Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Понятие оперативно-розыскных мероприятий)..pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оперативно-разыскных мероприятий
1.1. Понятие оперативно-розыскных мероприятий
1.2. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения
2.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий
2.2. Общие условия проведения всех оперативно-розыскных мероприятий
6) с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения сотрудничества, привлекаемые к подготовке и проведению ОРМ;
7) осведомленные о признаках противоправных деяний;
8) осведомленные о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
9) причастные к террористической деятельности;
10) граждане, претендующие на замещение должностей государственной и муниципальной службы, а также иных должностей, определенных в ст. 8 ФЗ «Об ОРД»;
11) граждане, претендующие на замещение должности судьи. Анализ понятия ОРМ позволяет выделить следующие характерные черты, структурные элементы (признаки), отражающие их содержание, выражающие их сущность:
- являются главной составной частью ОРД;
- осуществляются как гласно, так и негласно;
- основными субъектами являются только должностные лица ОРО;
- содержание составляют действия, направленные на добывание и реализацию юридически значимой информации;
- имеют законодательно определенное целевое назначение - решение задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.
1.2. Классификация оперативно-розыскных мероприятий
Существуют несколько видов классификации ОРМ, среди которых наиболее развернутой можно считать следующую[8]:
1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).
2. В зависимости от формы проведения ОРМ могут быть гласными и негласными, осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее.
При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.
Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна, и может быть абсолютной и относительной.
При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений).
При относительной негласности ОРМ об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности. Так, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках дел предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу.
Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» ОРМ по признаку гласности их проведения условно можно свести в две основные группы:
а) мероприятия, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, проверочная закупка, наблюдение, получение компьютерной информации, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
б) мероприятия, проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых отправлении, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
3. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ могут быть[9]:
а) не требующими санкционирования (наблюдение, опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, и др.);
б) требующими ведомственного санкционирования (проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент и др.);
в) требующими судебного решения в случае ограничения конституционных прав и свобод граждан (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, проникновения в жилище и др.).
Возможны и другие виды классификации.
Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, а самыми поверхностными - сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.
По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ[10].
По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами - субъектами ОРД, и мероприятия, проведенные специализированными оперативными подразделениями. В частности, только с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, снятием информации с технических каналов связи, получением компьютерной информации.
По степени ограничения прав граждан ОРМ можно разделить на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений. К ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, следует прежде всего относить ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров. В связи с тем, что конституционные права граждан ограничиваются не во всех случаях при снятии информации с технических каналов связи, обследовании помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также получение компьютерной информации, данные ОРМ могут быть включены как в одну, так и в другую группу мероприятий.
По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации.
По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент[11].
Глава 2. Виды оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения
2.1. Виды оперативно-розыскных мероприятий
Хотелось бы подробнее остановится на тех видах оперативно–розыскных мероприятий, которые в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномоченные на то представители органов правопорядка имеют право применять: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент[12].
Опрос – «1. Разновидность деяние сыскного. 2. Разновидность акта поведенческого профес. в воздействии на преступность (следственное действие, розыскные меры и др.). 3. В ОРД – одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. Сбор фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД, со слов опрашиваемого человека (беседы), который реально или вероятно обладает ею».
Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового – посредством использования технических средств (например, телефонной связи или интернета).
Стоит отметить, что проведение опроса допускается с использованием мер конспирации, зашифровки опрашивающим своей личности, статуса либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе (п. 4 ст 15 ФЗ об ОРД).
В ходе опроса могут быть использованы не только письменные документы принадлежности в виде бланков опроса, но и так же аудио –, видео–записывающая, иная фиксирующая информацию аппаратура – как открыто, так и втайне от опрашиваемого.
Так же стоит отметить, что законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием к проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали.
Стоит отметить, что опрос может проводиться как в кабинете сотрудника, так и в любом другом помещение пригодном для проведений данных действий, к примеру: (в квартире у потерпевшего, в кабинете, в актовом зале и др.).
Результаты опроса как ОРМ находят отражение в доказательной базе только после тщательной обработки данных, которые в последствие могут стать справкой или рапортом сотрудника ОРО, а при согласии опрашиваемого – его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной[13].
В процессе доказывания возможно два варианта использования данных, полученных в результате опроса: 1) составленное объяснение, заявление или протокол явки с повинной может быть приобщен к материалам дела и в дальнейшем опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу; 2) рапорт или справка оперативного работника, в которой отражены полученные в ходе опроса сведения, используется как документ, содержащий ориентирующую информацию при выдвижении следователем в последующем версия по расследованию преступления или информацию а лице, обладающим полезной информацией.
Наведение справок – «1. разновидность деяния сыскного. 2. Разновидность профес. поведенческого акта (следственное действие, розыскные меры и др.) в воздействии на преступность. 3. В ОРД - одно из предусмотренных ФЗ об ОРД ОРМ. заключается в получении фактич. информации, имеющей значение для решения задачи ОРД, путем направления запроса (официального или неофициального характера) соотв. юр. или физич. лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соотв. материальным носителем (документом и т.п.)».
Получение или сбор информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составленные запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др[14].
В целях сбора информации от источников располагающих её носителями, материалами, документами и др., представляется допустимым ее получение не только по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации.