, согласно которым исчисляется сумма налога на имущество физических лиц [2].Также данные сведения предоставляются до 1 марта в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ними. Органы технической инвентаризации также предоставляют имеющиеся сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Если права владения на объекты налогообложения возникли до дня вступления в силу ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ, то налог на имущество физических лиц исчисляется на основании информации о правообладателях, представленной в налоговые органы до 1 марта 2014 года.

Исчисление налога на имущество физических лиц зависит и от вида собственности на объект налогообложения. Если имущество находится в общей долевой собственности, то налог на имущество физических лиц исчисляется пропорционально доле участника в праве собственности. В случае общей совместной собственности данный налог исчисляется в равных долях для каждого участника.