Файл: Основы программирования на языке Pascal ( Основные элементы ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
2. Начальные и конечные значения параметров цикла обычно являются выражениями. Тип этих выражений и тип параметра цикла должны совпадать. Здесь допускается применение любых типов, которые упорядочены с каким-либо фиксированным шагом, это может быть любой скалярный тип, кроме вещественного, т.е. байтовый, целый, символьный, перечисляемый, интервальный, булевский. на практике чаще всего применяют целочисленный тип.
3. В теле цикла параметр цикла не должен изменяться.
4. Нельзя с помощью оператора перехода goto войти в тело цикла, минуя заголовок.
5. Выйти из тела цикла в программу можно по if..goto, не дожидаясь полного перебора параметров цикла.
Цикл Repeat.
В отличие от for, оператор repeat (а также while) применяют тогда, когда неизвестно точно, сколько раз будет выполняться тело цикла. Общий вид оператора
repeat
оператор;
оператор;
– – – – – – – –
оператор until булевское выражение;
Работа оператора. Сначала выполняется оператор, составляющий тело цикла, а затем логическое выражение. Если значение false, тело цикла выполняется снова. Когда логическое выражение истинно, цикл завершается.
Поскольку нет явного перечисления повторяющихся параметров, изменения параметров выполняются в теле цикла. Здесь нужно быть осторожным, чтобы логическое выражение стало рано или поздно истинным. Иначе произойдет зацикливание программы.
Тело оператора repeat выполняется по меньшей мере один раз. Оператор repeat еще называют циклом с послеусловием.
2. Перед until ';' не ставится.
Пример: найти сумму четных чисел в интервале от 0 до 100.
Program Prim17;
Var i,s:integer;
BEGIN i:=0; s:=0;
repeat
i:=i+2; s:=s+i
until i>100;
writeln('s=',s);
readln;
END.
Цикл While.
Оператор While цикла с предусловием.
While – булевское выражение; do – тело цикла.
Работа оператора. Сначала вычисляется логическое выражение, и если оно равно true, то выполняется тело цикла, если значение false, цикл завершается.
Тело цикла – это один оператор, обычно составной оператор. Необходимо убедиться, что на каком-то этапе логическое выражение в теле цикла будет ложным. В противном случае цикл не закончится. Цикл может быть заведомо бесконечным, написав: while true do оператор;
Будем применять эту конфигурацию при написании программ обработки файлов [1].
Пример: найти сумму четных чисел в интервале от 0 до 100.
Program Prim19;
Var i,s:integer;
BEGIN
i:=0; s:=0;
while i<100 do
Begin
i:=i+2;
s:=s+i;
end;
writeln('s=',s);
readln;
END.
2.8 Строковые операции
Все языки программирования высокого уровня имеют инструменты для обработки строк. Паскаль – не исключение. Стандарт языка описывает два типа переменных для литерных величин. Это String и Char. Переменная типа Char может содержать в себе только один единственный символ, тип String предназначен для хранения строковых значений до 255 символов длиною. При описании переменной такого типа можно указать максимальное число символов, которое можно занести в нее. Конечно же, это число не должно превышать 255. Делается это так:
Var
S : String[30];
Во время компиляции каждой переменной выделяется собственный участок памяти. Присвоение 256 байт всем переменным типа String приводит к тому, что при использовании большого количества переменных может не хватить памяти. Но если хранить в переменной имя пользователя, то 30 символов (30 байт) будет достаточно. Таким образом, можно экономить память и увеличить скорость работы программы.
Переменной типа string может быть присвоено строковое значение (в программе оно заключено в апострофы), значение в выражении, которое приводит к строковым величинам. Значения можно также вводить с клавиатуры. При этом апострофы не используются. В числовую переменную нельзя ввести строковую величину. Сделать наоборот – возможно, однако число, находящееся в строковой переменной представляет собой просто последовательность символов (цифр), поэтому в арифметических выражениях участвовать не может.
Используя строковые переменные, к каждому их символу можно обратиться отдельно. Необходимо только знать номер нужного символа от начала строки. Его достаточно поставить после имени переменной типа String в квадратных скобках.
Пример: S[5] - пятый символ строки S.
С каждым символом в строке можно выполнить все действия (ввод, назначение, отображение, присоединение к выражению), которые могут быть выполнены с любой символьной переменной.
Номера символов в каждой строке начинается с единицы. Вместо числа можно использовать выражение в скобках, результатом которого будет целое число. Главное, чтобы в строке был символ с таким номером. Существует специальная функция, которая возвращает длину строковой переменной символом. Это функция Length. Ее формат: Length(S)
Здесь S - либо строковая величина, либо строковая переменная [4].
Заключение
В процессе выполнения курсовой работы были рассмотрены основы программирования на языке Pascal.