Файл: НАЛОГИ, КАК ЦЕНА УСЛУГ ГОСУДАРСТВА ( Функции налогов. Роль налогов в развитии государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги платить обязаны все, так как это плата за возможность жить цивилизованно.

Налоги – это обязательные платежи государству, которые в установленном законом порядке выплачивают юридические и физические лица. Как правило, такие выплаты обязательны, справедливы и безвозмездны. Выделяют прямые и косвенные налоги. Прямые взимаются непосредственно с обладателя дохода, косвенные – с потребителя товара и услуги. Основными косвенными налогами являются акциз, таможенные пошлины, НДС. В зависимости от ставки налога выделяются прогрессивный, регрессивный и пропорциональный налог. Прогрессивный налог способствует преодолению социального неравенства . Налоги выполняют важные функции в обществе: фискальную, учетную, регулирующую и социальную. Согласно кривой Лаффера, увеличение налоговой ставки может привести к резкому снижению поступления денег в государственную казну. Во - первых с помощью налогов государство воздействует на экономические процессы, например, поощряет или сдерживает занятие определенным видом предпринимательской деятельности. Во – вторых, налоги позволяют регулировать развитие той или иной отрасли промышленности. В - третьих, налоги оказывают влияние на формирование спроса и предложения.

Налогообложение в РФ регулируется специальным нормативно-правовым актом – Налоговым Кодексом, в который вносятся поправки в соответствие с изменениями в современном обществе

В повседневной жизни мы часто встречаемся с тем, что каждому человеку нужно выплачивать налоги государству безвозмездно денежные средства. Это и называется налогами. Попытаемся конкретней понять этот термин. Что же такое налоги?

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета)

Предмет исследования нашей курсовой работы будут – налоги как цена услуг государства

Объектом исследования выступят – налоги.

Цель исследования – это анализ налогов как цены услуг государства.

Наши задачи исследования: рассмотреть понятие налогов и их виды, проанализировать итоги налоговой политики России за предыдущие годы, проанализировать налоговую политику России.


Глава 1. Основные положения теории налога

1.1 Возникновение налога и эволюция налогообложения

Налоги – это неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Другой источник налоговых поступлений - налог с побежденных, скорее можно отнести к «государственному предпринимательству», если рассматривать завоевание как проект со своими издержками (войско) и доходом (единовременный налог на побежденных и постоянная дань или налоги).

К первым налогам иногда относят жертвоприношения. Все эти налоги были прямыми, т. е. взимались непосредственно с лиц, получающих доход, совершающих операции и владеющих имуществом. Взимали эти налоги соответственно светская и духовная власть самостоятельно.

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Второй период. Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.


Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Делаю вывод что, как показала практика, реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»

Каждая организация или физическое лицо должны участвовать в формировании бюджета и других государственных фондов по законодательству, установленному государством, путем внесения обязательных платежей.

Обязательные платежи имеют следующие формы:

1. налоги,

2. сборы, в том числе пошлинные.

Налог – обязательный, индивидуально – безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Налог имеет четыре признака, т.е. если платеж имеет эти четыре признака, то он является налогом, если же отсутствует хотя бы один из них, то данный платеж налогом быть не может, а является или сбором, или пошлиной, или другим платежом.

Признаки налога:

1. Обязательность – означает, что все организации и физические лица, получающие доход, имеющие имущество, осуществляющие хозяйственные операции, должны принимать участие в формировании государственных ресурсов.

Т.е. все лица, получившие доход в результате профессиональной или предпринимательской деятельности, должны часть его отдать государству. Причем уплата налогов за счет доходов других лиц запрещена. В результате каждое лицо принимает участие в формировании государственных ресурсов за счет своих доходов, лично.

2. Уплата налога гарантируется государством, т.е. именно государство принимает законы, выполняя которые, лицо вынуждено будет платить налоги.

3. Индивидуальная безвозмездность. Он означает, что уплата налога не сопровождается прямым встречным исполнением, какого - либо обязательства со стороны государства по отношению к конкретному налогоплательщику.

4. Система налогов, общие принципы налогообложения, порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов устанавливаются законодательно – Налоговым Кодексом РФ и другими законодательными актами.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В России существуют следующие виды сборов:

1. лицензионные,

2. регистрационные,

3. пошлины, в том числе:

а) таможенная,

б) государственная (судебная, нотариальная и прочие),

в) почтовая.

Пошлина – обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (один из видов сборов).

Налоги являются исторической категорией, так как они возникли в процессе исторического развития общества, их возникновение является объективным и связано с возникновением государства, т.к. государству необходимы финансовые ресурсы для содержания армии, судов, чиновников, социальной сферы и др.

Вывод, экономическая сущность налогов заключается в изъятии части дохода плательщика в пользу государства, причем индивидуально - безвозмездно. В масштабах всей страны сущность налога состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного платежа.


1.3 Классификация налогов

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся. Кроме того, классификация крайне необходима для различных международных сопоставлений, ведь налоговые системы разных стран различаются достаточно существенно и прямые сравнения по всему перечню налогов, просто неосуществимы, они будут приводить к ошибочным теоретическим выводам и, как следствие, к неверным практическим решениям.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

  • прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
  • косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

  • пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
  • прогрессивные - это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • дигрессивные или регрессивные - это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;
  • твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

  • общие налоги - это средства, от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
  • маркированные (специальные) налоги - имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).