Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы функций в системе менеджмента
1.1 Сущность функций менеджмента
1. 2. Общие условия реализации функции менеджмента
2.1. Организационная характеристика Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин»
Централизация управления на предприятии очень высокая, что позволяет сконцентрировать власть и решение проблем в руках руководителей[72].
6) Управление персоналом построено по линейно-штабной системе, которая предполагает жесткую структуру. Эта структура подразумевает формирование отделов, где сотрудники скооперированы по функционалу трудовой деятельности. Каждый отдел подчиняется руководителю предприятия, но и внутри самого отдела предполагается жестка структура иерархии, определяющей цепочку подчинения. При этом каждый отдел имеет своего прямого руководителя, который и осуществляет оперативное управление. Определенные характеристики и черты деятельности какого-либо подразделения соответствуют реализации основной деятельности предприятия. Именно совокупность полномочий и функционального формирования отделов позволяет определять функционал сотрудников[73].
Директор театра выполняет следующий функционал:
— обеспечивает выполнение государственных заказов и заданий по количественным и качественным показателям;
— обеспечение условий труда, соответствующих законодательным нормам;
— может делегировать свои права и функции другим должностным лицам.
Директор обязан контролировать:
— условия оплаты заработной платы сотрудникам;
— сохранность имущества театра.
Функционал и зона ответственности каждого заместителя директора определяется функционалом возглавляемого им отдела[74].
Отдельно следует отметить должность художественного руководителя, напрямую работающего с художественной группой театра. Главным требованием к художественному руководителю — это уровень владения основами профессионального мастерства. Именно он оказывает прямое влияние на гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива[75].
Главной задачей художественного руководителя выступает постановка спектаклей и оперативное руководство художественной группой персонала (труппа театра). Помимо этого сопутствующими задачами выступают следующие[76]:
— обеспечение качества театрального репертуара, особенно художественного, способного удовлетворить потребность зрителя в сценическом и музыкальном искусстве;
— выявление статуса готовности спектакля и принятие решение об их публичном исполнении;
— разработка планов об исполнении репертуара и планов-графиков публичного представления спектаклей[77].
Художественный руководитель в творческом коллективе является и профессиональным экспертом, поэтому актером он воспринимается как руководитель, обладающий большим авторитетом по сравнению с формальным руководителем. При анализе иерархии художественной группы сотрудников театра, выявлено, что художественный руководитель театра «Арлекин» является неформальным лидером для актеров, но при этом он же является и формальным руководителем артистического коллектива. С точки зрения управления персоналом совпадение статусов формального руководителя и неформального лидера у художественного руководителя производит положительный эффект. Однако существенным минусом в данной ситуации является сложность совмещения организационных и творческих вопросов; а именно, меньше времени уделяется воспитательным функциям руководителя[78].
Разработанная структура персонала определяет иерархию сотрудников, которая предполагает структурированную цепь карьерного продвижения сотрудников за счет их хорошей и качественной работы.
На предприятии в должностной инструкции оговаривается подчинение по иерархии, соблюдается принцип цепи. Чтобы решить некоторые вопросы, необходимо, чтобы они в письменной форме прошли путь от рядового работника к вышестоящему, а потом вернулись с ответом или распоряжением. Что касается карьерной лестницы, то при наличии опыта работы человека могут взять сразу на должность руководителя. В ином случае необходимо «дослужиться» до повышения, показывая свои компетенции в той или иной сфере[79].
Однако следует отметить особенность иерархии внутри такой группы персонала, как художественный персонал. Данная категория сотрудников прямо участвует в реализации основной деятельности театра — организация представлений и от них, зачастую, и зависит мнение зрителей (потребителей услуг театра) о самом предприятии. В художественной группе персонала выделяют двух сотрудников — премьер и прима, — которые требуют к себе повышенного внимания к себе, так как считаются ведущими актерами, рассчитывающие на главные роли в представлениях[80].
2.2. Принципы формирования функций менеджмента
Рассмотрев структурные принципы управления, применительно к управлению БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» можно говорить о том, что не все в полной мере реализуются. Особенно это видно применительно должности директора, для замещения которой сотрудник театра не только должен показать свои выдающиеся способности, но его кандидатура должна быть одобрена Министерством культуры омской области, что в свою очередь ограничивает возможность замещения данной должности[81].
Определим реализацию принципов данного процесса:
1) Дисциплина. Качество оказываемых услуг БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» основывается на оценочном листе, в котором указаны критерии оценки. Это:
- выполнение основных показателей творческо-производственной и хозяйственной деятельности театра[82]:
- мероприятия, проведенные силами театра;
- число зрителей на мероприятиях, проведённых силами театра;
- выполнение особо важных производственных и творческих заданий в рамках реализации областной программы «Культура Омской области».
Общая оценка труда по итогам работы всего театра предполагает последующую индивидуальную оценку результатов работы каждого работника.
При индивидуальной оценке эффективности труда работников театра применяются показатели, разработанные для каждого работника структурного подразделения.
Оценка качества предоставляемых услуг отражает заботу предприятия о собственном имидже и мнении своих зрителей[83].
2) Специфика деятельности БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» предполагает наличие амбиций сотрудников, участвующих в организации представлений, которая направлена на достижение наилучших трудовых результатов каждого сотрудника. Однако учитывая высокие амбиции творческих людей, их потребности и индивидуальность руководство театра не позволяет преобладать частным интересам над общими. Поэтому интересы отдельных работников или групп никогда не ставятся выше интересов всего коллектива театра.
Таким образом, для выполнения плана и реализации стратегии порой необходимо жертвовать личной корыстью и выгодой, чтобы предприятие добилось успеха[84].
3) В БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» разработаны системы стимулирования и мотивирования сотрудников. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени, что предполагает как полную, так и частичную занятость персонала. Помимо установленной оплаты предусмотрена премиальная часть, которая зависит от оценки качества предоставляемой услуги. Дополнительным стимулированием для актеров театра являются различные награды, которые предусмотрены российским законодательством на государственном либо региональном уровне. Помимо самой награды, актер может получить и денежное вознаграждение[85].
4) Работа с персоналом направлена на формирование сплоченного коллектива, в котором ценится приверженность делу и активная позиция в продвижении театра. Однако сложность оценки индивидуальных способностей актеров не позволяет создать ситуацию, при которой все бы чувствовали справедливость. Как правило, не все актеры согласны с распределением ролей, что говорит об отсутствии чувства равенства[86].
Поэтому эффективному руководителю необходимо беспристрастно относиться к своим подчиненным, чтобы не вызывать чувство дискомфорта или розни в коллективе.
5) Сплоченность коллектива также оказывает на общую эффективность предприятия. Поэтому необходимы мероприятия, которые помогли бы сплотить коллектив. Это — корпоративные выезды на природу, организация спортивных соревнований и т.п., которые направлены не только на формирование сплоченности, но и на поддержание корпоративного духа.
Очевидно, что руководители предприятий беспокоятся о психологическом «климате» внутри коллектива. Сплочение – важная составляющая удачной работы команды, поэтому данный принцип является одним из самых нужных и полезных[87].
Определим особенности реализации принципов конечного результата:
1) «Место по работнику и работник по месту», – правило, которого придерживаются на предприятии. Что касается вещей, то каждому инструменту или приспособлению выделено положенное ему место.
Правило порядка позволяет избежать потраченного на поиски какой-либо вещи времени, что, конечно, положительно сказывается на эффективности производства и продажи[88].
2) Постоянство состава. Слишком частая смена персонала всегда вредит бизнесу, поэтому театр пытается разными способами поддерживать постоянный кадровый состав[89].
На предприятии штат меняется не часто, потому что предприятие обеспечивает стабильную заработную плату, но «текучесть кадров» в небольшом количестве имеет место быть.
3) Инициатива. Разного рода активность, деятельность по улучшению качества обслуживания и продукции не только ценится, но и приветствуется, инициатива и творческий подход к работе.
Рядовые сотрудники принимают участие в составлении коллективного договора, также существует профсоюзный комитет и рабочие собрания коллективов. Точка зрения сотрудников – важная составляющая бизнеса, ведь обычным служащим на местах, внутри предприятия, виднее, что можно улучшить, чтобы повысить эффективность производства[90].
Таким образом, при анализе принципов реализации функций менеджмента, видно что не все возможности задействованы. Так при рассмотрении вовлеченности персонала в производственный процесс можно увидеть, что мотивация рядовых сотрудников недостаточно высокая, так как увеличение собственной ответственности не происходит. К тому же если говорить об артистах театра, то они как люди творческие больше переживают за свое признание, чем за коммерческий успех театра в целом.
Функция планирования, так же реализована не полностью, что связано с определением государственного задания вышестоящим министерством, при этом руководство театра не может корректировать уже выданное задание[91].
Функции организации в изучаемом театре реализованы достаточно на высоком уровне, так как анализ структуры персонала и организации показывает, что театр справляется с возложенными на него обязательствами для оказания развлекательных и культурных мероприятия на местном уровне.
Функции контроля на изучаемом предприятии также реализованы не полностью. Оперативный контроль, который осуществляется директором и его замом не может привести к внесению изменений в разработанную стратегию развития предприятия. Это напрямую связано с бюрократическими особенностями функционирования российских министерств[92].
В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.
Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:
Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств[93].
Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области[94].
Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.