Файл: Первичные учетные документы (Первичные учетные документы).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
Введение
Налогоплательщик сам определяет порядок ведения налогового учета в учетной политике, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые инспекции и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о документальном подтверждении расходов и сообщает следующее.
Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 329, не предусмотрено осуществление Минфином России функции по разработке и утверждению унифицированных форм первичных учетных документов.
Согласно ст. 313 Кодекса налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются, в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
При этом система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Все это и отражает актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы – исследование роли первичных учетных документов в современной экономике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение роли первичных учетных документов в бухгалтерском учете;
- рассмотреть требования к оформлению первичных учетных документов;
- раскрыть роль первичных учетных документов в налоговом учете.
Предметом курсовой работы являются экономические отношения первичным учетным документам в сфере бухгалтерского и налогового учета. Объектом исследования выступают первичные учетные документы в бухгалтерском и налоговом учете.
Методической основой исследования явились следующие общенаучные методы: метод анализа литературы, нормативно-правовой документации, анализ документов, метод обобщения и др.
Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского и налогового учета, информационных программ «КонсультантПлюс», «Гарант», «Налог-налог.ру» и другие.
1. Роль первичного документа в бухгалтерском учете
В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» налогоплательщики (организации, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой) должны оформлять каждый факт хозяйственной жизни первичными учетными документами.
Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документации, которой оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Первичные документы — это документы, при помощи которых компания оформляет произошедшие на предприятии хозяйственные события (п. 1 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ)[2].
Первое, что следует отчетливо понимать бухгалтерам любой организации: сегодня какого-либо определенного обязательного для всех перечня форм первичных документов бухгалтерского учета не существует. Любая фирма сама для себя определяет формы первичных документов в зависимости от цели их применения.
Однако для таких документов законодательно установлен перечень обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ).
Перечень первичных документов бухгалтерского учета в 2017–2018 годах может быть таким:
- Товарная накладная. Это документ, в котором отражается перечень передаваемых товарно-материальных ценностей. Накладная оформляется в 2 экземплярах и содержит сведения, которые впоследствии отражаются в счете-фактуре. Накладная подписывается представителями обеих сторон, участвующих в сделке, и заверяется печатью (если ее фирма использует в своей практике) (приложение 1.).
- Акт сдачи-приемки. Он составляется по завершении выполнения определенных работ (услуг), чтобы подтвердить, что результат работ соответствует изначальным требованиям договора.(приложение 2)
- Первичные документы расчета с персоналом по оплате труда (например, расчетно-платежные ведомости)(Приложение 3).
- Документы, связанные с наличием объектов ОС, – здесь компания может оформлять такую документацию из перечня первичных учетных документов бухгалтерского учета:
- Акт приемки-передачи ОС по форме ОС-1 – при поступлении или выбытии объекта, не относящегося к зданиям или сооружениям(Приложение 5).
- Если объект ОС является зданием или сооружением, то его поступление или выбытие оформляется актом по форме ОС-1а (приложение 6).
- Списание объекта ОС оформляется актом по форме ОС-4 (Приложение 7).
- Если требуется задокументировать факт проведенной инвентаризации, составляется инвентаризационная опись ОС по форме ИНВ-1(Приложенеи 8).
- Если же инвентаризация проводилась в отношении НМА, то опись будет составляться уже по форме ИНВ-1а.
- Отдельной группой первичных документов являются кассовые документы. К ним относится, в частности такой список первичных документов бухгалтерского учета 2017–2018 годов:
- Приходный кассовый ордер (Приложение 9).
- Расходный кассовый ордер(Приложение 10).
- Платежное поручение (Приложение 11).
Авансовый отчет.(Приложение 12
- Акт зачета взаимных требований (Приложение 13).
- Бухгалтерская справка(приложение 14)[18. c.102 ].
Приведенный список не исчерпывает всего объема первичных документов, применяемых в бухучете, и может быть расширен в зависимости от особенностей учета, осуществляемого в каждой конкретной организации.
- Договор. Это документ, в котором оговариваются права, обязанности и ответственность сторон, участвующих в сделке, сроки и порядок расчета, особые условия и т. д. Его данные задействуют при организации учета по аналитике расчетов с контрагентами, но сам он учетных операций не формирует.
- Счет. В этом документе отражается сумма, которую покупатель соглашается оплатить, принимая условия поставщика. В счете может присутствовать дополнительная информация об условиях сделки (сроки, порядок оплаты и поставки и т. д.), т. е. он дополняет договор.
- Счет-фактура. Этот документ составляется для налоговых целей, поскольку на его основании покупатели принимают к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками (п. 1 ст. 169 НК РФ). Таким образом, счетом-фактурой при отсутствии других документов, характеризующих определенную сделку, невозможно будет подтвердить расходы по данной сделке (письма Минфина РФ от 25.06.2007 № 03-03-06/1/392, ФНС от 31.03.2006 № 02-3-08/31, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2006 № А78-4606/05-С2-20/317-Ф02-1135/06-С1)[16.c.141].
|
Следует иметь в виду, что приведенные в перечне унифицированные формы первичных бухгалтерских документов не являются обязательными для применения, т. к. с 2013 года (после принятия закона № 402-ФЗ) бланки таких форм можно разрабатывать самостоятельно. Но в большинстве случаев они продолжают использоваться. Поэтому в 2017–2018 годах перечень унифицированных форм первичных бухгалтерских документов, содержащихся в постановлениях Госкомстата, продолжает оставаться актуальным.
2. Требования к оформлению первичных учетных документов
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В законодательстве отсутствует требование об обязательном применении унифицированных форм первичных учетных документов. Организация должна определить формы первичных документов и утвердить их отдельным приложением к учетной политике[11.c.89].
Несмотря на то что обязательных для всех форм первичных документов в настоящее время не существует, законодателем установлены требования к содержанию таких документов. Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в каждом первичном документе, приводится в п. 2 ст. 9 закона № 402-ФЗ. Это, в частности:
- название документа;
- дата, когда такой документ был составлен;
- информация о составившем документ лице (наименование компании или ИП);
- суть факта хозяйственной жизни, который был оформлен данным документом;
- денежные, числовые характеристики, измерители произошедшего события (к примеру, в каком объеме, в каких единицах и на какую сумму товарная продукция была реализована покупателям);
- сведения об ответственных специалистах, которые оформляли свершившееся событие, а также подписи таких специалистов[8.c.104].
Первичные документы и регистры бухгалтерского учета
Как могут быть классифицированы первичные документы бухгалтерского учета?
Если первичный документ выпустила сама компания, то он может относиться либо к группе внутренних, либо к группе внешних. Документ, который составлен внутри фирмы и распространяет свое действие на компанию-составителя — это внутренний первичный документ. Если же документ был получен со стороны (или составлен фирмой и выдан на сторону), то это будет внешний первичный документ.
Внутренние документы фирмы подразделяются на следующие категории:
- Распорядительные первичные документы — такие, которыми фирма отдает распоряжение какой-либо своей структурной единице или сотруднику. К указанной категории относятся приказы компании, распоряжения и т. д.
- Исполнительные первичные документы. В них компания отражает факт того, что определенное хозяйственное событие свершилось.
- Документы бухгалтерского оформления. С их помощью компания систематизирует и обобщает сведения, содержащиеся в иных распорядительных и оправдательных документах[9.c.58].
После того как хозяйственное событие было оформлено первичным документом, далее требуется отразить произошедшее событие в учетных регистрах. Они, по сути, являются носителями упорядоченной информации, в них аккумулируются и распределяются признаки и показатели хозяйственных сделок.
По внешнему виду выделяют следующие регистры:
- книги;
- карточки;
- свободные листы[10.c. 9].
Исходя из способа ведения регистра, выделяют следующие группы:
- Хронологические регистры. В них фиксируют произошедшие события последовательно — от первого по времени свершения к последнему.
- Систематические регистры. В них компания классифицирует свершившиеся сделки по экономическому содержанию (пример — кассовая книга).
- Комбинированные регистры.
По критерию содержания информации, отражаемой в регистрах, выделяются:
- синтетические регистры (к примеру, журнал-ордер);
- аналитические регистры (платежная ведомость);
- комбинированные регистры, в разрезе которых фирма осуществляет как синтетический, так и аналитический учет[16.c.98].
Хранение первичных учетных документов в целях бухгалтерского учета.
В соответствии с федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы, подлежат хранению силами экономического субъекта в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с Правилами организации государственного архивного дела, эти сроки не могут быть менее пяти лет по окончании отчетного года.
То же самое требование отражено в пункте 98 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года N 34н.