Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
1.1 Возникновение и развитие бухгалтерского учета
1.2 Определения бухгалтерского учета в различных источниках и их анализ
1.3. Предмет и метод бухгалтерского учета
ГЛАВА2.ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Характеристика задач бухгалтерского учета
2.2 Состав пользователей бухгалтерской отчетности и их интересы
2.3 Содержание бухгалтерской отчетности
8. Способ регламентации. Классификация определяется документом, регламентировавшим ту или иную обязанность бухгалтера:
- законодательный или нормативный акт;
- решение, принятое администрацией предприятия;
- должностная инструкция.
При отсутствии регламентирующего документа задача устанавливается на основании обычаев и традиций бухгалтерии.
9. Характер воздействия на хозяйственную деятельность. Стратегической целью учета является оказание положительного воздействия на хозяйственную деятельность, но оказать такое воздействие возможно двумя способами: способствовать либо увеличению доходов, либо уменьшению расходов. Таким образом, по характеру воздействия на хозяйственную деятельность возможны три типа задач:
- задачи, способствующие увеличению доходов (например, ревизия кассы способствует уменьшению расходов);
- задачи, способствующие уменьшению расходов (предоставление информации менеджеру, принимающему решение по определению оптимальной ценовой политики);
- задачи, определить воздействие которых на хозяйственную деятельность не представляется возможным.
Бухгалтерский учет, несомненно, более тяготеет к задачам уменьшения расходов, нежели увеличения доходов: ему присуща экономия, но не поиск оптимального управленческого решения, способного увеличить прибыль. Даже не ему непосредственно, а тем аналитикам, которым на основании учетных данных доверено принимать решения. Что же касается максимизации прибыли, это является для учета почти непосильной задачей.
10. Объект целеполагания. Объектом решаемых задач может быть как прошлое, так настоящее или будущее. Соответственно и задачи по объект' целеполагания могут быть подразделены:
- на «археологические», направленные на установление уже состоявшегося факта;
- на констатирующие, направленные на установление происходящего в текущий момент события;
- на прогнозные, направленные на предсказание события, которое должно произойти в будущем.
Например: предоставление руководителю данных по прибыли за прошлый год явно относится к «археологии»; отражение в учете передаваемого покупателю товара является констатацией происходящего в текущий момент события; подсчет обязательств предприятия по налогам призван выявить сумму, которую придется уплатить в будущем (расчет налогов, причитающихся за период, производится заблаговременно, как правило, за одну-две недели до срока их уплаты).
Такая градация, как и предыдущая, условна. Есть случаи, когда точно определить объект целеполагания невозможно.
Несложно охарактеризовать стоящие перед бухгалтером[5] задачи и по другим признакам: по характеру требуемых работ; по количеству задействованных работников; по ответственным исполнителям; по расходам на исполнение, по времени исполнения; по ответственности за неисполнение, по конечному потребителю полученной информации и др. Главное при этом, чтобы используемая классификация помогала бухгалтеру ориентироваться в многообразии стоящих перед ним задач.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Статья 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает основные задачи бухгалтерского учета на законодательном уровне.
В теоретической литературе все задачи бухгалтерского учета можно подразделить на несколько групп: технологические задачи, которые зависят от технологических аспектов учета; алгоритмические задачи, которые зависят от используемых в учете алгоритмов вычислений; исполнительские задачи, зависящие от распоряжений лиц, которым бухгалтер по роду своей работы обязан подчиняться; технические задачи, которые зависят от поддержания системы учета в рабочем состоянии.
Классифицировать задачи, стоящие перед учетом, можно и по следующим основаниям: характер отношения (функция), периодичность повторения, степень срочности, способ регламентации, характер воздействия на хозяйственную деятельность, объект целеполагания.
Несложно охарактеризовать стоящие перед бухгалтером задачи и по другим признакам: по характеру требуемых работ; по количеству задействованных работников; по ответственным исполнителям; по расходам на исполнение, по времени исполнения; по ответственности за неисполнение, по конечному потребителю полученной информации и др. Главное при этом, чтобы используемая классификация помогала бухгалтеру ориентироваться в многообразии стоящих перед ним задач.
2.2 Состав пользователей бухгалтерской отчетности и их интересы
Согласно п. 42 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н (3), бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей. Организация должна обеспечить пользователям возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
В ПБУ 4/99 пользователями отчетности названы банки, кредиторы и дебиторы юридического лица, а также иные юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации, т.е. круг пользователей является открытым.
В статье 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (1) предусмотрено, что «Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». Под пользователями учета (бухгалтерской отчетности) понимаются лица, которым адресована учетная информация (14, с. 48). Пользователи учета обычно имеют различный статус, обладают неравными возможностями и преследуют собственные цели.
1. Должностные лица предприятия выступают в качестве внутренних потребителей информации.
Во-первых, любое предприятие представляет собой замкнутую систему, процесс обработки учетной информации внутри которой состоит из множества действии и выполняется, как правило, различными работниками. Указанные работники для того, чтобы приступить к следующему этапу обработки информации, нуждаются в данных, полученных их предшественниками. Таким образом, внутреннее потребление информации обусловлено технологическим циклом ее обработки. Информация, используемая по этому основанию, отличается незавершенностью и отрывочностью.
Во-вторых, учетная информация должна быть передана администрации предприятия для принятия управленческого решения, т.е. при исполнении учетом своей глобальной функции по оптимизации хозяйственной деятельности. Подобная информация в отличие от первого случая представляет собой уже готовый к употреблению продукт.
В обоих случаях потребители информации, являясь должностными лицами, не испытывают с получением информации никаких проблем, поскольку передача им информации является служебной обязанностью других должностных лиц. Проблемы могут состоять в качестве информации, своевременности ее поступления и других деталях, но никак не в самом факте получения.
2. Участники (учредители) предприятия являются внешними потребителями учетной информации в силу того, что имеют в предприятии финансовый интерес.
В соответствии с бухгалтерским законодательством все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность участникам организации или собственникам ее имущества в соответствии с учредительными документами организации. Данный способ ознакомления с учетной информацией не является абсолютно надежным, поскольку:
- представляемая в составе стандартной отчетности информация страдает неполнотой и отрывочностью;
- учредительные документы организации могут содержать какие-либо ограничения на предоставление информации учредителям;
- требования законодательства и учредительных документов могут быть попросту проигнорированы, без реальной угрозы судебного преследования.
Другой возможностью получения учетной информации является ознакомление с ней по публикациям в периодической печати: в настоящее время законодательно установлен круг лиц, обязанных публиковать годовую отчетность. Естественно, ознакомиться с публикацией могут не только учредители, но и другие пользователи.
В отличие от прочих заинтересованных в учетной информации лиц учредители обладают возможностью в случае их избрания на управляющие посты стать внутренними пользователями, что на сегодня является наиболее надежным способом получения постоянного доступа к объективным данным.
3. Работники предприятия могут интересоваться учетной информацией, помимо своих должностных обязанностей, также в качестве физических лиц, имеющих с предприятием трудовые отношения. В данном случае они в одном лице совмещают признаки как внутреннего, так и внешнего потребителя.
Поскольку от финансовой стабильности работодателя прямо зависит стабильность осуществляемых персоналу выплат, а косвенно и ее размер, как и величина других предоставляемых льгот, понятно, что данный вопрос не может не волновать работника.
Какие-либо обязательные для нанимателей процедуры по ознакомлению персонала с финансовым положением предприятия в текущем законодательстве отсутствуют, поэтому работники получают подобную информацию либо на общих основаниях, либо используя свое служебное положение. Отдельные правила, позволяющие оценивать финансовое положение предприятия, могут содержаться в его учредительных документах либо в коллективном договоре, если таковой существует.
К данной группе пользователей можно отнести также физических лиц, которые еще не заключили трудовые или иные договоры с предприятием, но собираются это сделать, вследствие чего и заинтересованы в выяснении финансового положения будущего нанимателя.
4. Сторонние организации, подобно работникам, становятся пользователями учета в качестве лиц, вступивших с предприятием в договорные отношения того или иного рода или собирающихся в такие отношения вступить. Наибольший интерес к учетной информации предприятия испытывают, естественно, либо его уже состоявшиеся кредиторы, либо потенциальные инвесторы.
Какие-либо фиксированные правила, обязывающие предприятие предоставлять информацию заинтересованным лицам, как и в предыдущем случае, отсутствуют. Последним приходится судить о финансовом положении предприятия по публикациям в печати.
5. Государство, его отдельные субъекты и различные муниципальные образования являются наиболее заинтересованными в предоставлении им учетной информации структурами, поскольку от этой информации напрямую зависят причитающиеся данным субъектам налоговые платежи.
Интересы этих макропользователей защищают налоговые и иные органы, как правило, обладающие в отношении субъектов учета значительными правами и возможностями. Предоставление информации этим органам всегда регламентируется законодательством и составляет значительную часть бухгалтерской работы.
6. Обществу в целом также небезразлична учетная информация, хотя оно и является лишь косвенным ее потребителем, к тому же в лице неопределенного круга граждан.
Общее состояние финансового рынка, в котором каждый гражданин так или иначе имеет свои интересы, зависит от состояния каждого отдельного предприятия, фиксируемого их учетными системами. В целом положительные и отрицательные отклонения нивелируются, но любая тенденция в ту или другую сторону показательна; богатство или бедность каждого индивидуума составляют богатство или бедность всего общества, поэтому последнее, даже не имея прямого интереса, внимательно наблюдает за развитием ситуации.
Нельзя не отметить, что информация различных видов: необходимая для принятия управленческих решений, регламентируемая законодательством, предназначенная для публикации и т.д., не составляет одно связное целое: каждый из пользователей получает предназначенный исключительно ему информационный массив в предназначенной исключительно для него интерпретации.