Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная тема – «Налоговый учет» - сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Актуальность изучаемой темы заключается в том что для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.

Налоговый учет нужен для того, чтобы сформировать полную и достоверную информацию о налогооблагаемой базе, контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налога. Кроме того, он призван обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надёжности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создаёт угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствует кризис неплатежей, падение объёмов производства, инфляция и другое.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.


Другая особенность экономической реформы в России заключается в повышении роли хозяйствующих субъектов и усиление государственного контроля за деятельностью предпринимательской сферы.

В своей работе раскрывается понятие налоговой системы, ее цели и методы.

Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность налогового учета, изучить историю его становления, а так же рассмотреть этапы формирования налогового учета в России.

Для выполнения целей работы нужно решить следующие задачи: определить цели и методы учета в России, обозначить этапы формирования налогового учета, изучить историю возникновения и развитие налогового учета.

Работа состоит из 2 глав, где:

Формирование налогового учета.

Понятие и сущность налогового учета.

Цели и задачи налогового учета.

Глава 1 Формирование налогового учета

1.1 История возникновения налогового учета

Налоги существовали еще в глубокой древности, задолго до появления цивилизованного строя, только назывались по-разному и методы взимания их были не одинаковыми у разных народов. Налоги не являются категорией, присущей исключительно государству: в общинах и племенах существовали поборы, изъятие части дохода у каждого участника общества для поддержания его боеспособности, приобретения материальных общественных благ и других целей, в том числе и для обогащения лидера. Налоги в древнем мире не являлись продуманной системой, их механизм формировался хаотично. С появлением государственного строя возникли первые узаконенные формы налогообложения. Необходимость содержать армию, флот, чиновников порождает создание первых налоговых систем и органов контроля над правильным исполнением государственных приказов. Долгое время существовала натуральная форма налогов: продукты, зерно, ткани, драгоценности, участие в военных походах — все это разновидности налоговых обязательств. Монголо-татарское иго, остановившее в развитии Русь на несколько веков, существовало за счет оброков, собираемых с крестьянских поселений.[1]

1.2 Развитие налогового учета в России


Барщина, оброк, дань, пошлины за провоз товаров — все эти виды налогов были характерны для натурального хозяйства, крепостного строя. Иван III ввел денежные налоги, прямые и косвенные. Основной налог — подушный — взимался с посадских людей и крестьян, было также введено множество сборов на содержание различных подразделений и государственных войск. Иван III понимал, что необходимо ввести отчетность по налогам, но стройной системы ему создать не удалось. В этом преуспел Алексей Михайлович (1629-1676 гг.). Он создал Счетную палату, которая обязана была следить за своевременной уплатой налогов. Частые войны заставляли царя увеличивать поборы, что породило бунты и крестьянские восстания. Петр I еще больше приблизил налоговую систему к европейским стандартам, но ввел ряд косвенных налогов, вызывающих недоумение и возмущение у крестьян (например, налог на бороды). При Петре также возникли гербовый сбор, налоги с постоялых дворов. Продолжила совершенствовать систему налогообложения Екатерина II. В годы ее правления косвенные налоги стали давать больше прибыли бюджету, чем прямые.[2]

Настоящим событием для экономики России стало издание работы Михаила Сперанского «План финансов», которая не потеряла своей значимости и по сей день. В ней изложены принципы финансового преобразования государства. Прямые налоги стали в XIX веке основным источником наполнения бюджета: подушная подать, налог за пользование землей крестьянами, дорожные сборы, квартирный и паспортный налоги, налог на доходы с ценных бумаг, земские налоги с фабрик и заводов.[3]

После революции

Скорее всего, если бы все закончилось февральской революцией, Россия пошла бы по демократическому пути развития и за короткое время стала бы процветающей державой. Для этого были все предпосылки: было построено множество заводов, регулярно уплачивались налоги (промысловый налог, налог на недвижимость, сбор с аукционов, векселей, налог с капитала акционеров, налог на право заниматься торговой деятельностью и другие сборы), экономика развивалась по европейским стандартам, но имела некоторые национальные особенности. Однако демократического развития не случилось, и налоговая система на долгие годы превратилась в средство подавления экономических процессов в стране. Глобальная налоговая реформа была проведена в 1932 году: были отменены акцизы, введены налог с оборота и отчисления от прибыли. Прибыль промышленных предприятий в полном объеме изымалась в государственный бюджет. Трудно назвать такую систему налоговой, так как ни одно предприятие не могло воспользоваться результатами своей деятельности. Тоталитарный режим и соответствующая ему система налогообложения задержали развитие страны на несколько десятков лет.


От «развитого социализма» к современности

В 1950-х годах продолжались эксперименты: вводится налог на холостяков, акцизный сбор на некоторые товары: мебель, изделия их хрусталя, спиртные напитки. В 1960-е годы население не ощущало на себе налогового бремени — доходы были низкими, но одинаковыми, подоходный налог уменьшал зарплату незначительно. Бюджет формировался за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Последняя налоговая реформа началась в 1980-е годы и продолжает совершенствоваться в наши дни. В 1990 году был принят закон « О налогах с предприятий, объединений и организаций», в 1991 году — «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Налог на прибыль — важнейший налог для предприятий с общей системой налогообложения, размеры отчислений строго контролируются государством. Разработаны программы по поддержке малого бизнеса, предоставлена возможность осуществлять предпринимательскую деятельность физическим лицам — индивидуальным предпринимателям. Действует система налоговых вычетов, дающих возможность гражданам получить компенсацию при покупке недвижимости и имущества, затратах на образование и лечение. В целом можно сказать, что реформы последних лет приближают Россию к европейским стандартам налогообложения, но предстоит еще многое сделать, чтобы налоги уплачивались в полном объеме, но не превышали тот уровень, когда они начинают мешать предприятиям развиваться и заставляют компании искать пути уклонения от начисления и уплаты государственных сборов.

В 1992—1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.

1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Ранее других от налогов стали уходить небольшие негосударственные предприятия. Для ухода от налогов использовались самые различные методы.

Последствия массового уклонения от уплаты налогов в 1990-е годы были двоякими. С одной стороны, уходя от налогов, фирмы сохраняли дополнительный финансовые ресурсы, которые были нужны для поддержания производства, а значит этот процесс противодействовал спаду производства. Кроме того, уменьшалась налоговая составляющая в стоимости продукции и фирмы могли продавать её дешевле. Следовательно, это уменьшало инфляционную динамику в экономике и облегчало проблемы сбыта у фирм. С другой стороны, беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий. В 1990-е годы власти использовали только один путь решения проблем налогообложения — ужесточения налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. Однако, каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм. В период с 2000—2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы России, которые находят отражение в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы). Это:


- снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов;

- ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы;

- снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки;

- сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.

Цель налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

1)по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий;

2)сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях;

3)повысить уровень её нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);

4)снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Во исполнение поставленных целей налоговой реформы с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

Согласно положению новой главы 23, была введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2001—2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений. Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов — стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.

Введённый Единый социальный налог (ЕСН) заменил существовавшие ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд — 28 %; Фонд социального страхования — 5,4 %; Фонд занятости населения — 1,5 %; Фонд медицинского страхования — 3,6 %). Это позволило установить для плательщиков унифицированный порядок исчисления налоговой базы в виде выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников. Введенный ЕСН одной из своих целью преследовал увеличение заработной платы работников путем установления регрессивной шкалы налогообложения и, как следствие, легализацию расходов предприятия на оплату труда. Предполагалось, что чем больше фонд оплаты труда предприятия, тем ниже ставка данного налога. Но несмотря на то, что изначально ставка ЕСН была снижена с 39,5 до 35,6 %, её размер остается пока очень высоким, что является сдерживающим фактором для легализации расходов на оплату труда. Очевидно, что должно быть снижено налоговое бремя по ЕСН или вообще пересмотрена база налогообложения данного налога.