Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой систему крупных торговых площадок, осуществляющих торговлю многими видами ценных бумаг. Деятельность этих торговых площадок подчиняется строгим правилам, обязательным для исполнения всеми участниками сделок. Объемы операций, совершаемых во внебиржевой торговле, зачастую превышают объемы операций на фондовом рынке. Дилеров внебиржевого рынка иногда называют «создателями, делателями рынка» (market makers).
Процесс вывода вновь выпускаемых ценных бумаг на рынок называется первичным размещением; соответственно он происходит на первичных финансовых рынках. Обязательные участники этого рынка — эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Назначение первичных рынков состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестиций в производство и для других целей.
Вторичные финансовые рынки напоминают рынки подержанных автомобилей: они позволяют получать деньги при продаже «бывших в употреблении» (т. с. эмитированных ранее) ценных бумаг с той разницей, что на вторичном рынке ценных бумаг цены на них, как правило, выше, чем цены на эти же ценные бумаги при первичном размещении. Вторичные рынки ценных бумаг предназначены для перераспределения уже имеющихся ресурсов в соответствии с потребностями и возможностями участников рынка. Благодаря существованию вторичных финансовых рынков увеличиваются объемы покупок инвесторами ценных бумаг на первичных рынках.
В рассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечные рынки. Это особые рынки со своими финансовыми инструментами и институтами — сберегательными учреждениями, действующими на договорной основе. Их значимость неуклонно повышается; в частности, в США по объему совокупных финансовых активов они более чем в полтора раза превышают совокупные активы коммерческих банков, сберегательных институтов и кредитных союзов.
Инвестиционная политика страховых компаний и пенсионных фондов направлена на приобретение долгосрочных финансовых инструментов со сроками погашения, которые наиболее близко совпадают с их долгосрочными обязательствами.
Необходимость выделения ипотечных рынков в составе рынка капитала связана с рядом обстоятельств.
Во-первых, ипотечные кредиты всегда обеспечиваются реальным залогом в виде земельных участков или зданий. Если заемщик не выполняет своих долговых обязательств, то имущественные права на залог переходят к кредитору.
Во-вторых, ипотечные кредиты не имеют стандартных параметров (различные номиналы, сроки погашения и т. д.) и соответственно трудно реализуются на вторичном рынке. Об этом свидетельствует тот факт, что объем вторичного рынка ипотек значительно уступает объемам вторичного рынка ценных бумаг, размещенных на рынках долгосрочных капиталов.
В-третьих, ипотечные рынки в отличие от других рынков долгосрочных капиталов в развитых странах строго регулируются действиями специальных государственных органов, что объясняется необходимость.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 2016-2021 ГОДОВ
2.1. Цели и направления финансового рынка
Основные направления 2016-2018 годов:
1. Обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и повышение
финансовой грамотности населения Российской Федерации.
2. Повышение доступности финансовых услуг для населения и субъектов
малого и среднего предпринимательства.
3. Дестимулирование недобросовестного поведения на финансовом рынке
4. Повышение привлекательности для инвесторов долевого финансировани
публичных компаний за счет улучшения корпоративного управления.
5. Развитие рынка облигаций и синдицированного кредитования.
6. Совершенствование регулирования финансового рынка, оптимизация
регуляторной нагрузки на участников финансового рынка.
7. Повышение квалификации лиц, профессиональная деятельность которых связана с финансовым рынком
8. Стимулирование применения механизмов электронного взаимодействия
на финансовом рынке.
9. Международное взаимодействие в области выработки и внедрения
правил регулирования глобального финансового рынка.
10 Совершенствование инструментария по обеспечению стабильности финан-
сового рынка.
Основные направления 2019-2019 годов:
Развитие финансового рынка является важной задачей Банка России. Его ключевая роль в обществе заключается в его способности преобразовывать сбережения в инвестиции в прозрачном, эффективном и защищенном формате. Таким образом, формируется среда для создания капитала – условия для национального богатства и важного фактора благополучия общества. В Основных направлениях на 2016–2018 годы были определены главные бенефициары развития финансового рынка и представлена иерархическая структура целей развития, имеющих «вложенный» характер: повышение уровня и качества жизни граждан, содействие экономическому росту и расширение финансовой индустрии. В данном документе Банк России продолжает следовать целям развития из Основных направлений на 2016–2018 годы. Вместе с этим реализация крупнейших наднациональных проектов, таких как построение единого финансового рынка ЕАЭС, ведет к потенциальному расширению круга участвующих сторон, интересы которых Банк России учитывает при планировании развития. При достижении указанных целей Банк России опирается на следующий набор направлений развития, представляющих видение относительно того, каким образом Банк России служит интересам своих бенефициаров в части развития финансового рынка. Справедливая конкуренция.Конкуренция на финансовом рынке представляет собой динамичный процесс соперничества субъектов конкуренции, которые оказывают схожие или взаимозаменяемые финансовые услуги и стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке, характеризующееся высокой отдачей на капитал в обозримом будущем. Для рабочих целей справедливая конкуренция определяется как рыночная среда, в которой отдельные игроки соперничают за потребителя, не имея возможности оказывать существенного влияния на условия обращения товара. Конкуренция стимулирует внедрение инновационных решений в бизнес, позволяет обеспечить лучшее качество услуг для потребителя, способствует снижению их цен. Банк России способствует устранению регуляторных и поведенческих барьеров, препятствующих справедливой конкуренции, что ведет к повышению эффективности функционирования российского финансового рынка и обеспечению его международной конкурентоспособности. Доверительная среда.Финансовый рынок как система отношений между поставщиками и покупателями финансовых услуг не может функционировать полноценно не только без экономического, но и без социального капитала, важнейшим компонентом которого является доверие. Первостепенным условием для формирования доверия на финансовом рынке является устойчивость финансовых организаций, защищенность средств кредиторов и вкладчиков. Фундаментальной основой также является доверие к национальной валюте и платежным системам, технологиям на рынке. Банк России уделяет особое внимание предотвращению потерь средств участников, их свободному перемещению и использованию, тем самым повышая другой важный компонент – доверие к действиям регулятора. Банк России также способствует развитию доверительной среды на финансовом рынке посредством борьбы с манипулированием, создания барьеров для недобросовестной, незаконной или безлицензионной деятельности в целях устранения ее преимуществ перед добросовестными практиками, регулирования конфликта интересов, внедрения элементов корпоративной культуры, основанной на приоритете интересов клиента. Практика показывает, что существует прямая взаимосвязь между плохой корпоративной культурой и недобросовестным поведением. Важной компонентой доверительной среды также является информационная прозрачность, придающая участникам уверенность в справедливости процесса формирования рыночной цены. Доверие существенно влияет на активность населения в использовании услуг финансового рынка, тем самым помогая его росту и развитию. Кроме того, развитая доверительная среда сокращает транзакционные издержки рынка на защиту от недобросовестного поведения и в перспективе снижает необходимость надзорных действий регулятора. Важной составляющей доверия является защищенность прав потребителя финансовых услуг и инвестора. Она заключается прежде всего в обеспечении его всей необходимой информацией для осуществления осознанного выбора финансового продукта. При этом важна не только точность, своевременность и релевантность информации, но и ее доступность для понимания, способность потребителя ее воспринять, что во многом обусловлено состоянием финансовой грамотности. Понимание закономерностей поведения потребителей также является важной частью подхода Банка России. Исследования нобелевского лауреата Ричарда Талера на простых примерах иллюстрируют роль поведенческих нерациональностей в принятии финансовых решений индивидами. Например, к неоптимальному решению человека может подтолкнуть способ подачи информации, искусственно созданный эмоциональный фон, игра на когнитивных слабостях. В некоторых случаях это может привести к нежелательным последствиям, покупке не соответствующей интересам потребителя услуги, нарушению его прав. Банк России занимает активную позицию в защите потребителей от возможных злоупотреблений продавцами финансовых услуг поведенческими нерациональностями и считает это важной компонентой создания доверительной среды на рынке. Финансовая стабильность Под финансовой стабильностью понимается бесперебойное и эффективное функционирование финансовой системы, в том числе процесса по трансформации сбережений в инвестиции, ее устойчивость к внутренним и внешним шокам. Обеспечение Банком России финансовой стабильности снижает риски инвестирования и проведения операций на финансовом рынке, повышает предсказуемость стоимости капитала для экономических субъектов, обеспечивает непрерывность предоставления услуг, предотвращает нарастание структурных дисбалансов. Кроме того, защищенность от шоков снижает премию за системный риск, закладываемую в стоимость финансовых продуктов, повышая доступность финансовых услуг для потребителя. Финансовая доступность Под доступностью в данном направлении понимается возможность потребителей использовать финансовые продукты, необходимые им в течение жизни и в процессе хозяйственной деятельности. Соответственно, Банк России выделяет четыре аспекта доступности финансовых услуг: физическая, ценовая, ассортиментная, ментальная. Доступность финансовых услуг для всех членов общества является важной социальной задачей. Кроме того, повышение проникновения финансовых услуг способствует росту финансового рынка и развитию конкуренции, стимулирует экономический рост. Особое внимание уделяется повышению скорости и качества доступа к финансовым услугам для потребителей из отдаленных районов и сельской местности, субъектов МСП и групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с низким уровнем дохода, людей с инвалидностью, пожилых и других маломобильных групп населения). Для населения, имеющего доступ к сети Интернет, Банк России работает над повышением скорости и качества доступа к финансовым услугам.
Рис.3.Матрица преемственности направлений из Основных направлений 2016-2018(по вертикали) в Основные направления 2019-2021 годов (по горизонтали)
2.2. Мероприятия по развитию финансового рынка на период 2019-2021 гг.
Создание благоприятной среды для цифровизации финансового рынка Создание условий для цифровизации финансового рынка, благоприятной среды для внедрения и использования финансовых технологий является одним из приоритетов деятельности Банка России. Распространение современных финансовых технологий содействует развитию конкуренции на финансовом рынке, повышает доступность, качество и ассортимент финансовых услуг, снижает издержки финансовых компаний. В 2018 году Банк России утвердил Основные направления развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов, определяющие основные цели и задачи развития инновационных технологий на финансовом рынке, и соответствующий план мероприятий (дорожную карту)1 . Реализация стратегии будет способствовать устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности российского финансового сектора. В целях создания благоприятных условий для цифровизации финансового рынка в рамках Основных направлений развития финансовых технологий планируется реализация в том числе следующих мероприятий: • развитие платформы для удаленной идентификации, обеспечивающей дистанционное получение финансовых услуг физическими лицами с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единой биометрической системы; • совершенствование механизма пилотирования инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг (регулятивная площадка Банка России), результатом работы которого является оценка целесообразности внедрения 1 Опубликованы на сайте Банка России. инновационной финансовой технологии или сервиса, а также формирование планов мероприятий, необходимых для создания правовых и технологических условий их применения; • развитие электронного документооборота между Банком России, участниками финансового рынка, физическими и юридическими лицами, в том числе в части реализации возможности направления уведомлений в Банк России и предоставления выписок из реестров (баз данных) Банка России с использованием ЕПГУ; • создание правовых условий в сфере оборота цифровых финансовых активов; • создание единой платформы KYC («знай своего клиента»). Кроме того, в период 2019–2021 годов Банк России намерен реализовать ряд мероприятий регуляторного и технологического характера, дополнительно содействующих использованию финансовых технологий, в том числе: • создание регуляторной среды для функционирования роботов-советников, обеспечивающей защиту прав пользователей роботов-советников и расширение возможностей их применения на финансовом рынке; • поэтапный переход на представление в Банк России отчетности посредством таксономии XBRL и расширение функционала личного кабинета участника финансового рынка в целях снижения регуляторной нагрузки и упрощения процедуры подготовки и направления информации в Банк России; • разработка и содействие внедрению международного стандарта ISO 20022, который поможет сформировать условия, способствующие снижению издержек участников финансового рынка и ускорению проведения финансовых транзакций как внутри страны, так и в рамках трансграничных операций. Необходимым условием для цифровизации финансового рынка является защищенность финансовых организаций и их клиентов от киберугроз. Банк России занимается разработкой национальных стандартов по информационной безопасности, внедрение которых будет способствовать росту доверия участников к финансовым технологиям. 2. Развитие конкуренции на финансовом рынке Развитие конкуренции во всех сегментах экономики является одним из приоритетных ориентиров стратегии экономического развития Российской Федерации2 . Конкурентная среда финансового рынка обеспечивает эффективную работу рыночных механизмов, стимулирует участников финансового рынка сокращать издержки и повышать качество предоставляемых услуг. Понимая важность конкуренции как одного из ключевых факторов повышения эффективности финансового рынка, Банк России в рамках сотрудничества с Федеральной антимонопольной службой принял участие в формировании проекта дорожной карты по развитию конкуренции на финансовом рынке как составной части будущего плана Правительства Российской Федерации по развитию конкуренции на 2018–2020 годы. Данная дорожная карта будет носить кросс-секторальный характер и включать мероприятия по развитию конкуренции в банковском, страховом и других секторах финансового рынка, а также на финансовом рынке в целом. Кроме того, Банк России инициировал создание межведом2 Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». ственной рабочей группы по развитию конкуренции на финансовом рынке, включающей представителей ФАС России, Банка России, Минфина России и Минэкономразвития России, в задачи которой входит как формирование итогового перечня мер для включения в план Правительства Российской Федерации на 2018–2020 годы и его реализация, так и дальнейшая подготовка других мер по развитию конкуренции на финансовом рынке, которые будут реализовываться заинтересованными ведомствами в инициативном порядке. В целях развития конкуренции Банк России стремится обеспечить конкурентный доступ к ключевой инфраструктуре и данным на финансовом рынке. Конкурентный доступ способствует оптимизации работы рыночных механизмов, выравниванию конкурентных возможностей поставщиков финансовых услуг, формированию безопасной и прозрачной среды осуществления финансовых транзакций, снижению их стоимости. Одним из мероприятий, направленных на развитие конкуренции на финансовом рынке, является реализация проекта «Маркетплейс» – системы для дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок. Реализация проекта «Маркетплейс» призвана, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой – способствовать развитию конкурентной среды и повышению безопасности предоставления финансовых сервисов. Для эффективного функционирования системы Банк России планирует создать прозрачную и стимулирующую регуляторную среду с учетом опыта пилотного запуска системы в 2018 году. Информация о заключенных сделках на платформе и позициях по ним будет вестись единым регистратором финансовых сделок, выполняющим в системе функ-цию «золотого источника правды». Планируется, что по запросу клиенту будут предоставляться выписки из реестра для использования в качестве юридически значимой информации (например, в судах), также клиент сможет видеть информацию по всем заключенным сделкам в своем личном кабинете. С целью развития рынка платежных услуг Банк России продолжит работу над созданием и последующим развитием системы быстрых платежей, которая обеспечит возможность переводов денежных средств в режиме реального времени 24/7/365 по номеру мобильного телефона между физическими лицами, а также в адрес юридических лиц и государственных органов. Внедрение системы обеспечит повышение привлекательности безналичных расчетов и создаст условия для внедрения высокотехнологичных финансовых сервисов. Кроме того, Банк России намерен реализовать ряд мероприятий регуляторно-технологического характера, дополнительно способствующих развитию конкуренции, в том числе: • Формирование правового базиса для внедрения субъектами финансового рынка открытых интерфейсов (Open API) и разработка соответствующих стандартов. Внедрение открытых API на финансовом рынке направлено на формирование доверительной среды между его участниками путем стандартизации их взаимодействия, а также на обеспечение равного доступа провайдеров услуг к информации, имеющейся в распоряжении финансовых организаций, и является необходимым условием развития финансового рынка на основе открытого обмена информацией. • Разработка предложений и требований к платформе цифрового профиля с использованием единого технологического идентификатора. Платформа обеспечит создание инфраструктуры простого, быстрого и легального обмена данными между потребителями и поставщиками информации и будет способствовать повышению ассортимента, качества и доступности услуг для конечных пользователей, а также повышению скорости и прозрачности предоставления данных за счет обеспечения для физических лиц возможности управления цифровыми согласиями на обмен данными. • Обеспечение благоприятных правовых условий для сбора, хранения и обработки данных, что будет способствовать снижению регуляторных барьеров для инновационных бизнес-решений и перемещению фокуса конкуренции в поле эффективности обработки данных, а не доступа к ним; • Развитие конкуренции на рынке эквайринга, что будет способствовать снижению цен и росту качества предоставляемых услуг. 3. Развитие сегмента длинных денег Развитый рынок капитала, обеспечивая трансформацию сбережений в инвестиции, является важным фактором экономического роста. Действуя в рамках своего мандата в координации с Правительством Российской Федерации, Банк России намерен реализовывать следующие ключевые направления развития рынка капитала: • создание института индивидуального пенсионного капитала (ИПК); • развитие финансовых инструментов. ИПК станет одним из ключевых проектов развития сегмента длинных денег на ближайшие три года. ИПК – третий компонент пенсионной системы, предполагающий формирование источника пенсионныхвыплат за счет отчислений самого гражданина (с предоставлением налоговых льгот) и/или работодателя (работодатель сможет софинансировать взносы работника, получая в этом случае льготы в соответствии с действующим законодательством). Предполагается, что ИПК заменит действующую систему пенсионных накоплений обязательного пенсионного страхования. Реализация ИПК потребует тесного сотрудничества Банка России с Правительством Российской Федерации, в частности с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Потенциальный успех ИПК строится на базовых принципах простоты, понятности и прибыльности для гражданина. Важную роль в повышении качества услуг для граждан будет иметь специально созданная высокотехнологичная структура – центральный администратор, к основным функциям которого будут относиться СМСинформирование участников и обеспечение сервиса «единого окна» для гражданина. Долгосрочный характер накоплений позволит управляющим применять инвестиционные стратегии с длинным горизонтом и повышенной доходностью без принятия повышенного риска. Средства ИПК будут защищены капиталом негосударственных пенсионных фондов и системой гарантирования пенсионных накоплений. Одним из приоритетных проектов развития финансового рынка, направленных на повышение общего объема инвестиций и увеличение доли долгосрочных инвестиций в экономике, остается развитие рынка облигаций и иных финансовых инструментов. В этом направлении Банк России намерен реализовывать мероприятия: • по увеличению доступности линейки инвестиционных инструментов долевого и долгового финансирования (облигаций, ограниченных в обороте, конвертируемых ценных бумаг, неголосующих привилегированных акций); • по дальнейшему упрощению процедуры регистрации выпусков ценных бумаг, связанному, прежде всего, с обеспечением технической возможности электронной регистрации выпусков ценных бумаг без представления эмиссионных документов на бумажном носителе; • по дальнейшему упрощению доступа инновационных компаний и субъектов малого и среднего предпринимательства к традиционным механизмам долевого и долгового финансирования, а также развитию альтернативных механизмов привлечения капитала с использованием коллективного управления в области финансирования. Банк России также намерен развивать инструменты контроля за реализацией долгосрочных инвестиционных проектов со стороны российских и иностранных инвесторов, что будет способствовать обеспечению экономики долгосрочными финансовыми ресурсами. 4. Развитие корпоративных отношений Доверительную среду на финансовом рынке невозможно сформировать лишь в рамках отношений «инвестор – посредник», без кропотливой работы по установлению доверия между инвестором и лицом, обязанным по финансовому инструменту. Для инвесторов в акции регулирование корпоративных отношений эмитента и акционера формирует условия, которые способствуют или противодействуют взаимному доверию. Неслучайно именно в корпоративных отношениях мы должны говорить о взаимном доверии. Базовые постулаты говорят о необходимости регулированияи ограничения деятельности акционерных обществ и их органов, предоставляя неконтролирующим акционерам как слабой стороне в большей степени права, чем обязанности и ответственность, формируя за счет ограничений и обязанностей на стороне компаний доверие у инвестора. Однако обратной стороной такого подхода является стремление корпораций воздерживаться от привлечения инвестирования на рынках долевого капитала и внедрение в практику все большего количества механизмов защиты от «недружественных» акционеров. Одним из важных вопросов взаимодействия инвестора и эмитента является информационная прозрачность. Необходимо сформировать условия для сокращения объема формальных требований, в результате которых важные для инвестиционных решений сведения могут затеряться в информационном потоке повторяющейся и незначительной информации, и снижения издержек эмитента, связанных с раскрытием информации, одновременно не создавая информационного вакуума для инвесторов. Являясь, согласно законодательству, регулятором в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах, Банк России непосредственно участвует в реализации плана мероприятий (дорожной карты) «Совершенствование корпоративного управления», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года №1315-Р. Наряду с совершенствованием правовых основ функционирования корпораций и их участников особую роль в области повышения привлекательности для инвесторов долевого финансирования играет дальнейшее внедрение в российскую практику лучших стандартов корпоративного управления, нашедших отражение в рекомендованном Банком России к применению Кодексе корпоративного управления (далее – Кодекс). Эффективно выстроенное корпоративное управления способствует не только укреплению доверия к ним со стороны акционеров и инвесторов, но и повышению инвестиционной привлекательности и росту акционерной стоимости российских компаний. До настоящего времени акционеры, директора и высший менеджмент далеко не всех компаний смогли осознать ценность и действенность методов и инструментов корпоративного управления для определения точек неэффективности и построения моделей управления, способствующих созданию стоимости. На современном этапе развития применение Кодекса становится не просто способом выстраивания сбалансированных отношений между компанией и акционерами, но и инструментом повышения эффективности управления компанией, направленного на долгосрочное устойчивое развитие. Банк России продолжит работу с акционерными обществами, направленную на мониторинг и мягкое стимулирование к внедрению лучших практик корпоративного управления российскими компаниями. Предполагается, что основным форматом работы в данном направлении будут преимущественно разъяснения и информационные руководства. Разработка дополнительных методических материалов и руководств обеспечит акционерные общества практическим инструментарием к применению лучших принципов корпоративного управления. Внесение изменений в законодательство будет носить точечный характер, направленный на устранение барьеров, препятствующих внедрению лучших практик корпоративного управления в работу компаний. Планируется и дальнейшее развитие Кодекса с учетом возникающих информационно-технологических вызовов и возможностей. 5. Совершенствование надзорного подхода Банка России Стабильная, слаженная работа рыночных механизмов, соблюдение участниками рынка буквы и духа закона являются основой развития финансового рынка. Увеличение сложности и разнообразия финансовых продуктов и бизнес-моделей финансовых организаций, расширение использования новых технологий при оказании финансовых услуг, размывание границ финансового сектора ставят перед регулятором новые вызовы, связанные с обеспечением эффективного надзора и финансовой стабильности. Одной из первостепенных задач Банка России на период реализации Основных направлений будет являться повышение оперативности и своевременности надзорного реагирования, обеспечение превентивного характера надзора. В этих целях Банк России рассчитывает на расширение применения профессионального суждения. Это позволит реагировать на проблемы финансовых организаций на ранних стадиях, сократит частоту пересмотра параметров регулирования, снижая регуляторную нагрузку на добросовестных участников рынка. Для обеспечения превентивного характера надзора Банк России также намерен расширить применение оценки качества корпоративного управления и принятия решений в финансовых организациях в надзорном процессе. Это позволит предупреждать риски путем выявления особенностей корпоративного управления, которые впоследствии могут оказать негативное воздействие на деятельность финансовой организации в целом. Дальнейшее развитие получит надзорное стресс-тестирование. Банк России намерен создать комплексную аналитическую систему, интегрированную в общий надзорный процесс и обеспечивающую информационную поддержку принятия решений на основе независимого оперативного анализа устойчивости банков к кризисным ситуациям на индивидуальном, групповом и секторальном уровнях. Разработка указанной системы направлена на повышение точности и своевременности надзорных оценок устойчивости отдельных банков. Банк России продолжит внедрять пропорциональное регулирование финансовых организаций, способствующее развитию конкуренции на финансовом рынке и обеспечению доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе в регионах. Повышению эффективности надзора за деятельностью кредитных организаций и снижению системных рисков будет также способствовать совершенствование консолидированного надзора за финансовыми группами, банковскими группами и банковскими холдингами. Рассмотрение деятельности финансовых организаций на консолидированной основе позволит лучше оценивать профиль рисков в рамках группы, а также своевременно предотвращать принятие финансовыми организациями чрезмерного уровня рисков и эффективнее защищать интересы кредиторов и вкладчиков. В условиях повышения роли Банка России как мегарегулятора возрастает важность оценки системных эффектов при реализации макроэкономических шоков. С этой целью Банк России использует макропруденциальное стресс-тестирование, позволяющее учитывать риски финансовых организаций на групповой основе, а также взаимосвязи между ними. В период 2019–2021 годов планируется продолжить развитие инструментария макропруденциального стресс-тестирования: расширить периметр стресс-тестирования, включить в него профессиональных участников рын-ка ценных бумаг, лизинговые компании, институты развития; оценивать системные эффекты коллективных действий участников; учитывать эффекты обратной связи по влиянию шоков финансового сектора на реальную экономику. 6. Противодействие недобросовестным практикам, профилактика и пресечение правонарушений.Отношения между поставщиками и покупателями финансовых услуг в значительной мере основаны на доверии. Важнейшим направлением деятельности Банка России на период реализации Основных направлений является формирование доверительной среды финансового рынка за счет противодействия недобросовестным практикам, профилактики и пресечения правонарушений. В ходе исполнения Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов Банком России были расширены требования к деловой репутации членов органов управления и сотрудников финансовых организаций3 . В период 2019–2021 годов Банк России планирует расширение использования института деловой репутации в регулировании финансовых организаций и публичных компаний, повышение персональной ответственности руководителей финансовых организаций, в том числе за искажение финансовой отчетности публичных компаний. Принимаемые меры будут также направлены на предотвращение вхождения в состав органов управления недобросовестных лиц. С вопросами управления в финансовых организациях связаны проблемы управления конфликтами интересов и их раскрытия. Данные вопросы особенно важны для деятельности организаций, оказывающих агентские и схожие с ними услуги (например, инвестиционных советников, брокеров, специализированных депозитариев). Банк России намерен ввести требование об исключении, а при невозможности исключения – о раскрытии конфликтов интересов, которые могут нанести убытки клиентам. Предполагается также ввести запреты на конкретные виды невыгодных для клиентов практик, связанных с конфликтами интересов. В 2019–2021 годах предполагается закрепить в законодательстве институт сделки с регулятором, дающий Банку России право смягчать или не применять к нарушителю меры воздействия за нарушения, связанные с манипулированием рынком и (или) неправомерным использованием инсайдерской информации в обмен на активное содействие расследованию и компенсацию причиненного вреда. Указанная мера позволит ускорить ход расследования правонарушений, а также будет способствовать привлечению к ответственности более широкого круга лиц, причастных к правонарушению. Кроме того, планируется внедрение и расширение сфер применения профессионального суждения при квалификации действий на финансовом рынке. Банк России уделяет пристальное внимание повышению доверия инвесторов к финансовому рынку за счет дестимулирования недобросовестного поведения. В указанных целях планируется развитие соответствующего регулирования, направленное на наделение Банка России необходимыми полномочиями для сбора доказательной базы, внедрение института информаторов (whistleblowers), модернизация системы мер соразмерного наказания. Важным направлением является развитие инструментария, использование которого позволит повысить эффективность выявления недобросовестного поведения и добиться неотвратимости наказания: дальнейшее внедрение технологий (включая инструменты Big Data) автоматизированного мониторинга финансового рынка, развитие ситуационного центра, внедрение механизма статистической экспертизы, в том числе с применением стохастического аппарата. Неотъемлемой частью развития системы дестимулирования недобросовестных практик является усиление взаимодействия Банка России с правоохранительными органами и органами исполнительной власти, саморегулируемыми организациями (СРО) и общественными организациями. В связи с этим запланировано проведение совместных тематических учебных мероприятий и круглых столов по обмену опытом. Отдельно стоит отметить, что Банк России при развитии указанных направлений предполагает осуществлять свою деятельность согласно принципам понятного, применимого, разумного и сбалансированного регулирования, а также принципам прозрачности и предсказуемости деятельности. Для этого Банк России в том числе планирует активно развивать диалог с участниками финансового рынка по вопросам определения добросовестного поведения в целях разработки соответствующего кодекса. Особое внимание уделяется международному взаимодействию, в том числе для трансграничного применения мер. 7. Интеграция в рамках ЕАЭС. В соответствии с договором о ЕАЭС, заключенным в 2014 году, Правительство Российской Федерации и Банк России в период с 2019 по 2021 годы продолжат участие в работе Евразийской экономической комиссии по экономической интеграции в рамках ЕАЭС, включающей гармонизацию законодательств государств – членов ЕАЭС, основанную на лучшей международной практике регулирования. Реализация данного направления будет способствовать укреплению экономических связей с государствами – членами ЕАЭС, повысит привлекательность и конкурентоспособность российского финансового рынка. Целью гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в сфере регулирования финансового рынка является формирование до 2025 года общего финансового рынка в области банковского сектора, сектора рынка ценных бумаг и страхового сектора. Это позволит участникам финансовых рынков государств – членов ЕАЭС получить упрощенный доступ на рынки друг друга, таким образом увеличив глубину и охват национальных финансовых рынков государств-членов. В рамках реализации данного направления представителями национальных (центральных) банков и иных уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС согласовывается Концепция формирования общего финансового рынка, охватывающая период до 2025 года. Это рамочный документ, закрепляющий общее понимание формирования единого финансового рынка. Для достижения поставленной задачи в рамках совместной деятельности представителей Российской рабочих групп, согласование и подписание следующих документов: 1. Концепция общего финансового рынка. 2. Соглашение по гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС. 3. Соглашение о допуске брокеров и дилеров одного государства – члена ЕАЭС на биржи (организаторов торговли) других государств-членов. 4. Соглашение о взаимном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах (организаторах торговли) государств – членов ЕАЭС. 5. Соглашение о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации. 6. Соглашение об аудиторской деятельности на территории ЕАЭС. В целях создания условий для формирования единого платежного пространства в рамках ЕАЭС с использованием новых финансовых технологий планируется определение подходов к созданию системы передачи финансовых сообщений на основе технологии распределенных реестров, системы быстрых платежей, а также к взаимодействию национальных систем платежных карт. Кроме того, Банк России намерен содействовать гармонизации регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности на пространстве ЕАЭС, создать условия для формирования единого платежного пространства в рамках ЕАЭС. 8. Совершенствование регулирования БКИ .Выстроенный на прозрачных основах, оперативный и свободный (недискриминационный) доступ кредитных и микрофинансовых организаций к информации о действующих и потенциальных клиентах является значимым фактором справедливого ценообразования услуг указанных институтов и повышения эффективности их функционирования. В связи с этим Банк России намерен развивать институт кредитной истории путем расширения доступных для бюро кредитных историй (БКИ) сведений, а также наделения БКИ особыми правами на получение, обработку и передачу персональных данных при обязательности поддержания должного уровня защищенности данной информации. Мы ожидаем, что развитие конкуренции на рынке услуг БКИ будет способствовать дальнейшему расширению перечня продуктов и услуг, оказываемых БКИ, и повышению их качества. Традиционные услуги по предоставлению кредитных отчетов и скоринговых оценок будут дополняться внедрением в практику работы БКИ альтернативных источников данных и моделей оценки заемщиков, включая поведенческий скоринг на основе данных социальных сетей и иных доступных и легальных источников данных, а также применением методов анализа больших данных (Big Data) для повышения качества оценки кредитоспособности и платежной дисциплины потенциальных заемщиков. Кроме того, в целях повышения доступности данных для БКИ предполагается наделить Банк России правом устанавливать порядок присвоения источниками формирования кредитных историй уникального идентификатора каждой сделке, связанной с принятием кредитных рисков. В 2019–2021 годах планируется также усовершенствовать надзорные полномочия Банка России в отношении БКИ, в том числе: • предоставить Банку России право исключать БКИ из государственного реестра без решения арбитражных судов при выявлении неоднократных и (или) существенных нарушений законодательства; • распространить требования к финансовой состоятельности владельцев БКИ на лица, контролирующие деятельность БКИ; • предоставить Банку России право устанавливать квалификационные требования к руководителям БКИ; • установить для БКИ обязанность представления финансовой и операционной отчетности в Банк России. 9. Защита прав потребителей и инвесторов. Защита прав потребителей и инвесторов остается одним из приоритетов деятельности Банка России. В 2017 году Банк России по итогам обсуждения с участниками рынка разработал концепцию совершенствования системы защиты интересов инвесторов на финансовом рынке посредством введения регулирования категорий инвесторов и определения их инвестиционного профиля. Положения данной концепции распространяются на инвесторов – физических лиц. Банк России предполагает в 2018–2019 годах провести обсуждение и внедрить концепцию системы квалификации инвесторов – юридических лиц с учетом их инвестиционного профиля. Повышению доверия и уровня защиты прав потребителей будет способствовать также создание альтернативного механизма разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями. В этих целях в 2019–2021 годах планируется внедрение института финансового уполномоченного. Разрешение спора финансовым уполномоченным будет происходить быстрее и с меньшими затратами, чем рассмотрение спора в суде. Специализация уполномоченного и высокие требования, предусмотренные для кандидата на должность финансового уполномоченного, позволят обеспечить квалифицированное рассмотрения споров. Создание данного института сократит нагрузку на судебную систему Российской Федерации. Одним из способов повышения защищенности потребителя и профилактики недобросовестного поведения является внедрение поведенческого надзора. Поведенческий надзор – это процедура контроля за поведенческими моделями участников рынка с фокусом на процесс взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг. Для реализации поведенческого надзора используется механизм риск-аналитики: оценка соотношения числа жалоб на конкретную компанию в сравнении со средними значениями по рынку. При превышении пороговых значений Банк России будет усиливать надзорные меры в отношении соответствующих компаний. В последние годы наблюдается распространение практики оказания финансовых услуг физическим лицам нерегулируемыми компаниями за пределами страны регистрации. Банк России планирует проводить проактивную политику в отношении регулирования трансграничных финансовых услуг, направленную на повышение осведомленности населения о рисках, связанных с трансграничными финансовыми услугами, и предотвращение использования потребителями услуг недобросовестных поставщиков. Другими мероприятиями по защите прав потребителей услуг, планируемыми к реализации в 2019–2021 годах, являются совершенствование требований к распространению преддоговорной информации и рекламе финансовых продуктов, а также в части ограничения распространения информации о нелегальных услугах на финансовом рынке, а также создание системы регулирования и надзора за финансовыми агентами, непосредственно взаимодействующими с потребителями финансовых услуг в качестве представителей финансовых организаций. 10. Повышение финансовой доступности.В части повышения финансовой доступности Банк России в 2018 году утвердил Стратегию повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018–2020 годов. План мероприятий (дорожная карта) по реализации данной стратегии направлен на согласование в Правительство Российской Федерации. Основными целями данной стратегии на период ее реализации являются: • повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для потребителей финансовых услуг из отдаленных районов и сельской местности, субъектов МСП и групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам (лиц с низким уровне • повышение скорости и качества доступа к финансовым услугам для населения, имеющего доступ к сети Интернет. При этом Банк России продолжает реализацию плана мероприятий (дорожной карты) по повышению доступности услуг финансовых организаций для людей с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения на 2017–2019 годы. 11. Повышение финансовой грамотности.Сохраняя преемственность с Основными направлениями развития, действовавшими в период 2016–2018 годов, Банк России продолжает деятельность, направленную на повышение уровня финансовой грамотности населения. Финансовая грамотность является фундаментом, на котором основывается доверие потребителей к финансовому рынку, и первым рубежом защиты потребителя от возможных злоупотреблений со стороны продавцов финансовых услуг. Кроме того, низкий уровень финансовой грамотности затрудняет приобретение более сложных финансовых продуктов, получающих в последнее время все более широкое распространение, являясь ментальным барьером на пути обеспечения доступности финансовых услуг для граждан. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039-Р, а также приказом Банка России от 2 ноября 2017 года № ОД-3150 «О реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы» утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, в реализации которой участвуют Минфин России, Банк России и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации. Целью Стратегии является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения. План мероприятий по реализации Стратегии включает в себя: • решение задач по повышению охвата и качества финансового образования и информирования населения в области финансового образования, а также по обеспечению необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества; • решение задач по разработке механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка. Кроме того, Банк России совместно с Минобрнауки России с 2016 года ведут системную работу по повышению уровня финансовой грамотности обучающихся. В рамках этой работы подписано соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации от 8 сентября 2016 года и утвержден перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017–2021 годы, включающий: • внесение изменений в части включения основ финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы на всех уровнях образования; • подготовку методических рекомендаций в области дополнительного профессионального образования; • подготовку и повышение квалификации педагогических работников, участвующих в реализации образовательных программ по финансовой грамотности. 12. Реформа аудита Внешний аудит выступает гарантом достоверности финансовой отчетности участников финансового рынка и является обязательным для большинства из них. Уверенность рынка в раскрываемой кредитными и некредитными финансовыми организациями, эмитентами, заемщиками информации, в том числе об их финансовом положении, финансовых результатах и рисках непрерывности деятельности, невозможна без института квалифицированного и добросовестного независимого аудита. Приобретая полномочия в сфере аудиторской деятельности, Банк России видит основными целями среднесрочного развития рынка аудиторских услуг повышение конкурентоспособности российских аудиторов, повышение доверия пользователей к результатам аудиторской деятельности, а также «настройку» системы регулирования и надзора в данной отрасли с учетом лучших мировых практик и задач национальной экономической безопасности. Задачами развития аудиторской отрасли на период 2019–2021 годов являются: • совершенствование законодательства (в том числе в части правовых основ функционирования системы регулирования и надзора, независимости внешнего аудита, системы образования и повышения квалификации аудиторов); • построение нормативной правовой базы, необходимой для внедрения пропорционального регулирования и надзора (в том числе в части построения «второго» контура аудиторов, допущенных к оказанию аудиторских услуг общественно значимым организациям); • развитие методологии аудиторской деятельности в соответствии с международными стандартами аудита, принятие мер, направленных на дальнейший перевод международных стандартов аудиторской деятельности и своевременное внесение изменений в действующие международные стандарты аудиторской деятельности; • расширение взаимодействия регуляторов, надзорных органов и пользователей результатов аудиторской деятельности (в том числе в рамках системы корпоративного управления) с аудиторами, с целью повышения качества аудиторских услуг и качества бухгалтерской (финансовой) отчетности; • осуществление гармонизации законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в соответствии с едиными принципами осуществления аудиторской деятельности на территории ЕАЭС; • обеспечение информационного обмена с иностранными регуляторами аудиторской деятельности и иностранными надзорными органами в сфере аудиторской деятельности, участие в развитии международной системы стандартизации в сфере аудиторской деятельности. 13. Совершенствование регулирования рынка ПФИ.Для повышения финансовой стабильности и устранения существующих барьеров для использования широкого спектра инструментов рынков капитала Банк России продолжит развитие рынка производных финансовых инструментов (далее – ПФИ), являющихся важнейшими инструментами хеджирования рыночных рисков. Реализация мер в этом направлении обеспечит выполнение принятых Российской Федерацией обязательств в рамках G20 по реформированию рынка внебиржевых ПФИ. С целью повышения прозрачности и устойчивости рынка процентных ПФИ будет осуществляться поэтапный перевод внебиржевых процентных ПФИ на централизованный клиринг. Для отдельных категорий внебиржевых ПФИ, по обязательствам из которых не будет осуществляться добровольный или обязательный централизованный клиринг, будет поэтапно вводиться требование об обязательном маржировании (финансовом обеспечении исполнения обязательств). Планируется также внесение в российское законодательство4 определения понятия хеджирующей сделки, отвечающего международной практике, в том числе для установления четких различий между хеджирующими сделками и спекулятивными. Риск такой переквалификации (из хеджирующих в спекулятивные) и соответствующие налоговые последствия являются препятствием для использования хеджирующих сделок среди российских нефинансовых компаний и одной из причин невысокого уровня ликвидности российского рынка ПФИ. Другими направлениями совершенствования регулирования рынка ПФИ станут: • устранение барьеров в российском правовом поле для заключения сложных договоров, содержащих элементы ПФИ (структурированных финансовых инструментов); • минимизация правовых неопределенностей в части понятия ПФИ, в том числе в части разграничения ПФИ с иными видами договоров, расширения перечня базисных активов ПФИ, судебной защиты по требованиям из ПФИ с иностранными лицами. 14. Развитие инфраструктуры финансового рынка.Дальнейшее развитие инфраструктурных организаций финансового рынка (далее – ИОФР) является важной задачей по повышению стабильности и конкурентоспособности российской финансовой системы, а также обеспечению благоприятных условий для привлечения долгосрочных инвестиций. В этом направлении Банк России планирует: • внедрить режимы восстановления финансовой устойчивости и урегулирования несостоятельности центральных контрагентов с целью обеспечения непрерывности оказания центральными контрагентами значимых для финансового рынка услуг; • оптимизировать применяемые в отношении центральных контрагентов требования к ведению финансовой отчетности; • усовершенствовать применяемые в отношении центральных контрагентов требования к раскрытию информациис учетом международных стандартов раскрытия количественной информации о деятельности центральных контрагентов. Важным шагом на пути повышения глобальной конкурентоспособности национальных ИОФР станет успешное прохождение второго этапа оценки на предмет соответствия российских ИОФР международным требованиям принципов для инфраструктур финансового рынка, проведение которой под эгидой Банка международных расчетов запланировано на 2019 год. 15. Взаимодействие со странами БРИКС Банк России уделяет особое внимание развитию взаимодействия в финансовой сфере с другими юрисдикциями, в том числе с партнерами по БРИКС. Так, совместно с центральными банками стран БРИКС Банк России участвует в проекте создания фонда облигаций стран БРИКС (BRICS Bonds Fund) под управлением Банка международных расчетов. Фонд облигаций в национальных валютах стран БРИКС предполагает создание двухуровневого механизма, в рамках которого предусматривается осуществление центральными банками стран «пятерки» взносов в управляемый Банком международных расчетов фонд, средства которого будут далее распределены в национальные фонды облигаций стран БРИКС. Кроме того, в настоящий момент Банк России совместно с регуляторами рынка ценных бумаг стран БРИКС при участии Нового банка развития разрабатывает проект глобальных облигаций стран БРИКС (BRICS Global Bonds Union). Стратегической целью проекта является финансирование инфраструктурных проектов стран БРИКС, находящихся в пуле Нового банка развития. Ключевым вызовом представляется выстраивание инфраструктуры, которая позволит осуществлять трансграничные листинг и торговлю такими облигациями. На предварительном этапе потребуется всесторонняя оценка регуляторного режима стран БРИКС для выработки единых подходов и принципов выпуска таких облигаций. На следующих стадиях развития проекта предполагается определить перечень вопросов, в отношении которых потребуется процедура взаимного признания странами – членами БРИКС эквивалентности режимов регулирования и надзора за инфраструктурными организациями, такими как центральные контрагенты, кредитные рейтинговые агентства и репозитарии. Реализация обоих проектов будет способствовать созданию альтернативных каналов для долгосрочного финансирования российских компаний и повысит глубину и ликвидность российского рынка облигаций. В целях создания единого платежного пространства с использованием новых технологий совместно со странами БРИКС планируется определение подходов к созданию системы передачи финансовых сообщений на основе технологии распределенных реестров, системы быстрых платежей, а также к взаимодействию национальных систем платежных карт совместно со странами БРИКС. 16. Задачи по развитию банковского сектора. В целях поддержания стабильности и ограничения принимаемых кредитными организациями рисков Банк России планирует продолжить поэтапное внедрение новых регулятивных подходов, предусмотренных документами Базельского комитета по банковскому надзору (далее – БКБН). Продолжится работа по внедрению в российскую практику компонента 2 «Надзорный процесс» Базеля II. В этом направлении задачей Банка России будет осуществление оценки качества и результатов внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК) кредитных организаций и банковских групп5 . Банк России будет ежегодно оценивать соответствие ВПОДК кредитных организаций их бизнесмодели и масштабу осуществляемых ими операций, а также достаточность капитала кредитных организаций для покрытия всех значимых рисков с учетом стратегии развития института и результатов стресстестирования. Важным инструментом превентивного надзора станет стресс-тестирование, а также моделирование процессов в отдельных банках и группах кредитных организаций с учетом специфики их бизнес-моделей. Позитивный вклад в повышение качества банковского надзора внесут его централизация и внедрение стандартов банковского надзора. Также Банк России продолжит работу по внедрению в российскую практику компонента 3 «Рыночная дисциплина» Базеля II. Приоритетной задачей в этом направлении будет внесение в нормативные акты изменений, вводящих усовершенствованные требования по раскрытию информации кредитными организациями и банковскими группами о своей деятельности, принимаемых рисках, процедурах их оценки, управлении рисками и капиталом. Указанные изменения позволят повысить транспарентность кредитных организаций и банковских групп для широкого круга заинтересованных лиц. Еще одной задачей Банка России будет развитие стимулирующего регулирования, то есть регулирования, создающего стимулы для кредитных организаций развивать операции, способствующие экономическому росту Российской Федерации. Одним из направлений развития стимулирующего регулирования является совершенствование механизма проектного финансирования, реализация которого осуществляется на базе государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Планируется установление подходов к определению резервов, исходя из оценки востребованности и характеристик конкретного проекта. Одновременно Банк России планирует ввести регулятивные требования по ограничению кредитования банками сделок слияний и поглощений, не приводящих к экономическому росту. Исключением для применения требований будут кредиты, выдаваемые на указанные цели в рамках федеральных целевых программ, а также на вложения в уставные капиталы стратегических предприятий (организаций) и организаций оборонно-промышленного комплекса. В рамках поддержки развития кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) будет проводиться совершенствование пропорционального регулирования (соответственно объему и сложности операций банков) и обеспечение специализации банков с базовой лицензией на кредитовании МСП. В целях регулирования сделок секьюритизации (создания условий для развития рынка облигаций и расширения кредитования МСП и ипотечных заемщиков) Банк России планирует внедрить новый подход к оценке величины кредитного риска по сделкам секьюритизации в целях расчета достаточности капитала банков, который предусматривает основанный на документе БКБН стандартизированный подход к оценке кредитного риска по сделкам секьюритизации и позволит существенно снизить коэффициент риска при расчете достаточности капитала в отношении сде-лок простой, прозрачной и сопоставимой секьюритизации до 10%. Еще одной задачей Банка России в данный период, связанной с выявленными случаями недобросовестного поведения банков, направленными на вывод залогов, станет поэтапное реформирование законодательства, направленное на предотвращение подобного поведения и укрепление рыночной дисциплины. Конечной целью данного реформирования является сохранение активов кредитных организаций и обеспечение их платежеспособности. Банк России планирует продолжать работу по рассмотрению ходатайств крупных банков по выдаче разрешений на применение моделей количественной оценки кредитного риска, основанной на внутренних рейтингах, в целях регуляторной оценки достаточности капитала. Кроме того, Банк России будет осуществлять надзор за соблюдением кредитными организациями условий разрешений на применение в регулятивных целях моделей количественной оценки кредитного риска. 17. Задачи по развитию рынка ценных бумаг.Существующее законодательство обязывает финансовых посредников, клиринговые центры и управляющих проводить разделение активов в зависимости от специфики их деятельности. Однако законодательство о несостоятельности (банкротстве) в недостаточной мере учитывает сложность корреспондентских отношений между финансовыми институтами при обслуживании клиента. Более того, кредитные организации, осуществляя профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, в принципе не разделяют собственные и клиентские средства (кроме случаев доверительного управления). В итоге средства клиентов могут быть смешаны с собственными активами несостоятельного финансового института и войти в конкурсную массу. Наличие подобных рисков свидетельствует о том, что существующие правовые механизмы нуждаются в совершенствовании для обеспечения должного уровня защиты инвестора от банкротства обслуживающих его финансовых институтов. В целях формирования доверительной среды на финансовом рынке планируется внесение изменений в регулирование, устраняющих правовую неопределенность при банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг путем распространения на кредитные организации в случае осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг обязанности осуществлять раздельный учет клиентских и собственных активов. Банк России продолжит работу в направлении совершенствования регулирования профессиональной деятельности на национальном финансовом рынке. В связи с появлением технологий дистанционного использования торговых платформ при купле-продаже ценных бумаг, а также с появлением новых сложных финансовых инструментов должны измениться и подходы к регулированию инвестиционной деятельности за свой счет. В частности, планируется расширить определение указанной деятельности. Помимо публичного совершения сделок купли-продажи ценных бумаг к ней предлагается относить также деятельность по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, и других договоров со встроенным финансовым рычагом, которые заключаются на основе публичной оферты или через Интернет с использованием специализированных программных средств, принадлежащих финансовому институту. Указанный подход в регулировании инвестиционной деятельности, по мнению Банка России, даст возможность упорядочить предложение на внебиржевом рынке сложных инструментов. Реализация указанных предложений позволит установить более жесткие правила осуществления деятельности в розничном сегменте, где существует потребность в защите слабой стороны договора, при сохранении относительно либеральных правил осуществления деятельности в коммерческом секторе. Это также позволит упорядочить публичное предложение сложных ПФИ розничному сектору, повысит защищенность прав и интересов инвесторов, что, в свою очередь, положительно скажется на доверии потребителей к финансовому рынку. Банк России в среднесрочной перспективе планирует уделить особое внимание деятельности регистраторов и депозитариев. Представляется целесообразным гармонизировать подходы к регулированию схожей по своей сути деятельности в части учета прав клиента на ценные бумаги. Последние изменения в законодательстве свидетельствуют о сближении депозитариев по своему отдельному функционалу с регистраторами (ведение реестров владельцев инвестиционных паев, обездвижение документарных облигаций и закладных). Банк России планирует осуществлять мероприятия, направленные на дальнейшее сближение регуляторных моделей организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, что, помимо прочего, должно способствовать устранению регуляторного арбитража и поведенческих барьеров, препятствующих развитию справедливой конкуренции в указанной сфере деятельности. 18. Задачи по развитию страхового сектора.Страховая отрасль является важным сектором финансового рынка, напрямую влияющим на качество жизни граждан и решающим целый ряд макроэкономических задач. В условиях ограниченных возможностей по использованию внешних источников финансирования существенно повышается роль страховщиков как институциональных инвесторов. Внутренние сбережения становятся важнейшим источником инвестиций, при этом одним из наиболее гибких и активно развивающихся механизмов привлечения долгосрочного финансирования в национальную экономику выступает страхование жизни. Банк России в отчетный период планирует реализовать комплекс мер, направленных на создание благоприятной среды для развития страхования жизни в Российской Федерации. На протяжении последних лет сегмент ОСАГО оставался одним из наиболее чувствительных для участников рынка. Высокий уровень убыточности продукта в ряде регионов при снижении в некоторых случаях удовлетворенности потребителей поставил под угрозу не только финансовую устойчивость страховщиков, работающих в сегменте, но и доверие потребителей к страховому рынку в целом. Банк России продолжит направлять свои действия на создание сбалансированной модели на рынке ОСАГО, в которой у страховщиков сохраняется экономический интерес к работе в этом сегменте, а потребитель получает доступную и качественную услугу. Одним из ключевых условий устойчивого развития страхового рынка является адекватная и всеобъемлющая оценка рисков деятельности страховой организации, соответствие величины капитала уровню и профилю принимаемых рисков, а также прозрачность и раскрытие информации о деятельности. В решении данных вопросов Банк России будет придавать первостепенное значение процессу внедрения риск-ориентированного подхода к регулированию страхового сектора в Российской Федерации, основанного на принципах Solvency II. В рамках совершенствования регулирования страховой деятельности Банк России планирует предпринимать последовательные действия по развитию дистрибуции отдельных видов страховых услуг, в первую очередь социально значимых, в электронных форматах. В ряде случаев при этом возможен переход к оказанию отдельных видов страховых услуг полностью в электронном виде. По мнению Банка России, положительный эффект от дигитализации страхования возможен, в первую очередь, в сегменте ОСАГО, являющемся наиболее массовым, бизнес-процессы в котором детально определены страховым законодательством и нормативными актами Банка России. В зоне особого внимания Банка России будут находиться вопросы совершенствования гражданско-правовых основ страхования и снижения барьеров для широкого использования механизмов добровольного страхования гражданами, юридическими лицами и субъектами страхового дела. Повышение уровня цифрового взаимодействия на страховом рынке, в том числе путем расширения электронных каналов реализации страховых услуг, может также стать существенным стимулом для развития добровольного страхования. Среди приоритетных задач на среднесрочный период Банк России выделяет необходимость выстраивания взвешенной политики регулирования деятельности филиалов иностранных страховщиков (перестраховщиков) на российском страховом рынке, обусловленную разрешением их присутствия с августа 2021 года в соответствии с обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию. 19. Задачи по развитию сектора коллективных инвестиций и доверительного управления Одним из ключевых проектов в части развития частного пенсионного обеспечения станет запуск системы добровольных пенсионных накоплений с упрощенным порядком вступления в участие через механизм авторегистрации (индивидуальный пенсионный капитал, ИПК). ИПК предполагает формирование источника пенсионных выплат за счет отчислений гражданина и(или) работодателя и призван заменить действующую систему пенсионных накоплений обязательного пенсионного страхования. Долгосрочный характер накоплений позволит управляющим применять инвестиционные стратегии с длинным горизонтом и повышенной доходностью без принятия повышенного риска. Более подробное описание ИПК содержится в подразделе «Развитие сегмента длинных денег». Банк России продолжит работу над повышением финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов (НПФ), в том числе путем проведения их стресстестирования. Будут внедрены требования к раскрытию информации НПФ. Продолжится внедрение элементов фидуциарной ответственности управляющих компаний и НПФ и профессионального суждения при оценке их деятельности. Будут создаваться предпосылки для снижения издержек НПФ, в том числе путем предоставления НПФ права самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в разрешенные активы. Будет продолжена работа по повышению инвестиционной привлекательности паевых инвестиционных фондов (ПИФ), в том числе путем оптимизации регуляторной нагрузки на управляющие компании, совершенствования требований к раскрытию управляющими компаниями информации о деятельности ПИФ. 20. Задачи по развитию сектора микрофинансирования. В числе приоритетных задач на среднесрочный период Банк России видит совершенствование системы надзора за микрофинансовыми организациями через саморегулируемые организации в сфере финансового рынка. Для этого будет необходимо провести ряд мероприятий в части повышения эффективности надзора соответствующих СРО за своими членами и совершенствования требований действующих базовых стандартов. Банк России планирует совершенствовать регулирование деятельности субъектов рынка микрофинансирования на основе риск-ориентированного подхода, в рамках которого будет реализовано установление дифференцированных требований к менеджменту и собственникам субъектов рынка микрофинансирования, порядку предоставления отчетности субъектами рынка микрофинансирования. В целях защиты прав заемщика микрофинансовых организаций планируется снизить предельный размер обязательств заемщика перед кредитором по договору потребительского займа, а также ввести требования по соблюдению при выдаче потребительских займов устанавливаемого Банком России предельного значения показателя уровня долговой нагрузки заемщика. Кроме того, для обеспечения финансовой устойчивости сектора планируется усовершенствовать подходы к формированию резервов на возможные потери по займам. В отношении регулирования деятельности ломбардов Банк России планирует продолжить работу по совершенствованию профильного законодательства и развитию механизмов безналичной выдачи займов. Важной задачей по изменению законодательства о ломбардах на период 2019–2021 годов является регламентация процедуры допуска ломбардов на финансовый рынок (приобретение статуса ломбарда со дня внесения сведений о нем в государственный реестр ломбардов и утрата статуса ломбарда со дня исключения указанных сведений из данного реестра). Планируется также наделить Банк России правом утверждать форму залогового билета при объединении табличной формы индивидуальных условий договора потребительского займа с залоговым билетом. Кроме того, планируется расширение видов разрешенной предпринимательской деятельности ломбардов с учетом выявленных потребностей сектора. В рамках реализации цели по развитию механизмов безналичной выдачи займов рассматривается возможность наделить ломбарды статусом банковского платежного агента с соответствующим объемом прав и обязанностей. В сфере кредитной кооперации необходимо провести ряд мер, направленных на повышение финансовой устойчивости сектора и защиту прав пайщиков. В частности, Банк России планирует провести работу по созданию систем стабилизации и гарантирования в сфере кредитных потребительских кооперативов, возвратить кредитным кооперативам право распределения доходов между членами и усовершенствовать финансовые нормативы в целях учета большего количества рисков деятельности кредитных потребительских кооперативов. Кроме того, планируется проведение мероприятий по оздоровлению рынка кредитной кооперации. В целях защиты прав пайщиков предполагается развивать нормы кооперативного управления в области кредитной кооперации, в том числе направленные на развитие принципа кооперативной общности и повышение вовлеченности членов кредитных потребительских кооперативов. В отношении жилищных накопительных кооперативов перед Банком России в сред-несрочном периоде стоит задача развития правового регулирования с целью повышения эффективности их деятельности и расширения числа потенциальных пайщиков. 21. Задачи по развитию платежных систем и платежной инфраструктуры. Стабильное функционирование платежных систем и предоставление качественных платежных услуг являются необходимыми условиями для эффективного функционирования финансового рынка. Развитие национальной платежной системы на современном этапе характеризуется позитивными тенденциями. Наблюдается устойчивый рост доли розничных безналичных операций. На платежном рынке появляются новые субъекты, вовлеченные в оказание платежных услуг, внедряются современные финансовые технологии. Растет объем операций, совершаемых клиентами кредитных организаций через дистанционные каналы. В период 2019–2021 годов Банком России будут реализовываться мероприятия, направленные на дальнейшее стимулирование роста безналичных операций, создание условий, содействующих развитию конкуренции на рынке платежных услуг, снижению стоимости операций, в том числе за счет внедрения современных финансовых технологий. Дальнейшее развитие платежной системы Банка России будет осуществляться за счет внедрения новых современных платежных сервисов, в том числе онлайн-платежей, предоставления гибких механизмов управления ликвидностью, расширения регламента функционирования платежной системы Банка России, подключения косвенных участников. Банк России продолжит совершенствование сервисов, предоставляемых системой передачи финансовых сообщений, как в области привлечения новых участников, так и в области расширения функционала системы. Также будет продолжено развитие национальной системы платежных карт и продвижение национальных платежных инструментов внутри страны, на пространстве Евразийского экономического союза и в странах основных туристических направлений.