Файл: Современные политические режимы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- гарантии основных прав человека: в современной политической науке и политико-правовых документах права человека принято подразделять на: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Кроме того, принято различать права индивидуальные, которые человек может осуществлять один, самостоятельно (например, право на труд) и права коллективные, реализуемые только совместно с другими людьми[22];

- равенство перед законом: демократические государства гарантируют равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений и других обстоятельств, запрещают любые формы и виды дискриминации;

- справедливое судопроизводство: для судебной власти характерны следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса. Все равны перед законом и судом, поэтому судьи не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения;

- свобода средств массовой информации: к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, радио, телевидение. Основная цель средств массовой информации в любом обществе – информационно-просветительская. Эта их функция приобретает особое значение в демократическом обществе, поскольку, чтобы принимать разумные решения, люди должны обладать объективной информацией. В демократических странах печатная продукция, теле- и радиопрограммы в значительной степени являются реакцией на реально существующие или ожидаемые требования и интересы общества. В отличие от тоталитаризма в демократическом обществе существует многообразие точек зрения, позиций, мнений. СМИ призваны осуществлять контроль за действиями правительства и других институтов власти. Поэтому отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды и позиции. Многие политические партии, движения, группы, ассоциации имеют свои средства массовой информации: газеты, журналы, теле- и радиопрограммы. Большую роль СМИ играют во время предвыборной компании, когда народу предстоит выбор тех, кто будет управлять страной, принимать законы. Поскольку не все кандидаты ясно излагают свою программу, часто выдвигают невыполнимые обещания, важно, чтобы журналисты, обозреватели, корреспонденты разъяснили их взгляды населению, представили их в объективной форме, прокомментировали их[23];


- множественность политических партий: демократические формы правления, в отличие от тоталитарного режима, предполагают широкое участие населения в жизни страны. Отдельные люди, разнообразные объединения, группы, ассоциации, партии, не обязательно входящие в правящие структуры, могут оказывать влияние на политику своего государства. Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни заключается в осуществлении функций представительства интересов различных социальных групп, общности на уровне общих интересов всей социальной целостности. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают. В основном партии представляют интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений.

При демократическом режиме государство деидеологизировано, т.е. никакая идеология, будь то религиозная или светская, не может быть признана обязательной, господствующей, официальной. В условиях демократии признается и гарантируется экономическая свобода личности.

Таким образом, в демократическом обществе каждая отдельная личность или коллектив должны уважать мнения и желания окружающих, терпимо относиться к различиям, существующим между людьми, признавать другие, отличные от собственных позиций, взгляды, точки зрения. Демократия – это не раз и навсегда установленная система. Это механизм, создающий возможность посредством споров и дискуссий совершенствовать общество, выявлять противоречия, неизменно в нем существующие, и преодолевать их[24].

3.2 Формы и разновидности демократического режима

Достаточно распространенными формами демократического правления являются президентская республика и парламентская республика.

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е. у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной степени ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс «импичмента», т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления).


Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют “Вест министерской моделью”, имея в виду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия). [25]

Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан[26].


Заключение

Категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что конкретные формы государства взаимосвязаны с определенными политическими режимами. Например, демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма. Также политический режим, как элемент формы государства, обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь, влияя на форму правления.

Таким образом, сведя все вышесказанное к общему знаменателю, можно сделать вывод, что, в сущности, тоталитарные и демократические формы правления характеризуются, прежде всего, становлением и закреплением соответствующего политического режима, как господствующей идеологии правящего класса.

Главное в политическом режиме – порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии, как обычно предполагается, обеспечивают в этом процессе решающую в конечном счете роль народа. Иначе говоря, демократическая форма правления делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок – и в этом видится чуть ли не главное достоинство демократической формы правления – обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Тоталитарная же форма правления таким преимуществом не обладает. Для нее характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе идеологии. Господство этих порядков достигается посредствам монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Венгрии, СССР, во многом Польши, тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с постепенным и относительно мирным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае, такого рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили, отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.


Чтобы получить исчерпывающую характеристику конкретного государства как особой политической организации, необходимо проанализировать совокупность его признаков и выделить важнейшее.

Рассматривая политические режимы, мы приходим к выводу, что те средства, методы, способы государственного управления, которые и формируют политический режим, создаются в результате наличия определенных отношений и в политической системе данного государства.

Действительно, государственная власть по своей природе является властью политической. Решения и действия, предпринимаемые ею, в силу указанной особенности государственной власти, также политические по своему характеру. Следовательно, в случае наличия определенных изменений политической системы данного государства произойдет и преобразование тех методов, которые использует власть для управления страной.

Политический режим относится к функциональным аспектам политической системы общества, в силу чего является одной из важнейших характеристик формы государства.

Список использованных источников

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм М.: ФЕНИКС. 1993-518с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. М., 1999. М: ИНФРА- 1999.- 620с.
  3. Российская юридическая энциклопедия. – М., 1999. Юриздат.-1996.- 1260с.// http://enc.biblioclub.ru/encyclopedia/89665_Bolshaya_yuridicheskaya (дата обращения 19.10.2018)
  4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и 6. А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2013. – 768 с.
  5. Теория государства и права / Отв.ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
  6. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - №8 / Кожухов А.П.
  7. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность. Учебное пособие. М.: М.: Юристъ, 2007. 450с.
  8. Любашиц В.Я. Теория государства и права/ Под ред.А.Ю. Мордовцева, А.Ю.Мамычева.- М.-2014. -700с.
  9. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. -304 с.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник.- М.: Издательство «Зерцало», 2014. -518с.
  11. Михалева Н.А. Государственное право. Учебник.-М.: Юриздат.-1996.260с
  12. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, Москва, 1999
  13. Общая теория права и государства: Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 427 с.
  14. Чиркин В.Е.. Нетипичные формы правления// Государство и право 1994 №1
  15. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. 320с.
  16. Чиркин В.Е.. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. Москва. 1998.-М.: Юристъ.290с
  17. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления// Государство и право 1994 №1.