Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
Несмотря на устарелость и ошибочность некоторых положений и фактических данных, марксистская теория основана на материалистическом и диалектическом подходах к трактовке развития человеческого общества. Что касается вопроса о судьбе государства, то, по мнению современных ученых, государство будет существовать и в обозримом будущем, пока человечество не изобретет другую, более совершенную организацию общества[38].
Теория инцесты (крорвосмешения). Создателем данной теории является французский социолог и этнограф Клод Леви-Строс. По его мнению, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцесты, особенно на этапе развитого состояния родовой общины, когда люди стали замечать, что от кровосмешения рождаются неполноценные создания. Для реализации этого запрета необходимо было создание специальных органов внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жесткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации.
Недостаток данной теории состоит в очевидности того факта, что в первобытном обществе запрет кровосмешения соблюдался добровольно, за его нарушение могли наказывать и совет старейшин, и общее собрание членов общины, поэтому в создании специальных контролирующих органов не было необходимости[39].
Патримониальная теория. Патримониальная теория происхождения государства возникла в конце XVIII - начале XIX века. Ее представителями являлись швейцарец К.Л. фон Галлер и француз Жозеф де Местр.
Патримониальная теория объясняет происхождение государства из поземельной собственности. Государственная власть не идет от народа, она вытекает из собственного права властвующего или властвующих. Патримониальная теория была призвана обосновать полуфеодальные монархии, сохранить феодальные порядки и доказать, что феодал был собственником не только земли, но и властелином всех подданных. Эта точка зрения основывалась на тех отношениях, которые складывались в средневековье и долгое время сохранялись в Германии, Франции, Англии и России. Государственная территория выходит из государевой земли. Государственное хозяйство, финансы постепенно преобразуются из частного хозяйства государя. Налоговое обложение рассматривалось не как государственная обязанность, а как выражение личной подчиненности подданных своему государю. Органы подчиненного управления вышли из частных слуг и т. п.[40]
По мнению Г.Ф. Шершеневича, "патримониальная теория стремилась вывести государственную власть из права собственности, чтобы обосновать "собственное право" государя. Но где нет государства, не может быть и права поземельной собственности, потому что некому было установить и охранять права. Патримониальная теория поневоле должна была искать опоры в естественном праве, против которого она выступала. В действительности было не право собственности, а было насильственное обладание, приобретенное и охраненное собственной силой. Поэтому патримониальная теория, с точки зрения исторической действительности, передвигается в теорию завоевательного происхождения государства"[41].
Спортивная теория. Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х. Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х. Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.
В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции[42].
Диффузионная теория. Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio - распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.
Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы - когда и почему государство появилось впервые[43].
Заключение
Теория государства и права является по своей структуре исторической
наукой - она систематизирует знания, связанные с историческими
особенностями развития государства и права на различных этапах
общественного развития, изучает наиболее известные мысли, теории
связанные с государством и правом.
Происхождение государства – представляется одним из самых интересных и познавательных вопросов, изучаемых наукой теория государства и права.
Проанализировав вопрос происхождения государства, воспользовавшись трудами разных исследователей, существует множество теорий происхождения государства. Такое множество научных взглядов обусловлено историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная (Аристотель, Фил мер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), по мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
4. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало–помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
5. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
6. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально–экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истин
Список использованной литературы
1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М, 1990. - 351с.
2. Алексеев С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. - М.: Правоведение, 1993. - 400 с.
3. Бабаева В.К. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаевой. - М.: Юристъ, 2003. - 592 с.
4. Бужор В. Общая теория права и государства: Курс лекций. / В. Бужор, Т. Бужор. - Кишинёв: Angela levinta, 2003. - 192 с.
5. Василик М. А., Вершинин М. С. и др. Политология. Словарь-справочник. М. Гардарики. 2001г. - 328 с.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 528 с.
7. Вишневский, П.Р. Общая теория права / П.Р. Вишневский. - Минск.: Амалфея, 2007. - 520 с.
8. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект,2011. – 416 с.
9. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. - 516 с.
10. Кашанина Т. В.. Происхождение государства и права/Учебное пособие / Кашанина Т.В. - М.: Высш. шк. 2004 - 325 c.
11. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. -М.: 1999. - 325 с.
12. Клименко А.В., Румынина А.В. Теория государства и права Москва, Мастерство: Высшая школа, 2000. - 219с.
13. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001. - 448 с.
14. Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Т 33 проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. - 616 с.
15. Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 112.
16. Королев А.И., Явич Л.С. Теория государства и права. СПб.: Юрист, 2000. - 274с.
17. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства: Знание, 1969. - 32 c.
18. Крадин Н. Н. Политическая антропология// учеб.для вузов: рек. М-вом образования РФ.2004. - 271с.
19. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник - 3 изд. - М.: Юристъ, 2000. - 520с.
20. Лазарев В.В., Липень С.В Теория государства и права. Учебник для вузов - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2000. - 511 c.
21. Малахов В.П., Казакова В.Н. Теория государства и права /М., Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2002. - 576с.
22. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М.:Юристъ, 2004. - 512 с.
23. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - Курс лекций - 2 - е издание - 2001. - 776с.
24. Манов Г.И. Признаки государства: новые прочтения. М., 1993. - 336с.
25. Маркс К., Энгельс Ф. Соч 2-е изд. Т.21 С. 169.
26. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Политиздат, 2004. - 430 с.
27. Марченко Н. М. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.:Проспект, 2009. - 656 с.