Файл: Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности (Содержание и сущность принципов оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Содержание и сущность принципов оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ
2.1. Актуальные вопросы конституционно-правовых основ оперативно-розыскной деятельности
2.2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности
Учитывая это, органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, имеют возможность привлекать в помощь для борьбы с преступностью лиц, оказывающих им содействие, в том числе на конфиденциальной основе, а также представителей государственных, общественных и коммерческих организаций.
Во-вторых, мораль играет в обществе воспитательную роль. Исходя из этого использование сложившихся в обществе нравственных положений в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий позволяет органам — субъектам оперативно-розыскной деятельности оказывать воспитательное воздействие на лиц, конфиденциально содействующих им в борьбе с преступностью, а также на тех, от кого, судя по их поведению, можно ожидать совершения противоправных действий.
В-третьих, господствующая в обществе мораль оказывает влияние на формирование нравственного сознания самих оперативных сотрудников, привнося тем самым нравственное богатство общества в сферу практической ОРД.
Этими нравственными нормами оперативный сотрудник руководствуется (соотносит с замыслами и соответственно с действиями) при исполнении служебных обязанностей (в том числе при проведении оперативно-розыскных мероприятий), при оценке намерений или действий лиц, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности, а также в ходе делового общения.
Согласно ст. 5 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя гражданина и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий; подстрекать, склонять побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация).[32]
Как правило, здесь и нарушаются морально-этические принципы оперативно-розыскной деятельности. Следует, однако, отметить, что декларирование полного соответствия оперативно-розыскной деятельности принципам и нормам общественной морали явно было бы упрощением сложной проблемы.
Для общей морали не приемлемы такие средства достижения цели, как насилие, ложь, обман, предательство и т.п. В то же время хорошо известно, что, осуществляя оперативно-розыскные меры, сотрудники оперативного подразделения так или иначе пользуются методом принуждения и даже насилия (например, при постановке лица на учет, задержании преступника, дактилоскопировании преступника и др.), дезинформируют разрабатываемое лицо (легенда в оперативной комбинации, морально маскируется сам (при личном сыске) или побуждает к этому другого человека (конфидента) и т.д.).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из фундаментальных положений научной этики является то, что нет заранее обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. С этической точки зрения, осуществление оперативно-розыскной деятельности, в принципе, следует рассматривать как моральный компромисс, на который общество вынуждено идти для достижения благородных целей, но который, тем не менее, предполагает, что в любом случае средство должно быть адекватно цели. [33]
Мораль позволяет формировать нравственные позиции самих оперативных сотрудников и тем самым через них привнести в оперативно-розыскную деятельность все богатство моральных и нравственных правил общества. Моральной основой негласного сотрудничества граждан с органами внутренних дел является стремление людей выполнить свой гражданский долг перед обществом, как в Европе и Америке.
Попытки обосновать нравственную природу либо нравственные истоки агентурной работы с точки зрения общей морали беспочвенны и неперспективны. Содействие граждан следует рассматривать как моральный компромисс, в котором, с одной стороны, проявляется ее исключительный характер, а с другой — социальная необходимость.
Эта деятельность, конечно, сомнительна, хотя и направлена против крайнего проявления аморализма — преступности, так как преступность — крайнее проявление безнравственности, и человек (конфидент), помогающий борьбе с ней, совершает морально одобряемый (подавляющим большинством общества) нравственный поступок.
Совершенно очевидно, что пренебрежение моральными ценностями негативно сказывается на качестве деятельности оперативного сотрудника. Трудно не признать, что формирование нравственного сознания оперативного сотрудника пред ставляет собой постоянный, длительный процесс, развитие которого изначально должно быть определенным образом сориентировано. Для этого весьма эффективно использовать определенную систему правил нравственного профессионального поведения. [34]
Ключевой задачей здесь является обеспечение формирования в сознании оперативных сотрудников, осуществляющих содействие граждан оперативно-розыскными органами, высоконравственных, мировоззренческих и профессиональных позиций, создание устойчивой системы, обеспечивающей формирование моральных, профессионально-ориентированных потребностей на основе анализа практических механизмов и кодексов (этикетов) поведения в различного рода служебных ситуациях.
Необходимость для оперативных сотрудников — «проникать» во внутренний мир человека, оказывать непосредственное воздействие на личность и часто принимать прямое участие в изменении судьбы. Наличие норм профессиональной морали, с одной стороны, содействует успешному осуществлению профессиональных функций, а с другой — обеспечивает охрану интересов личности как объекта оперативно-розыскной деятельности.
Эта деятельность не терпит шаблонов и не может быть досконально регламентирована правовыми нормами. Нестандартные, не предусмотренные никакими инструкциями ситуации заставляют человека творчески подходить к решению вопросов.[35]
Хотя законы, инструкции, приказы и другие нормативные документы достаточно объемно регламентируют деятельность оперативных сотрудников, конструктивный характер этой деятельности нередко создает ситуации риска, в которых единственным советчиком бывает совесть человека, его чувство долга, высокие нравственные качества. Потеря оперативным сотрудником авторитета чаще всего ведет к недоверию, настороженности со стороны содействующих ему лиц, неверию в необходимость выполняемых ими действий и их моральную оправданность.[36]
Предоставляя оперативным сотрудникам возможность использовать специфические средства и методы для решения своих профессиональных задач, общество предъявляет повышенные требования к ним, оказывает им большое доверие. Ведь право, воздействуя на личность, ее судьбу, несомненно, предполагает повышенную ответственность перед обществом.
Некоторые особенности нравственного содержания оперативно-розыскной деятельности вы- званы ее тайным (конспиративным) характером. Это — ограниченность нравственного контроля над повседневной деятельностью оперативно-розыскного сотрудника (подразделения) со стороны широкой общественности. «Общественность, как правило, дает оценку тех или иных результатов оперативно-розыскной деятельности, но в силу конспиративного характера этой деятельности она не может дать оценку правомерности применения тех или иных форм и методов, сил и средств.[37]
Поэтому в деятельности оперативных сотрудников должна быть значительно повышена роль общественного и профессионального долга, ответственности за свои действия. Сюда же относится и возможность различия в нравственной оценке оперативно-розыскных мероприятий самими сотрудниками и другими людьми, не имеющими отношения к этой деятельности.
Дело в том, что конспиративность требует скрывать истинное содержание тех или иных действий, включая их истинный нравственный характер. Поэтому оперативно-розыскные мероприятия со стороны иногда могут восприниматься как безнравственные. Оперативно-розыскная деятельность оказывает не всегда положительное влияние на самих оперативных сотрудников и граждан, оказывающих им конфиденциальное содействие.
В частности, у них могут деформироваться нравственные позиции, сформироваться установка на признание допустимости любого вмешательства в личную и общественную жизнь граждан, произойти привыкание к «изнанке» жизни, притупиться чувство стыдливости и т.п..
Подлежит ответственности тот оперативник, который идет на неоправданный риск, но еще в большой мере тот, кто не выполняет возложенных на него обязанностей, бездействует из-за боязни последствий.[38]
Оперативно-розыскная деятельность на современном этапе не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствует их претворению в жизнь посредством борьбы с преступностью, которая является наиболее яркой формой аморального поведения.
2.2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности
Права и свободы человека и гражданина должны соблюдаться и защищаться государством, о чем отчетливо закреплено в основном Законе страны. Приоритет прав, свобод и законных интересов граждан государства, определяет ныне действующая Конституция Российской Федерации. Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина закреплена в ст. 2 Конституции РФ.
При этом должны создаваться эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, допущенных его органами и должностными лицами. Данная позиция нашла свое отражение и закрепление в практике Конституционного суда РФ. Создание и совершенствование таких правовых механизмов представляет одно из основных направлений деятельности государства на современном этапе.
Одним из государственных органов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов населения, являются органы внутренних дел, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России, помимо других субъектов, определенных в ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».[39] В юридической литературе часто именно органы внутренних дел рассматривают как специфический субъект ОРД, поскольку именно они практически занимаются всеми оперативно-розыскными мероприятиями, определенными в ст. 6 настоящего закона об ОРД.
Соблюдение режима законности в процессе оперативно-розыскной деятельности является непременным условием любого правового государства. Вполне понятно, что преимущественно негласный характер оперативно-розыскной деятельности и допущение в ходе ее осуществления определенных ограничений прав и свобод граждан делают данную проблему актуальной и требующей применения целого ряда мер по исключению фактов нарушений законности со стороны субъектов ОРД.[40]
Долгое время оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел регулировалась, в основном, ведомственными нормативными актами секретного характера и была неизвестна большинству населения. Такое положение дел нередко приводило к различным ограничениям и нарушениям прав человека.
В условиях построения правового государства наиболее остро стал вопрос о соблюдении прав человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В 1992 году в первой редакции, а затем в 1995 году в России был принят Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Данный нормативно-правовой акт действительно можно назвать наряду с другими юридическим документом эпохального значения.
Ведь в нем впервые на законодательном уровне были закреплены основные принципы оперативно-розыскной деятельности – законность, уважение прав и свобод личности, а также ряд категорий, о которых ранее можно было только догадываться или читать «между строк».[41]
Закон определил и систему гарантий обеспечения прав человека, одной из которых стал контроль за осуществлением этой деятельности со стороны парламента, прокуратуры и ведомств – субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Статья 5 Закона об ОРД гарантировала соблюдение прав и свобод личности в оперативнорозыскной деятельности. Что это за положения, призванные обеспечить соблюдение указанных выше принципов?
1. Среди них особо следует выделить следующие: не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных федеральным законом. Т.е., оперативно-розыскная деятельность допускается исключительно для осуществления мер по борьбе с преступностью и пресечению угроз безопасности России.
Кроме того, в статье 7 этого же закона об ОРД указано на возможность использования оперативно-розыскной деятельности для принятия решения о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, допуске лиц к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также об установлении с лицами конфиденциального сотрудничества.[42]