Файл: Тенденция развития индустрии гостеприимства (Республика Крым).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 15. График каменистой осыпи

В результате отбора факторов и сокращения числа главных компонент, самой удачной для проведения исследования оказалась модель с тремя главными компонентами, названными впоследствии «Уровень развития региона», «Туристическая инфраструктура» и «Инфраструктура», построенная на базе восьми показателей с учетом вращения Варимакс (см. Таблицу 5). Стоит заметить, что невозможно полагаться только на развитость туристического сектора и инфраструктурные показатели, важную роль также играет развитие региона в целом. Это связано не только с более высоким уровнем товаров и услуг, но и с тенденцией к усилению позиций делового туризма, чья доля в общем показателе оценивается примерно в 15%.

Компонент

Уровень развития региона

Туристическая инфраструктура

Инфраструктура

Использование свежей воды

,916

Число активных абонентов фиксированного

широкополосного доступа к сети Интернет, тыс

,512

ВРП на душу населения

,947

Число мест размещения

,903

Число туристических фирм

,903

Число автобусов общего доступа на 1000 человек населения

,318

Число аэропортов (шт)

,877

Число портов (шт)

,864

Таблица 5 – повернутая матрица главных компонентов

2.3 Конкурентные условия в индустрии туризма и гостеприимства Крыма.

Возвращаясь к анализу условий для развития туризма в Автономной Республике Крым, невозможно не заметить, что она обладает высоким потенциалом для продвижения пляжного отдыха, но для усиления конкурентных преимуществ необходимо развивать регион в целом, а не только индустрию туризма и гостеприимства (см. рисунок 16). За счет развития малого бизнеса возможно увеличить число мест размещения и туристических фирм, что в свою очередь приведет к росту ВРП на душу населения и числа пользователей сети Интернет.


Следовательно, поднимется показатель развитости региона и Крым сможет занять лидирующие позиции, обогнав даже Краснодарский край с туристическим гигантом – городом Сочи.

Также из диаграммы рассеивания видно, что самые популярные туристические регионы имеют сильные позиции по двум показателем (см. рисунок 16). Исходя из этого можно предположить, что туристов привлекают не только природные особенности и объекты культурного наследия, а значит, с развитием региона можно увеличить и потенциальный приток туристов. Все это дает основание для предположения о возможном выделении кластеров, предположительно от двух до трех.

Рисунок 16. Диаграмма рассеивания

Интересно рассмотреть специализацию регионов по виду туризма, которая, несомненно взаимосвязана с условиями формирования индустрии. По предпосылке, регионы, не имеющие выхода к морю, но относящиеся к более развитым, скорее будут специализироваться на деловом туризме. Прибрежные районы в свою очередь, имея относительно более низкий уровень развития, будут заинтересованы в улучшении условий для пляжного отдыха. При этом не стоит упускать из виду возможность проведения экскурсионных туров с целью посещения культурно-исторических памятников и чудес природы.

При делении иерархическим методом на два кластера выделяется один сильно доминирующий, подобная картина остается и при делении на большее число кластеров. Результаты же двухэтапного кластерного анализа, оцененные с помощью Байесовского информационного критерия, дают два кластера по 28 и 8 наблюдений. Такое разделение довольно качественно разбивает наблюдения, учитывая три главных компоненты, использованные для кластеризации (см. рисунок 17). Не смотря на неравномерное разделение наблюдений, качество полученных кластеров достаточно высоко.

Рисунок 17. Силуэтная мера связности и разделения кластеров

В результате получаем большой кластер с высокими показателями по всем трем критериям и второй кластер размерностью примерно 20% от выборки (см. рисунок 18). В последний вошли в основном регионы, расположенные вблизи от крупных городов или прибрежные. Они характеризуются не высоким уровнем общего развития, средним уровнем туристической и обычной инфраструктуры. При этом их популярность среди туристов меньше, это в основном регионы, специализирующиеся на проведении экскурсионных туров или бюджетные варианты пляжного отдыха.


Рисунок 18. Результаты двухфакторного кластерного анализа

Кластер

Первый

Второй

Объем

77,8%

22,2%

Главная компонента

Уровень развития региона

Туристическая инфраструктура

Инфраструктура

Источник: составлено автором по данным Приложения E

Автономная республика Крым вошла в первый кластер и характеризуется относительно высокими показателями инфраструктуры, но слабым уровнем развития (см. таблица 6). Следовательно, стоит сделать акцент на повышении ВРП на душу населения, чего можно достичь путем развития малого и среднего бизнеса, параллельно улучшив инфраструктурные показатели. Это обеспечит более высокую конкурентоспособность относительно других субъектов Российской Федерации.

Таблица 6. Показатели Республики Крым по трем главным компонентам

Регион

Инфраструктура

Туристическая инфраструктура

Уровень развития

Автономная Республика Крым

0,73

0,82

-0,95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малому бизнесу необходимо постоянно помнить о наличии угроз со стороны конкурентов и продуктов-заменителей, о рыночной власти поставщиков и покупателей. В целях укрепления своих позиций предприятия стараются улучшить качество товаров и услуг, снизить цены или изменить специализацию. Дополнительные преимущества создаются в связи с развитием компьютерных технологий, помогающих не только в оптимизации операционной деятельности, но и упрощающих доступ к информации.

На данный момент туризм приобрел массовый характер ввиду своей доступности и возросшим рекреационным потребностям жителей мегаполиса. Кроме того, специфика работы по найму диктует также необходимость дробить отпускной период на несколько частей. Следовательно, уменьшается длительность пребывания, также увеличивается спрос со стороны пожилых граждан. Таким образом, доля пляжного отдыха уменьшается, а популярность активного, санаторно-рекреационного и экскурсионного растет.


Российская Федерация располагает большими возможностями для развития туризма в виду наличия разнообразных природно-климатических зон; богатого культурно-историческое наследия; наличия территорий, где сохранилась дикая природа. Однако, туристические регионы достаточно разнородны.

Согласно результатам произведенного анализа, невозможно полагаться только на развитость туристического сектора и инфраструктурные показатели, важную роль также играет развитие региона в целом. Это связано не только с более высоким уровнем товаров и услуг, но и с тенденцией к усилению позиций делового туризма. Автономная Республика Крым обладает высоким потенциалом для продвижения пляжного отдыха, но для усиления конкурентных преимуществ необходимо развивать регион и далее.

Регионы, не имеющие выхода к морю, но относящиеся к более развитым, специализируются на деловом туризме. Прибрежные районы в свою очередь, имея относительно более низкий уровень развития, заинтересованы в улучшении условий для пляжного отдыха. При этом не стоит упускать из виду возможность проведения экскурсионных туров с целью посещения культурно-исторических и природных памятников, что подтверждается кластеризацией. Республика Крым характеризуется относительно высокими показателями инфраструктуры, но средним уровнем развития. Следовательно, стоит сделать акцент на повышении ВРП на душу населения, чего можно достичь путем развития малого и среднего бизнеса, параллельно улучшив инфраструктурные показатели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Competitive Strategy [Книга] / авт. Porter M. – New York: Free Press, 1980
  2. Difficulties in international travelling for residents of areas with undefined political status. Case study: Crimea [Отчет] / авт. Constantin S. – Bucharest: [б.н.] 2016 г.
  3. International Trade Statistics [Отчет] / авт. WTO – 2017-2019 г.
  4. Hold-up and Sequential Specific Investment [Статья] / авт. Smirnov V. и Wait A. // Journal of Economics - 2004 г. – 35
  5. Michelin Travel & Lifestyle [Статья] / авт. Michelin. - 2019 г.
  6. Relational Contracts and the Theory of the Firm [Статья] / авт. Baker G., Robert G. и Kevin M. J. // The Quarterly journal of economics – 2002 г. – 117
  7. Renegotiation Design With Unverifiable Information [Статья] / авт. Aghion P., Dewatripont M. и Rey P. // Econometrica. – 1994 г. – 62
  8. Sequential Investment, Hold-up, and Ownership Structure [Статья] / авт. Zhang J. и Zhang Y. // Mimeo – 2016 г.
  9. Sequential Investment, Hold-up, and Strategic Delay [Статья] / авт. Zhang J. и Zhang Y. // Mimeo – 2017 г.
  10. Small Business Act of 1953 [Отчет] / авт. The Senate and House of Representatives of the USA – 1953 г.
  11. Small Scale Business, Business Scales [Статья] / авт. EconomyWatch. – 2016 г.
  12. The Costs and Benefits of Ownership: A Theory of Vertical Integration [Статья] / авт. Grossman S. J. и Hart O. D. // Journal of Political Economy – 1986 г. – 94
  13. The Global Wellness Tourism Economy Report [Книга] / авт. The Global Wellness Institute – 2014
  14. The SBA Act for Europe [Отчет] / авт. European Commission – 2014
  15. Top 10 tourism destinations – nights spent at tourist accommodation establishments, 2019 [Отчет] / авт. Eurostat – 2016
  16. Tourism trends [Отчет] / авт. Eurostat – 2016 г.
  17. Tourism: Concepts and Practices [Книга] / авт. John R. Walker и Josielyn T. Walker – 2017
  18. Vertical Integration, Appropriable Rents, and the Competitive Contraction Process [Статья] / авт. Klein B., Crawford R. и Alchian A. // Journal of Law and Economics – 1978 г. – 21
  19. Дискуссионные критерии отнесения предприятий к малому бизнесу [Статья] / авт. Михайлова О. П. // Известия высших учебных заведений – 2015 г. – 2
  20. Доклад о промышленном и финансовом состоянии Великобритании [Отчет] / авт. Милан М. – 1931 г.
  21. Информационные технологии управления в туризме [Книга] / авт. Чудновский А. Д. и Жукова М. А. – 2006
  22. К вопросу о развитии рыночных механизмов инвестиционной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ускоренной амортизации и повышении международной конкурентоспособности национального бизнеса России [Статья] / авт. Философова Т. Г. // Лизинг – 2017 г.
  23. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса [Статья] / авт. Гурьянов П. А. // Экономика, предпринимательство и право – 2017 г.
  24. Мировой опыт развития индустрии гостеприимства [Книга] / авт. Лайко М. Ю. – 2014
  25. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности [Книга] / авт. Зорин И. В., Каверина Т. П. и Квартальнов В. А. – 2005
  26. Основы управления малым бизнесом [Статья] / авт. Мысин А. А. – 2014 г.
  27. Подходы к определению малых и средних предприятий [Статья] / авт. Драгунова Е. В. // Сборник научных трудов – 2003 г. – 4
  28. Проблемы и перспективы развития туризма в Крыму [Статья] / авт. Цимбал А. В. и Одаренко Т. Е. // Таврический научный обозреватель – 2016 г. – 12
  29. Проблемы развития индустрии туризма в россии в условиях экономической нестабильности [Статья] / авт. Восколович Н. А. // Новая экономика и региональная наука – Москва: [б.н.], 2019 г. – 2
  30. Регионы России социально-экономические показатели 2016 [Отчет] / авт. Федеральная служба государственной статистики – Москва: [б.н.], 2016 г.
  31. Словарь финансово-экономических терминов [Книга] / авт. Языкина И. З. и Кондрахина Н. Г. – Москва: Финансовый университет, 2018
  32. Теория и методология социально-экономических исследований в туристической индустрии [Книга] / авт. Чудновский А. Д., Жукова М. А. и Кормишова А. В. – Москва: [б.н.], 2016
  33. Туристский продукт: теория, практика, инновационные аспекты [Книга] / авт. Бунич Г. А. и Старцев В. А. – 2018
  34. Факторы устойчивого развития туризма в Республике Крым [Статья] / авт. Климов Н. Н. и Сайбель Н. Ю. // Вестник магистратуры – 2016 г. – 5
  35. Федеральный закон от 24.07.2007г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Отчет] / авт. Государственная Дума Российской Федерации – Москва: [б.н.], 2007 г.
  36. Федеральный Закон от 29.12.2019 N 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. и силу с 21.12.2016) [Отчет] / авт. Государственная Дума Российской Федерации – Москва: [б.н.], 2016 г.
  37. Экономика и территориальная организация международного туризма [Книга] / авт. Александрова А. Ю. – Москва: Наука, 1996

ПРИЛОЖЕНИЕ A

Число туристов различных субъектов Российской Федерации, 2016 год

Регион

Число туристов (Граждане РФ) (тыс. чел)

Число иностранных туристов (тыс. чел)

Суммарное число туристов (тыс. чел)

Процентиль

1

2

3

4

5

Автономная Республика Крым

860,50

51,10

911,60

92

Алтайский край

497,00

22,50

519,50

80

Амурская область

206,50

21,50

228,00

48

Архангельская область

261,20

5,80

267,00

55

Астраханская область

170,30

15,70

186,00

41

Белгородская область

144,80

11,00

155,80

34

Брянская область

118,40

12,10

130,50

28

Владимирская область

350,40

57,60

408,00

73

Волгоградская область

419,20

26,30

445,50

79

Вологодская область

261,20

9,60

270,80

56

Воронежская область

383,40

18,90

402,30

69

г. Москва

3706,20

2074,50

5780,70

99

г. Санкт-Петербург

2057,80

1004,00

3061,80

95

г. Севастополь

95,40

3,50

98,90

20

Еврейская автономная область

26,20

1,80

28,00

5

Забайкальский край

191,20

14,00

205,20

45

Ивановская область

172,50

5,10

177,60

40

Иркутская область

474,50

72,40

546,90

82

Кабардино-Балкарская Республика

84,90

3,30

88,20

18

Калининградская область

334,60

54,80

389,40

68

Калужская область

418,30

26,40

444,70

78

Камчатский край

63,10

7,00

70,10

14

Карачаево-Черкесская Республика

77,30

1,60

78,90

15

Кемеровская область

314,80

7,10

321,90

61

Кировская область

209,30

3,70

213,00

47

Костромская область

141,20

4,50

145,70

32

Краснодарский край

4189,30

262,80

4452,10

98

Красноярский край

384,10

38,10

422,20

75

Курганская область

126,20

2,60

128,80

27

Курская область

166,30

8,80

175,10

39

Ленинградская область

333,20

28,60

361,80

67

Липецкая область

144,50

14,60

159,10

35

Магаданская область

53,10

2,20

55,30

11

Московская область

3185,00

164,70

3349,70

96

Мурманская область

179,70

15,10

194,80

42

Ненецкий автономный округ

18,60

0,30

18,90

4

Нижегородская область

799,60

32,30

831,90

91

Новгородская область

290,20

41,50

331,70

64

Новосибирская область

410,80

24,50

435,30

76

Омская область

338,60

23,20

361,80

67

Оренбургская область

292,20

12,40

304,60

60

Орловская область

94,50

7,70

102,20

21

Пензенская область

121,40

4,20

125,60

26

Пермский край

389,10

17,90

407,00

72

Приморский край

630,90

113,80

744,70

86