Файл: Обзор языков программирования высокого уровня (Операторы перехода).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
1.1. Исторические этапы развития языков программирования
1.2. Классификация языков программирования
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
2.1. Возможности современных языков программирования
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ
Program Op_vvod_vyvod;
uses crt;
var
a,b,c:real;
begin
write('Катет a = ');
readln(a);
write('Катет b = ');
readln(b);
c:=sqrt(a*a+b*b);
writeln('Гипотенуза = ',c:3:2);
writeln('Для завершения нажмите любую клавишу...');
readln();
end.
В данной программе используются операторы ввода исходных данных – катетов прямоугольного треугольника. Для вывода результата на экран используется форматированный вывод. Результаты работы программы приведены на рисунке 6.
Рис. 6 – Пример работы с операторами ввода-вывода
Кроме того, в программе используется оператор Readln без параметров, который подтверждает завершение программы. Так, после нажатия любой клавиши программа выдаст сообщение о том, что ее работа завершена (см. рисунок 7).
Рис. 7. Пример работы оператора ввода без параметров
В языке Паскаль существует два вида операторов перехода – условный и безусловный.
Оператор безусловного перехода вызывает передачу управления оператору, которому предшествует соответствующая метка. Важно отметить, что данный подход не рекомендуется к использованию [16].
Рассмотрим пример программы с использованием оператора безусловного перехода:
ProgramOp_goto;
usescrt;
labelm1;
var
a: integer;
begin
a:=5;
goto m1;
a:=a*10;
m1: writeln('a = ', a);
end.
Рассмотрим последовательность действий данной программы. В первую очередь переменной а присваивается значение 5. Затем в программе встречается оператор безусловного перехода, который посылает компьютеру сигналу о том, что следующий оператор, подлежащий исполнению, помечен меткой m1. Следовательно, дальнейшие действия программы – вывод результата на экран, а не умножение значения переменной на 10. Важно отметить, что оператор a:=a*10 в данной программе не исполнится никогда.
Результат исполнения данного кода приведен на рисунке 8.
Рис. 8. Пример работы с оператором безусловного перехода
Другой вид оператора перехода – условный переход. Данный оператор служит для выбора одной из двух альтернативных ветвей алгоритма в зависимости от значения некоторого условия [20].
Условия в таких операторах представляют собой некоторые логические выражения, которые могут быть истинны, либо ложны. Выражения при этом могут быть простыми и сложными. Простое выражение включает в себя два операнда и операцию сравнения. Сложные представляют собой последовательность простых условий, которые объединены друг с другом знаками логических операций (больше, меньше, равно и т.п.). В языке Паскаль существует четыре логических операции:
- логическое сложение – or;
- логическое умножение – and;
- отрицание – not;
- исключающее «ИЛИ» - xor.
В языке Паскаль существуют условные операторы с одной и двумя ветвями. Если в условном операторе прописаны две ветви, такой оператор называется полным (см. рисунок 9), в противном случае – неполным (см. рисунок 10) [10].
Рис. 9. Полное ветвление
Рис. 10. Неполное ветвление
В качестве примера программы, использующей операторы ветвления, рассмотрим следующий код:
Program Op_perehod;
uses crt;
var
a,b,c: integer;
begin
write('Введите стороны треугольника: ');
read(a,b,c);
if (a>=(b+c)) or (b>=(a+c)) or (c>=(a+b))
then writeln ('Такого треугольника не существует!')
else
begin
if (a<b) and (a<c) then writeln ('Минимальнаясторонаа = ',a)
else if (b<a) and (b<c) then writeln ('Минимальнаясторона b = ',b)
else writeln ('Минимальная сторона с = ',c);
if ((a+b+c)>50) then writeln('Периметрбольше 50');
end;
end.
В данной программе реализован запрос ввода данных сторон треугольника. Далее, происходит проверка введенных данных – существует ли треугольник с такими сторонами. В том случае, если он не существует, пользователь получает соответствующее сообщение (см. рисунок 15), иначе – программа определяет минимальную сторону и выводит ее на экран.
Для примера использования неполного ветвления реализована проверка периметра треугольника. Так, если он больше 50, программа выдаст соответствующее сообщение, в противном случае просто завершит свою работу (см. рисунок 11).
Рис. 11. Пример работы оператора полного ветвления
Рис. 12. Пример работы оператора неполного ветвления
В том случае, когда в условном операторе необходимо использовать больше, чем две ветви, можно пойти двумя путями:
- использовать вложенные условия;
- использовать оператор выбора.
Очевидно, использование вложенных условий является не самым удобным способом решения подобных задач, поэтому в языке Паскаль был создан оператор выбора Case, синтаксис которого выглядит следующим образом:
Case<ключ>of
C_1: <операторы_1>;
C_2: <операторы_2>;
…
C_N: <операторы_N>;
else<операторы 0>
end;
В данной записи ключом называется выражение порядкового типа, в зависимости от значения которого и принимается решение. Значениями C_1, C_2, …, C_N обозначены константы - возможные варианты значения ключа, которые необходимо рассмотреть при вычислениях. Данным значениям соответствуют блоки операторов, которые исполняются, если значение ключа совпадает со значением C. Если же значение ключа не совпало ни с одной из указанных констант, выполнится блок <операторы_0>. Важно отметить, что этот блок может отсутствовать [15].
В качестве примера использования оператора выбора рассмотрим задачу определения времени года по введенному месяцу[13]:
Program Op_vybor;
uses crt;
var
m: integer;
begin
write('Введите номер месяца: ');
readln(m);
case m of
1,2,12: writeln('Время года - зима');
3,4,5: writeln('Время года - весна');
6,7,8: writeln('Время года - лето');
9,10,11: writeln('Время года - осень');
elsewriteln('Такого месяца не существует!');
end;
end.
В данной программе реализован оператор выбора, который в качестве констант использует сразу несколько значений, операторы для которых идентичны. Данный подход является очень удобным и позволяет сократить число ветвей программы с 13 до 5. Результат выполнения приведенного кода представлен на рисунке 17.
Рис. 13. Пример работы с оператором выбора
Циклическим называется такой алгоритм, в котором задана некоторая последовательность действий для многократного исполнения. Эта последовательность действий называется телом цикла. Заметим, что тело цикла указано в алгоритме один раз, но исполняться оно может многократно. Однократное исполнение тела цикла называется итерацией. В языках программирования высокого уровня, как правило, используют три вида циклов:
- цикл с предусловием – while. Состоит из условия цикла и его тела (см. рисунок 14). Пока условие цикла будет иметь значение «истина», тело цикла будет исполняться.
Рис. 14. Блок-схема цикла с предусловием
Как видно из блок-схемы, если условие цикла с самого начала имеет значение «Ложь», то тело цикла ни разу не будет исполнено. Если в процессе исполнения цикла условие всегда принимает значение «Истина», то цикл начинает исполняться бесконечно – происходит зацикливание. Это означает, что в алгоритме допущена ошибка. Пример использования цикла с предусловием:
Program Op_pred;
uses crt;
var
N, p: integer;
begin
write('Введитецелоечисло N = ');
readln(N);
writeln('Степени числа 2, не превосходящие ', N);
p:= 2;
while p <= N do
begin
write(p,' ');
p:= p * 2;
end;
writeln();
end.
Данная программа запрашивает у пользователя целое число, а затем выводит все степени двойки, которые не превосходят заданное число. Результат работы программы представлен на рисунке 15 [1];
Рис. 15. Пример работы цикла с предусловием
- цикл с постусловием – repeat-until. В данном случае сначала выполняется тело цикла, после чего проверяется выражение, записанное в блоке until (см. рисунок 16).
Рис. 16. Блок-схема цикла с постусловием
В том случае, когда условие цикла выполнено, его тело больше не повторяется, и программа переходит к следующему оператору. Важно отметить, что тело данного цикла выполняется как минимум один раз. Примеры использования данного цикла:
ProgramOp_post;
usescrt;
varm, N, sum: integer;
begin
write('N = ');
read(N);
m:=0;
sum:=0;
repeat
m:=m+1;
sum:=sum+m;
until m=N;
writeln ('Сумма первых ',N,' чисел равна ', sum);
end.
В данной программе определяется сумма первых N натуральных чисел. N задается пользователем с клавиатуры [12];
Рис. 17. Пример работы цикла с постусловием
- цикл с параметром – for. Данный цикл выполняется заданное количество раз. Существует две формы записи данного цикла в зависимости от того, каким образом должна изменяться переменная цикла. Если она должна увеличиваться, используется запись:
for<переменная_цикла>:= <начальное_значение>to<конечное_значение>do<операторы>.
Если же переменная цикла должна уменьшаться, используется другая запись:
for<переменная_цикла>:= <начальное_значение>downto<конечное_значение>do<операторы> [14].
Чаще всего данный цикл используется при обработке массивов. Рассмотрим пример подобной программы:
Program Op_param;
uses crt;
var i, n, sum, a: integer;
begin
write('N = ');
readln(n);
write('Введите ',n,' элементов массива: ');
sum:=0;
for i:=1 to n do
begin
read(a);
sum:=sum+a;
end;
writeln('Сумма введенных элементов = ', sum);
end.
В данной программе у пользователя запрашивается размерность массива, а затем и сам массив. В результате выполнения программы считается сумма введенных элементов. Результат выполнения приведенного кода представлен на рисунке 22.
Рис. 18. Пример работы цикла с параметром
В данной главе рассмотрены основные операторы языков программирования высокого уровня на примере языка Паскаль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За прошедшие десятилетия языки программирования изменились не только количественно, но и качественно. Поэтому понятие более высокий и более низкий уровень языка программирования следует рассматривать во временном разрезе. С конца 60-х до середины 80-х годов практически во всех учебных заведения преподавали один из языков низкого уровня, например один из вариантов языка ассемблера, а потом – один из языков высокого уровня, например Fortran, COBOL, ALGOL и так далее.
С развитием объектно-ориентированных языков акценты сменились на языки высокого уровня и объектно-ориентированные языки. Причем, если ранее почти повсеместно из языков высокого уровня использовали Fortran, а затем Pascal, Basic, C. Среди объектно-ориентированных языков наиболее популярными, с точки зрения применения, необходимо назвать Visual C++ Builder, Delphi, Visual Basic, Visual Basic for Application.
В настоящее время в группе объектно-ориентированных языков стала выделяться некоторая подгруппа языков, которые имеют более широкие возможности. К таким языкам можно отнести PHP, Python, пакет Visual Studio и др. Эти языки имеют своими прародителями один или несколько объектно-ориентированных языков. В них учтены недостатки предшествующих языков и добавлены новые оригинальные свойства. Так серьезно расширены библиотеки подпрограмм и функций, расширены (а иногда и добавлены) понятия «объект» и «класс», добавлены новые визуальные инструменты для создания программных продуктов, которые предполагают новую технологию их написания.
Если в языках программирования высокого уровня программирование начиналось с организации вычислений, а потом программист тем или иным способом пытался предъявить на экран результаты вычислений и очень часто в неудобном виде, то в объектно-ориентированных языках программирование начинается с интерфейса (представления на экране результатов вычислений), а уже потом – программирование самих вычислений. В свое время такой подход к программированию был революционным, и потребовалось много времени и сил на его освоение. И в случае языков высокого уровня, и в случае объектно-ориентированных языков, после создания программных продуктов необходимо было выпускать сопроводительную документацию. Отмеченная подгруппа объектно-ориентированных языков предоставляет программисту новую процедуру программирования – рисование. Вместо размещения компонентов на форме теперь программист «рисует объект» и под каждый элемент рисунка прописывается программный код. В распоряжении у программиста вся рабочая область окна, в которой допускается размещение рисунков, текста и традиционных компонентов. Размер текста и рисунка ограничивается только размерами рабочего окна.
Таким образом, сначала создается документ текстовый или графический, а потом – прописываются программные коды. Появляется возможность до начала процесса программирования создать сопроводительную документацию, а потом – сам программный продукт.