Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие и полномочия оперативно-розыскных органов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации с течением времени регулярно совершенствуется, реформируется и подвергается из года в год новым преобразованиям. Это происходит в связи с новыми вызовами, с которыми сталкивается современное российское общество, потому что преступность в стране идет в ногу со временем и создает себе новые условия процветания, с помощью которых препятствует раскрытию преступлений и иных противоправных действий.
Вышеизложенное обусловило выбор темы работы и ее актуальность.
Целью курсовой работы является изучение субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд исследовательских задач, таких как:
- рассмотреть сущность и понятие субъектов оперативной работы;
- охарактеризовать особенности осуществления оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщений о преступлениях;
- описать проблемы взаимодействия оперативно-розыскных органов;
- проанализировать контроль и надзор за деятельностью оперативно-розыскных органов.
Объектом исследования являются субъекты оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предупреждением преступлений между субъектами и объектами оперативно-розыскной деятельности.
Методология и методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.
Нормативно-правовая база исследования представлена преимущественно уголовным законодательством РФ, а именно: Конституция РФ, отечественное административное, уголовное законодательство, ведомственные нормативно-правовые акты и федеральные законы, законы субъектов Федерации, уголовное законодательство зарубежных государств, международно-правовые акты по вопросам охраны законных интересов и прав преступных лиц.
Глава 1. Сущность и виды субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
1.1 Понятие и полномочия оперативно-розыскных органов
Оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) составляют важнейшую часть оперативно-розыскной деятельности. Законодатель понятие «оперативно-розыскное мероприятие» не раскрывает, но на основании действующего российского законодательства и главы 1 Закона, а также используемого субъектами оперативно-розыскной деятельности понятийного аппарата можно дать следующее определение: оперативно-розыскное мероприятие – это действия или совокупность действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, которые осуществляются гласно и негласно с использованием информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.
В Российской Федерации существует шесть органов, осуществляющих и реализующих на правовой основе оперативно-розыскную деятельность. Данные органы относятся к исполнительной ветви власти, их руководители являются членами правительства РФ и имеют статус федеральных министров. Правоохранительные органы и силовые структуры, реализующие оперативно-розыскные мероприятия полностью имеют централизованную структуру управления и подчиненности. Также следует отметить, что организация управления в данных органах подобна министерству обороны[1]. Это означает наличие руководства по принципу единоначалия и строгой иерархичности. В органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, порядок управления имеет, как мною уже было отмечено раннее, централизованную систему управления. В буквальном смысле это выражено в том, что нижестоящие подразделения правоохранительных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в регионах России или каких-либо населенных пунктах напрямую подчинены федеральному центру, а не органам местного самоуправления. Этот принцип распространен на все правоохранительные органы и силовые структуры, наделенные полномочиями на проведение и реализацию оперативнорозыскной деятельности. Важным будет выделить и такой факт, что территориальные подразделение данных органов исполнительной власти не подчиняются главам субъектов Российской Федерации и не подотчетны их аппарату управления. Согласно юрисдикции все органы, осуществляемые оперативно-розыскную деятельность прямо подчинены президенту Российской Федерации и подотчетны только ему. Руководители органов исполнительной власти, наделенных полномочиями и правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, являются постоянными членами совета безопасности и национального антитеррористического комитета РФ.[2]
Каждое правоохранительное ведомство или какая-либо силовая структура, являющаяся органом исполнительной власти, наделенным государством полномочиями на проведение оперативно-розыскной деятельности, направленной на защиту его правовых интересов имеет ряд схожих и отличительных особенностей.
К схожим особенностям мы можем отнести те факторы, которые присущи каждому правоохранительному органу, работающему и функционирующему в рамках оперативно-розыскной деятельности.
К этому можно отнести наличие зданий и сооружений, вооружения и специальной техники, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
В каждом силовом ведомстве в законном порядке установлено форменное обмундирование, знаки отличия, ведомственные награды и системы дисциплинарных взысканий. Все сотрудники, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью имеют специальные или воинские звания в зависимости от ведомства, в котором они проходят службу. Основное название должности сотрудников и военнослужащих, работающих в сфере оперативно-розыскной деятельности – это оперуполномоченный.
Юридическая наука предоставляет нам, более развернутое определение этой должности.
Оперуполномоченный – это оперативный сотрудник, должностное лицо органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.[3]
Основное отличие от иных должностных лиц органа дознания – это специальные полномочия, позволяющие осуществлять оперативнорозыскную деятельность. Также в зависимости от служебной деятельности в оперативных службах и подразделения правоохранительных органов предусмотрена следующая должностная иерархическая система[4]:
1) Оперуполномоченный.
2) Старший оперуполномоченный.
3) Оперуполномоченный по особо важным делам.
4) Старший оперуполномоченный по особо важным делам Данная система присвоения должностей предполагает присвоение более высокого воинского или специального звания.
Все сотрудники, состоящие в должностях оперуполномоченных, в соответствии с федеральным законом «О государственной тайне», имеют допуск, к сведениям, составляющим государственную тайну. Как уже было мною отмечено раннее, результаты проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий, особенно тех мероприятий, которые в соответствии с законным порядком ограничивают конституционные права граждан, являются сведениями, составляющими государственную тайну. Документирование и документоведение таких результатов оперативно-розыскных мероприятий предполагают собой наличие грифа секретности.
В зданиях и сооружениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, соблюдается режим секретности, согласно федерального закона «О государственной тайне». За нарушение режима секретности, а также за утрату сведений, составляющих государственную тайну, произошедшую в случае нарушения данного режима, оперативные сотрудники и их руководители несут персональную дисциплинарную и уголовную ответственность. Также оперативный личный состав и его руководство несет персональную дисциплинарную и уголовную ответственность в случае незаконного рассекречивания таких сведений.
Отличительной чертой вышеупомянутых органов является в том, что проводимая ими оперативно-розыскная деятельность направлена на разные преступные объекты. Это мы с вами можем наблюдать в задачах, которые ставит действующая власть перед этими органами. Этот аспект отражен в отдельных федеральных законах, регламентирующих существование органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Каждый орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность имеет свой федеральный закон, регламентирующий нормы только конкретного правоохранительного органа или силовой структуры.
Приведём пример таких правоохранительных органов и силовых структур Российской Федерации, задачами которых стоит исполнение и реализация оперативно-розыскной деятельности.
Первым, а точнее одним из самых основных, органов, наделенных оперативно-розыскными полномочиями, является министерство внутренних дел или МВД. С деятельностью подразделений МВД России в своей обыденной общественной и частной жизни может столкнуться каждый гражданин России или иностранный гражданин, прибывающий в нашей стране.
В структуре МВД России оперативно-розыскной деятельностью занимаются отдельно-взятые службы. Ниже мною будет приведены их примеры.
Уголовный розыск[5] – это специальная оперативная служба министерства внутренних дел, в задачу, которой входит предупреждение, пресечение и раскрытие готовящихся, либо совершенных преступлений обще уголовной направленности, розыск лиц, скрывшихся от следствия, суда и без вести пропавших, а также установление личности неопознанных трупов.
Из определения видно, что задачи, которые ставит МВД России перед уголовным розыском, абсолютно идентичны с задачами федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Следующей оперативно службой МВД России является УЭБиПК, а именно управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
УЭБиПК – это оперативное подразделение в структуре министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающие и осуществляющие оперативным путем функции МВД России по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства.
Одним из старейших подразделений современного российского МВД является управление собственной безопасности.
Управление собственной безопасности (УСБ) – это подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ. Деятельность Главного управления координирует и контролирует лично Министр внутренних дел РФ.
Задачей УСБ МВД РФ является предотвращение проникновения в службу органов МВД лиц, преследующих противоправные цели, предупреждение и выявление преступлений и коррупции со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих, работников органов внутренних дел. Обеспечивать сотрудникам и их близким государственную защиту.
И наконец, четвертым самым молодым оперативным подразделением МВД России стало управление наркоконтроля (ОНК).
ОНК появилось в МВД в связи с ликвидацией федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и передачи ее функций МВД России.
Также в МВД еще имеются специализированные центры и оперативно-розыскные части узкой специфичной направленности, также имеются статистические подразделения, сопровождающие оперативную работу всех служб и подразделения негласной работы.
Следует отметить, что все подразделения МВД являются органом дознания и согласно УПК РФ обязаны исполнять поручения следователя либо дознавателя по сопровождению уголовных дел.
Также деятельность МВД в целом регламентирована федеральным законом от 07.02.20011 г. №3-ФЗ «О полиции».
Следующим, рассмотренным мною органом, реализующим оперативно-розыскную работу, является федеральная служба безопасности (ФСБ России). Деятельность ФСБ России регламентирована ФЗ от 30.06.2003 г. «О ФСБ России»[6].
На сегодняшний день, согласно действующего законодательства, территориальные органы ФСБ России имеют две основные задачи.
Первой задачей ФСБ РФ является обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Второй задачей является выявление, предупреждение, пресечение деятельности иностранных спецслужб, защита конституционного строя, территориальной целостности и обороноспособности РФ.