Файл: Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Анализ жизни, деятельности и педагогического наследия В.А.Сухомлинского.
1.1 Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
1.2.Трилогия В.А. Сухомлинского: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну».
Глава 2. Вклад В.А.Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования.
2.1.Жизненный и профессиональный путь В.А.Сухомлинского.
2.2. Педагогические взгляды В.А.Сухомлинского – основа становления педагогики сотрудничества.
Труд, люди и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость и потому, что оно красиво, и потому, что их работа кому-то принесла радость творение красоты, творение добра входят в духовный мир ребенка: только вместе - труд, ум, добро, красота. По отдельности им в душу ребенка не проникнуть.
Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. "Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может, быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть "абстрактного" коллектива без личностей".
Итак, Сухомлинский показывает: дети должны постоянно переживать радость успеха, преодоления трудностей. Нельзя давать ребенку почувствовать, будто он хуже других, не способен, отстает, нельзя унижать его достоинство: он не виноват в том, что думает медленнее других. Постоянно поддерживать ребенка, не ставить ему плохих оценок, не ставить ему никаких отметок, пока он не добьется успеха. Оценивать не знание само по себе и не старательность, а именно продвижение вперед, этот результат соединения знания со старательностью. "Учение - труд, серьезный труд ребенка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат - все это надежные источники человеческой радости".
Заключение.
Василий Александрович Сухомлинский педагог с большой буквы. Это он доказал своим многолетним трудом. Все его произведения еще раз доказывают любовь к детям. Я считаю, что в выше изложенном расскрыла все взгляды Василия Александровича. Рассказав о произведениях, точнее главной трилогии показала его величайшие труды. Более всего меня поразило то, что жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты явились для него вдохновением. Он понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце. Ведь сама я не так давно узнала о Сухомлинском и так же с трепетом отношусь к его работам и трудам. Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте.
Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального. По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело. Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.
В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.
Мало кто из учителей знает и другое: к концу жизни Сухомлинский от интернационального воспитания обратился к национальному, от атеизма — к народной культурной основе, к пониманию многоплановости проявлений личности ученика, к тому, что в формировании всесторонне развитого человека главную роль играет духовность.
Хотелось бы подитожить словами великого педагога новатора: "Имея доступ в сказочный дворец, имя которому — Детство, я всегда считал необходимым стать в какой- то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира. (В. Сухомлинский)"
Приложение.
Сказка о Весёлом язычке.
Сейчас я расскажу сказку о путешествие Весёлого Язычка, и мы вместе с Язычком будем делать все упражнения по ходу его прогулки.
Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (зубы), затем вторую дверку (губы). Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.
Язык широкий положи
И спокойным удержи.
Позагорал и опять спрятался в домик.
Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он, как маятник у старинных часов: вправо, влево (упражнение «Маятник»). Покачался, покачался и, в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх, вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (упражнение «Качели»).
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.
Язычок пошёл гулять.
По ступенечкам шагать.
Прыгнул он сначала на первую ступеньку (широким языком обнимается верхняя губа), а затем на вторую (широким языком обнимаются верхние зубы), на третью (кончик языка у верхних альвеол), на третьей весело попрыгал: д-д-д (упражнение «Ступеньки»).
Любопытный был Язычок, заглянул в окошко и увидел там умавающуюся девочку. Девочка собралась чистить зубы. Решил язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить (упражнение «Чищу зубы»). Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
(Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.)
(Упражнение «Маляр» - движения языком внутри полости рта.)
Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать. Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: ла–ла–ла-ла-ла (рот широко раскрыт, кончик языка бьёт по бугарочкам).
Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино настукивал своими деревянными палочками по красному барабану: д-д-д – слышалось вокруг.
Д-д-д то же самое повторял Язычок. (Упражнение «Барабанщик»)
Увидел Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. Ах лошадка хороша!
Ну и лошадка!
Шёрстка гладка.
Чисто умыта