Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие процессного подхода в управлении
1.1. Предназначение бизнес-процессов, основные определения и классификация
1.2. Инструментальные системы моделирования бизнес-процессов
Глава 2. Методологии моделирования бизнес-процессов
2.1. Моделирование в нотации IDEF
2.2. Моделирование в нотации BPMN
2.2. Моделирование в нотации BPMN
Основная цель моделирования BPMN – это создание стандартной нотации, которая будет понятной всем бизнес-пользователям. Бизнес пользователи в себя включают бизнес аналитиков, улучшающих и создающих процессы, ответственных за реализацию процессов, технических разработчиков, следящих за процессами или управляющих ими. Следовательно, нотация BPMN призвана служить специальным связующим звеном между этапом дизайна БП и фазой реализации.
В настоящий момент есть несколько конкурирующих стандартов моделирования БП. Распространение BPMN поможет значительно унифицировать способы представления концепций БП (к примеру, открытые и частные БП), а также сложные концепции (обработка исключительных ситуаций или компенсация транзакций).
Нотация поддерживает лишь определенный набор концепций, необходимый для моделирования БП.
Моделирование иных аспектов, кромеБП, находится вне зоны действия BPMN.
К примеру, моделирование следующих аспектов не будет описываться в BPMN[2]:
- Организационная структура – несмотря на то, что нотация BPMN позволяет смоделировать потоки данных или потоки сообщений, ассоциировать данные с разными действиями, она не считается схемой информационных потоков данных.
– Элементы – моделирование в BPMN выполняется посредством диаграмм с незначительным числом графических элементов. Данный факт помогает пользователям понимать логику процесса.
При этом выделяют 4 основные категории компонентов:
– объекты потока управления, а именно действия, логические операторы, события;
– соединяющие объекты: поток сообщений, ассоциации, поток управления.
– роли: дорожки и пулы;
– артефакты: группы. текстовые аннотации, данные.
Объекты потока управления могут быть разделены на 3 основных типа [7]:
- cобытия;
- действия;
- логические операторы.
События изображаются окружностью, а также означают какое-то происшествие. События инициируют действия, являются их результатами. По расположению в процессе событий они могут быть классифицированы на такие группы:
– промежуточные;
– начальные;
– завершающие.
Начиная с BPMN 1.1 различают события обработки и генерации. Ниже представлена категоризация событий по типам (рисунки 5, 6).
Рисунок 5 – Основные категории событий
Рисунок 6 – Вспомогательные категории событий
Простые события – нетипизированные события, использующиеся, чаще всего, для указания на начало или окончание БП.
События-сообщения показывают получение или отправку сообщений в процессе выполнения БП.
События-таймеры моделируют события, регулярно происходящие во времени и позволяющие моделировать моменты конкретного времени, периоды или таймауты.
События-ошибки позволяют смоделировать обработку и генерацию ошибок в процессе.
События-отмены реагируют на отмену транзакций.
События-компенсации инициируют компенсацию и выполняют действия для компенсации.
События-условия позволяют интегрировать разные бизнес-правила в БП.
События-сигналы выполняют рассылку и принимают сигналы с нескольких процессов.
Один сигнал может обработаться несколькими получателями. То есть, события-сигналы позволяют выполнить реализацию широковещательной рассылки сообщений.
Составные события моделирует генерацию или моделирование одного события с множества.
События-ссылки используются в качестве межстраничных соединений. Пара соответствующих ссылок приравнивается потоку управления.
События-остановы приводят к немедленному окончанию всего бизнес процесса.
Действия изображаются с помощью прямоугольников со скругленными углами.
Такие действия различаются заданиями и подпроцессами. Графическое изображение свёрнутого подпроцесса также снабжено знаком плюс около нижней границы прямоугольника (рисунок 7).
Рисунок 7 –Типы действий
Задание – это единица работы или элементарное действие в БП.
Множественные экземпляры – действия показывают, что действие выполняется многократно, по разу для каждого из объектов. Например, для объекта в заказе некоторого клиента выполняется один экземпляр действий. Экземпляры действия могут также выполняться параллельно или же последовательно.
2.3. Моделирование в нотации UML
Существует множество технологий или инструментальных средств, с использованием которых можно реализовать оптимальный проект ИС, при этом начав с этапов анализа и закончив проектированием программного кода.
Данные технологии предъявляют жесткие требования к процессам разработки или используемым ресурсам, а разные попытки трансформировать их для конкретных проектов оказываются безуспешными.
Унифицированный язык для объектно-ориентированного моделирования UML явился методом достижения компромисса между такими подходами [6].
Существует достаточное количество разных инструментальных средств, поддерживающих с помощью UML ЖЦ информационных систем. UML является одновременно достаточно гибким для выполнения поддержки деятельности разработчиков.
Мощный толчок для разработки этого направления ИТ дало распространение ООП в конце 1980-х годов.
Пользователям хотелось бы получить единый язык для моделирования, что объединил бы всю мощь объектно-ориентированного подхода, а также давал бы четкую модель организации программы, отражающую все значимые ее стороны.
UML представляет собой объектно-ориентированный язык для моделирования, обладающий такими основными характеристиками [9]:
– является языком для визуального моделирования, обеспечивающий разработку разного рода репрезентативных моделей для реализации взаимодействия заказчика с разработчиком ИС, различных групп создателей ИС;
– содержит механизмы расширения или специализации базовых концепций для языка моделирования.
Пользователям языка предоставлены такие возможности:
– строить модели на основании средств ядра, без применения механизмов расширения большинства типовых приложений;
– выполнять добавление при необходимости новых элементов и условных обозначений, если они не составляют ядро, или специализировать компоненты, системыусловных обозначений (нотацию), ограничения для определенных предметных областей.
Пакеты представляются универсальным механизмом организации элементов в разные группы. В пакет можно помещать диаграммы различного типа, назначения.
В отличие от других компонентов, существующих за время работы программы, все пакеты носят концептуальный характер, то есть только существуют во время разработки.
Ниже приводится назначение основных перечисленных диаграмм и моделей.
Диаграммы прецедентов –обобщенная модель функционирования систем в окружающей среде [2].
Диаграммы видов деятельности – это модель бизнес-процесса и поведения системы в границах прецедентов.
Диаграммы взаимодействия – это модель процесса обмена разными сообщениями между некоторыми объектами, представляется в виде диаграммы последовательностей кооперативных диаграмм.
Диаграммы состояний – модель динамического поведения некоторой системы, ее компонентов при выполнении перехода из одного состояния в другое.
Диаграммы классов – это логическая модель для базовой структуры системы. Они отражают ее статическую структуру и связи между элементами.
Диаграммы базы данных (БД)– это модель структуры БД, отображает столбцы, таблицы, ограничения и т.д.
Диаграммы компонентов – модель иерархии подсистем. Они отражают физическое размещение БД, приложений или интерфейсов системы.
Диаграммы развертывания – это модель физической архитектуры систем, отображает аппаратную конфигурацию системы.
На рисунке 8 показаны отношения между разыми видами диаграмм UML.
Стрелки можно интерпретировать как отношения«является источником входных данных для...» (к примеру, диаграмма прецедентов является источником для диаграмм видов деятельности).
Рисунок 8 – Взаимосвязь между UML-диаграммами
Модель бизнес-прецедентов описывает БП с точки зрения внешнего пользователя, то есть отражает взгляд на работу организации из вне.
Разработка системы начинается с полного изучения и моделирования деятельности организации. На указанном этапе вводится или отображается в модели целый ряд понятий, свойственных ООП:
– исполнитель – личность, организация, система, взаимодействующая с ИС.
Прецедент – это законченная последовательность действий.
Она инициирована внешним объектом (системой или личностью), которая взаимодействует с ИС, а также получает в результате сообщение от ИС.
Класс – это описание совокупности однородных компонентов с их операциями, атрибутами, отношениями и семантикой. В диаграмме представляется прямоугольником, что содержит описания атрибутов или операций класса.
Ассоциация – это связь между элементами модели. На диаграмме представлена линией.
Обобщение – это связь между двумя элементами одной модели, когда один с элементов (подкласс) является частным случаем другого элемента.
На диаграмме представляется с помощью стрелки.
Для иллюстрации этапов разработки проекта использованы адаптированные материалы проекта ИС медицинского центра. Назначение ИС – автоматизация ведения и использования клинических записей о пациентах. В настоящее время эта работа производится вручную персоналом центра.
На рисунке 9 представлена общая модель деятельности центра в виде диаграммы прецедентов. Прецедент "Обслуживание пациента" реализуется через множество других, более ограниченных прецедентов (рисунок 10), отражающих детализацию представления функционирования центра.
Рисунок 9 – Общая диаграмма деятельности медицинского центра для обслуживания пациентов
Рисунок 10 – Модель бизнес-прецедентов для составляющих обслуживание пациента
Непосредственное выполнение прецедента описывается при помощи диаграмм видов деятельности. Они отображают исполнителей и всю последовательность выполнения соответствующих БП (рисунок 11).
Рисунок 11 –Диаграмма видов деятельности прецедента «Оказание медицинской помощи»
Результатом этого этапа являются согласованные с заказчиком и достаточно подробные описания действий специалистов организации, внедряющей ИС, необходимые для обеспечения исполнения ее функций.
При написании второй части работы рассмотрены основные методологии и подходы для выполнения моделирования БП:
– нотация IDEF;
– нотация BPMN;
– нотация UML.
Заключение
Усиление конкуренции в предпринимательстве в связи с кризисом вынуждает предприятия разного масштаба обратить пристальное внимание на автоматизацию и стандартизацию бизнес-процессов и учета услуг и продукции в целом.
Анализ бизнес-процессов в настоящее время распространен очень широко и проводится в каждом предприятии, желающем повысить эффективность работы. Грамотно произведенные мероприятия по оптимизации или реинжинирингу бизнес-процессов помогают решать всевозможные актуальные проблемы.
Организации имеют для себя выгоду, располагая в наличии полностью документированной моделью бизнес-процессов. Этот факт придает ее деятельности прозрачность, что является в свою очередь дополнительным стимулирующим фактором для инвестиционной привлекательности организации.
Моделирование бизнес-процессов позволяет выполнить анализ не только, как именно работает предприятие в целом, а как оно взаимодействует непосредственно с внешними организациями, заказчиками, поставщиками, как организована деятельность на каждом из рабочих мест.
Основу многих современных нотаций моделирования бизнес-процессов составляет методология BPMN и алгоритмические языки для разработки ПО.
С помощью методологии IDEF можно эффективно реализовать и анализировать модели для деятельности широкого спектра самых сложных систем в разных разрезах.