Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение ( Роль налогов с физических лиц ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
1.1 Виды налогов с физических лиц.
2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
2.1 Роль налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.
2.2. Порядок исчисления налогов с физических лиц.
2.3. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства.
3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи;
д) налоговая ставка
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
е) порядок исчисления налога.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента;
ж) порядок и сроки уплаты налога.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, в установленные применительно к каждому налогу сроки.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.
Основаниями налоговых льгот служат различные обстоятельства, с которыми Налоговый кодекс РФ и другие нормативные правовые акты по налогам связывают их предоставление. Налоговые льготы могут быть предоставлены при установлении не только федеральных налогов, но и региональных, местных налогов, что следует из статьи 12 Налогового кодекса РФ.
Также следует помнить, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 Налогового кодекса РФ).
Нормативно-правовой акт, устанавливающий сборы, определяет плательщиков сборов и конкретные элементы обложения, то есть ставку сборов, порядок исчисления сборов, порядок и сроки их уплаты и прочее применительно к конкретным сборам [14, c. 221].
2. ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
2.1 Роль налогов с физических лиц в формировании бюджета РФ.
Налогообложение доходов физических лиц во всех странах играет важную роль в формировании государственного бюджета. Размеры поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет зависит от уровня развития экономики страны, что определяет уровень доходов населения. Этот налог регулирует и уровень потребления, стимулируя его, либо ограничивая. Поэтому для государства принципиально важным является соблюдение экономических интересов государства, в виде поступлений налогов в бюджет, и соблюдение принципа справедливости при налогообложении.
В современной России система налогообложения доходов граждан стала формироваться в 1991 году, с ведением Закона «О подоходном налоге с физических лиц». Обязанность уплачивать налоги в России является конституционной обязанностью граждан. Статья 57 Конституции России гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют»[1, с.17].
В соответствии с Законом «О подоходном налоге с физических лиц» в России применялась, как и в большинстве экономически развитых странах, прогрессивная шкала налога, означающая повышение ставки налога по мере увеличения доходной базы физического лица. Прогрессивная шкала более плотно учитывает один из основных принципов налогообложения – принцип справедливости. Более состоятельные граждане должны платить налог в больших размерах, нежели люди с меньшим уровнем дохода. В качестве одной из мер по совершенствованию налоговой системы в России Государственной Думой РФ предлагается введение прогрессивной шкалы подоходного налога граждан. Вместе с тем, больший доход получает человек, который имеет более высокую квалификацию и больше и эффективнее работает. Поэтому при вводе прогрессивной шкалы налогообложения необходимо учитывать фактор стоимости каждого отдельного человека на рынке труда.
В настоящее время налогообложение доходов граждан регулируется в соответствии с Главой 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) которая введена в действие с 01.01.2001 года. В соответствии со статьёй 41 НК РФ, доходом признаётся экономическая выгода в денежной форме, учитываемая в случае её оценки и в той мере, в которую такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций»[2, с.39].
Налог на доходы физических лиц, взимаемый в России, условно можно разделить по следующим блокам:
- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 13% у резидентов и нерезидентов;
- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 30% у нерезидентов;
- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 35% с отдельных доходов установленных налоговым законодательством, в частности доходов в виде процентов по вкладам в банках, в части превышения действующей ставки рефинансирования Центрального банка по рублевым вкладам, и по вкладам в иностранной валюте в размере, превышающем доходность 9% годовых; в отношении выигрышей и призов, выплачиваемых организациями при проведении различных рекламных акций связанных с розыгрышем призов;
- налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми резидентами по ставкам 9% в отношении дивидендов выплачиваемых российскими организациями российским гражданам 15% в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным гражданам;
- налог на доходы физических лиц, взимаемый по ставке 13% с индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения.
При выплате доходов наемным работникам, обязанность по перечислению налога в бюджет возлагается на налоговых агентов. Налоговыми агентами в соответствии с положениями статьи 24 Налогового Кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации [2, с.17].
Налог на доходы физических лиц является основным бюджетообразующим налогом , следовательно, актуальным является полнота и своевременность поступления НДФЛ в бюджет республик, при одновременном повышении качества налогового администрирования и осуществлении комплекса мероприятий направленных на решение следующих актуальных проблем:
- Легализация теневых доходов, не отражаемых в налоговой базе.
- Заключение трудовых соглашений с наемными работниками.
- Контроль за своевременной и полной уплатой начисленного налога в бюджет в целях минимизации недоимок по НДФЛ [3, с.469].
2.2. Порядок исчисления налогов с физических лиц.
Налоговый период — это период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая уплате [2, п. 1 ст. 55].
Кроме того, по итогам налогового периода плательщики НДФЛ, которые обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог либо желают получить налоговые вычеты, представляют в налоговые органы налоговые декларации [2, п. 1 ст. 229, ст. ст. 227, 227.1, 228]. А налоговые агенты по итогам налогового периода представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов [2, п. 4 ст. 24, п. 2 ст. 230].
По налогу на доходы физических лиц налоговым периодом признается календарный год [2, ст. 216].
Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на доходы физических лиц, установлены ст. 224 НК РФ. Всего таких ставок пять — 9, 13, 15, 30 и 35%.
Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, то большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13% [2, п. 1 ст. 224].
В отношении отдельных видов доходов ст. 224 НК РФ установила специальные налоговые ставки. Это ставки — 9, 15, 30 и 35%.
Налогообложение по ставке НДФЛ 9% производится в следующих случаях:
1) при получении дивидендов [2, п. 4 ст. 224];
2) при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. [2, п. 5 ст. 224];
3) при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. [2, п. 5 ст. 224].
По ставке 15% облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ [2, п. 3 ст. 224].
Все доходы, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке НДФЛ в размере 30%. Основание — п. 3 ст. 224 НК РФ.
Исключением являются:
1) доходы нерезидентов в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях. Такие доходы облагаются НДФЛ по ставке 15% [2, п. 3 ст. 224];
2) доходы иностранных работников — высококвалифицированных специалистов и иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента (ст. ст. 13.2 и 13.3 Закона N 115-ФЗ). В отношении доходов таких работников применяется ставка 13% независимо от наличия у них статуса налогового резидента РФ [2, п. 3 ст. 224].
2.3. Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства.
Действующее законодательство установило виды и размеры ответственности физических лиц за налоговое правонарушение, а также его состав.
Основополагающими нормативными актами в сфере ответственности является
Закон от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в РФ" (ст.13);
Закон от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" (ст.22);
Закон от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РФ" (ст.10,12) (по состоянию на 1 января 1997 г.); Кодекс об административных правонарушениях (ст. 7); Уголовный кодекс РФ (ст.198). Стало быть, исходя из вышеперечисленных нормативных актов, физические лица за нарушение налогового законодательства несут такие виды ответственности, как финансовую (налоговую), административную, уголовную.
Для привлечения к ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства необходимо установить в его действиях противоправность и виновность.
Противоправность - это нарушение норм налогового законодательства. Нарушение может выражаться путем неправомерного действия, например, включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных, либо путем бездействия, к примеру задержка уплаты налога, уклонение от подачи декларации о доходах и т.п.
Виновность физического лица в совершении налогового правонарушения проявляется (характеризуется) психическим отношением к совершаемому им правонарушению, т. е. сознавало ли лицо, что не исполняет требования правовых норм налогового законодательства, и предвидело ли наступление отрицательных экономических и правовых последствий.
В настоящее время в отношении налогоплательщиков установлены 17 составов налоговых правонарушений:
1) сокрытие объекта налогообложения (УК - сокрытие в крупных размерах, в особо крупных размерах);
2) не учет объекта налогообложения;
3) занижение дохода (прибыли);
4) ведение учета налогооблагаемого дохода (прибыли) с нарушением установленного порядка;
5) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления,
а также для уплаты налога;
6) задержка уплаты налога;
7) несвоевременное представление в налоговый орган документов, на обходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
8) искажение бухгалтерских отчетов;
9) представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов;
10) включение в декларацию о доходах заведомо искаженных данных;