Файл: Россия в системе международных международные Финансы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для сопоставления условий предоставления различных кредитов используется показатель грант-элемент (льготный элемент субсидии), который показывает, какой объем платежей в счет погашения кредита экономит заемщик в результате получения кредита на более льготных условиях, чем рыночные. Грант-элемент по частным международным кредитам намного ниже (3,2-4,5%), чем по официальной помощи развитию (ОПР) (76,2-80%).[8, c. 269]

Важной характеристикой международного кредита является его обеспечение. К альтернативным видам кредитного обеспечения относятся:

- открытие целевых накопительных счетов;

- залог активов;

- переуступка прав по контрактам и др.[2, c. 131]

Таким образом, валютно-финансовые условия международного кредита зависят от состояния экономики, национального и мирового рынков ссудных капиталов. При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности - способности заемщика получить кредит; - и платежеспособности - способности заемщика своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Поэтому одним из условий международного кредита является минимизация кредитных, валютных и других рисков, которым подвергаются кредиторы и заемщики.

1.3 Характеристика основных международных финансовых организаций

По завершению второй мировой войны, в мировой экономике появилась необходимость в мобилизации национальных финансовых ресурсов государств мира и в принятии мер коллективного характера для того, чтобы ликвидировать последствия войны. В 1944 году на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о том, чтобы создать в качестве специализированных органов ООН Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).[7]

По мере того, как стабилизировались экономики стран Европы, расширялись международные экономические связи и происходила интернационализация мировой хозяйственной жизни, происходили также и изменения в той деятельности, которую проводили МВФ и МБРР. Данные международные организации были нацелены на помощь отдельным странам в процессе преодоления ими возникающих явлений кризисного характера, а также структурных перестроек их экономик.[1, c. 140]

Значительное число вопросов, которые связаны с валютно-кредитной областью, также вызывали необходимость создать региональные банки, которые бы занимались долгосрочным кредитованием. Если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.).[2, c. 132]


Международный валютный фонд создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными задачами Фонда, изложенными в его Уставе, являются:

− сотрудничество в международных валютных вопросах;

− содействие в стабилизации валют;

− устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами;

− предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов.[7, c. 344]

Группа Всемирного банка включает Международный банк реконструкции и развития и четыре подразделения — Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (новое подразделение группы Всемирного банка).

Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях финансирует инвестиционные проекты и содействует выполнению в ряде стран программ экономического развития.[14, c. 193]

Международный банк реконструкции и развития — головная структура группы Всемирного банка был создан одно- временно с Международным валютным фондом на основе Бреттон-Вудсских соглашений с целью оказания помощи по восстановлению и развитию экономики западноевропейских стран, которая была подорвана Второй мировой войной. МБРР начал свою деятельность с июня 1946 г.[12, c. 244]

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей всех стран — членов Банка, назначаемых соответствующими правительствами на пятилетний срок. Совет собирается на сессии один раз в год совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ, поскольку они обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую Уставу МВФ.

Международная финансовая корпорация была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах.[7, c. 345]

Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоящий из управляющих и их заместителей. Обязанности членов Совета выполняют представители стран, состоящие в Совете управляющих МБРР. Он может передавать большинство своих полномочий (за исключением приема новых членов, исключения какого-либо члена, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о МФК) директорам. Ежегодное собрание МФК проводится одновременно с собранием Всемирного банка.[12, c. 245]


Международная ассоциация развития — организация, входящая в группу Всемирного банка, была создана в 1960 г. MAP и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление займов (кредитов) для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время, как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие банки, то MAP, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам. На кредиты МАР вправе претендовать только страны, где доход на душу населения не превышает 785 долл.[14, c. 194]

Международное агентство гарантирования инвестиций, основанное в 1988 г., является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью. Основной целью МАГИ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка. МАГИ предоставляет гарантии инвесторам по коммерческим и политическим рискам, к числу которых относятся: отмена конвертируемости валюты, военные действия, смена политического режима, экспроприация имущества инвестора.[1, c. 142] Все полномочия по управлению МАГИ принадлежат Совету управляющих, за исключением специально переданных другому органу.[12, c. 246]

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР), созданный в 1930 г. По существу, это “банк центральных банков” (в 2001 г. в него входили 50 стран, в том числе Россия — с 1996 г.). С 2002 г. только центральные банки имеют право владеть акциями. БМР осуществляет обычные банковские операции с центральными банками: депозитные, кредитные, расчетные.[7, c. 346]

Таким образом, мировая кредитная система включает в себя национальную и региональную кредитные системы. Международный кредитный рынок представляет собой сферу и форму организации движения кредитных ресурсов между странами. Это часть рынка ссудных капиталов, где предоставляются средне- и долгосрочные иностранные кредиты. Среди основных международных кредитных организаций можно выделить следующие: МВФ, МББРР, МФК, МАК, МАГИ, БМР.


2. Участие современной России в международных кредитных отношениях

2.1 Характеристика международных кредитных отношений России в современных условиях

Международное кредитование играет в экономической жизни государства как положительную, так и отрицательную роль. Положительное воздействие непосредственно заключается в гарантии непрерывности процесса воспроизводства и его технического формирования. В тоже время углубляются различия в степени развития наиболее прибыльных сфер, получающих иностранные капиталовложения с секторами экономики, не имеющими инвестиций [15, c. 140].

В последние годы во внешней торговле значительно возросла роль кредита, то есть обеспечение заемных средств в денежной, либо товарной форме на условиях срочности, возвратности и платности с целью реализации внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту продукции.[3, c. 1]

В целях поддержания позиций ведущих стран банки, государства, международные и региональные валютно-кредитные и экономические компании периодически проводят политику кредитной дискриминации и кредитной блокады по отношению к определенным странам, которые проводят неадекватную для стран-гегемонов политику.[7, c. 355]

Кредитная дискриминация - установление худших обстоятельств получения, использования, либо погашения международного кредита для определенных заемщиков по сравнению с другими, в целях оказания на них финансового и общественно-политического давления. На современном этапе в условиях геополитической напряженности кредитная дискриминация непосредственно используется как способ политического давления в отношении России и отдельных развивающихся государств.

Еще более жесткой финансовой санкцией считается кредитная блокада - отказ предоставлять кредиты той или иной стране. Как правило, кредитная блокада непосредственно связана с экономической блокадой, нередко проводится неформально в виде отказа обеспечить кредит согласно различным мотивам.[3, c. 2] После Второй мировой войны страны НАТО во главе с США проводили кредитную блокаду в отношении социалистических государств. Так, Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) в 1947 г. отказался предоставить кредиты Чехословакии и Польше, несмотря на то, что они как жертвы фашистской агрессии имели первоочередное право на приобретение займов для восстановления разрушенной экономики[17].


В условиях интенсивного вхождения Российской Федерации в мировое хозяйство, внешние заимствования непосредственно усилили свое значение как источники мобилизации экономических ресурсов. Особенно активно Россия размещала свои долговые обязательства за границей в виде еврооблигационных ссуд в 90-е годы, когда переживала большие трудности валютно-финансового характера. Размещение проводилось в таких валютах как доллар США, немецкая марка, итальянская лира.

На протяжении продолжительного периода после преодоления валютно-экономического упадка 1998 года Россия не прибегала к внешним заимствованиям. В апреле 2010 года она разместила суверенные евробонды на 5 лет в размере двух миллиардов долларов под 3,74 % годовых и 3,5 млрд. долларов на 10 лет под 5,08 %. Данные размещения в практике международных заимствований России имеют наиболее низкие ставки [16].

Основным типом внешних заимствований у зарубежных кредиторов считаются синдицированные кредиты, т. е. кредиты, предоставляемые заёмщику двумя кредиторами, участвующими в этой сделке в определённых долях в рамках целостного кредитного соглашения, а кроме того долговые обязательства в виде акций, депозитарных расписок и еврооблигаций.[3, c. 3] Российские банки, как правило, используют синдицированные кредиты для краткосрочного и среднесрочного кредитования наиболее значимых покупателей и для сбалансирования активов и пассивов согласно их срокам. Отечественные банки-заемщики стремительно проводят спекулятивные операции на внутреннем межбанковском рынке, пользуясь большими различиями в процентных ставках на иностранном и российском рынке капиталов.[17]

Дополнительным источником внешних ресурсов для российского бизнеса является размещение еврооблигационных ссуд на зарубежных фондовых рынках. Размещение проводится среди инвесторов нескольких государств.[9, c. 54] В период развития рыночной экономики Россия приняла членство в различных международных валютно-экономических институтах. Это позволило Российской Федерации использовать навык и опыт всемирных сообществ в регулировании валютно-кредитной и экономической областях. Вхождение в Международный Валютный Фонд (МВФ) в апреле 1992 года позволило восемь раз обращаться с просьбой о предоставлении кредитов, единый размер которых превысил 20 млрд. долларов США. Промышленная помощь Фонда позволила сформировать концепцию казначейства и сбора налогов в государстве.

В январе 2005 года Россия выплатила МВФ долг непогашенной задолженности фондов. В последние годы взаимосвязь России с Фондом непосредственно сосредоточена на вопросе выхода из всемирного экономического упадка, а также на реформировании Бреттон-Вудской валютной системы. Значимым взносом во взаимоотношениях России и МВФ можно считать списание Россией долгов беднейших государств. В последние годы в Российской Федерации реализуется концептуальный план создания и развития в г. Москве Международного финансового центра (МФЦ)[4, c. 2].